Психология ребенка младенческого возраста: Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде

Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде выделяют этап новорожденности (1 – 2 месяца) и этап собственно младенческого возраста (2 – 12 месяцев). Их сравнительная характеристика представлена в таблице 2.

Развитие новорожденного
Ведущая деятельность: взаимодействие (тактильное, зрительное, слуховое, речевое, эмоциональное) с матерью.
Психологические новообразования возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления.
Особенности развития двигательной сферы: двигательная расторможенность; нескоординированность движений рук, ног, глаз и головы; преобладание безусловных (врожденных) рефлексов (рефлекс шагания, хватательный рефлекс, плавательный рефлекс и др.).
Особенности развития познавательной сферы: развиты вкусовые и тактильные ощущения; наблюдается легкая тугоухость (из-за наличия околоплодных вод в среднем ухе, которые постепенно рассасываются), она пропадает через 2-3 недели, а также легкой степени близорукость (так как хрусталик глаза еще не адаптировался к воздушной среде), которая исчезает на 4-5 неделе жизни; преобладают ориентировочный рефлекс и фрагментарное восприятие.
Особенности развития личностной сферы: преобладают рефлекторные эмоции (нахмуривание во сне, непроизвольная улыбка, плач и др.) и биологические потребности: во сне, еде, тепле, сухости и др.
Особенности развития социальной сферы: физическая адаптация новорожденного к условиям жизни; полная зависимость ребенка от матери (или взрослого ее заменяющего).
Кризис новорожденности. Данный кризис начинается с процесса рождения ребенка. Л.Перну описывает его следующим образом: «Кризис новорожденности начинается с тяжелых минут… Подталкиваемый силой, равной давлению в 20 кг., он (ребенок) был выброшен из теплой водной среды с температурой в 37С?, где, подобно космонавту, прибывал в состоянии невесомости, в холодную среду с температурой воздуха около 20 С?, где к тому
же надо дышать». Основа кризиса связана с физическим отрывом ребенка от матери, что вызывает появление беспокойства малыша. Новые условия жизни заставляют организм перестраиваться. Теперь необходимо самостоятельно дышать, глотать и переваривать пищу, поддерживать температуру тела, осуществлять различные ненужные выделения из организма и многое другое. К такому резкому образу жизни новорожденный не готов и ему приходится постепенно приспосабливаться к новым условиям своего развития. Причиной такой перестройки называют смену условий развития (с водной на воздушную, с автоматического жизнеобеспечения на самостоятельное функционирование организма). Весь период новорожденности можно назвать кризисным, так как организм и элементарная психика ребенка подвергается процессу приспособления к существованию во внешней среде, результат которого может быть различным. Это сопровождается включением адаптационных механизмов нервной системы и внутренних органов (тех, которые новорожденный приобрел во время внутриутробного развития) к различному воздействию (пища, пеленание, воздух разной температуры, руки человека и др.) на ребенка.

Кризис новорожденности имеет следующие признаки

крикливость ребенка при неудовлетворении биологических потребностей (в еде, во сне, в тепле и др.

), покраснение, шелушение и «цветение» кожи, вздрагивания, сжатие пальцев рук в кулачок, частые хватательные действия при купании и пеленании.
Рекомендации по преодолению кризиса новорожденности могут быть следующие:
= кормить новорожденного до состояния сытости;
= не допускать переохлаждения и перегрева тела новорожденного;
= часто разговаривать с новорожденным ласковым тоном;
= каждый день делать массаж туловища и конечностей новорожденного;
= при купании соблюдать температуру воды, погружать малыша в нее постепенно и желательно укладывать новорожденного на какую-либо основу, чтобы он ее чувствовал и не испытывал чувство незащищенности, опасности, тревоги;
= выстроить режим дня и соблюдать его.
Как пройдет адаптация всех систем организма в период новорожденности, так и будет в дальнейшем функционировать и развиваться малыш. Результатом адаптации новорожденного является нормальное функционирование его организма (при приеме пищи, дыхании, опорожнении кишечника и др.), удлинение времени бодрствования и живая реакция на появление мамы (улыбка на лице, этом малыш осуществляет движения ножками и ручками, произносит отдельные звуки).

Развитие младенца
Ведущая деятельность в младенчестве – непосредственно-эмоциональное общение с матерью.
Психологические новообразования возраста – потребность в общении со взрослым, прямохождение.
Особенности развития двигательной сферы: быстрый прогресс двигательной активности как в крупной моторике (научается поднимать голову и поворачивать ее в разные стороны, сидеть и садиться без поддержки, ползать, стоять, ходить), так и в мелкой (совершенствуются движения рук – может дотягиваться, брать, удерживать и перекладывать небольшие предметы, осуществлять специфические манипуляции с ними, овладевает указательным жестом, пытается рисовать каракули); следит глазами за перемещением предметов.
Особенности развития познавательной сферы: свойственны все виды ощущений, которые постепенно дифференцируются и обостряются;
развивается восприятие объектов (в первое полугодие – научается узнавать предметы, а на втором – формировать целостный образ предметов); появляются начальные формы наглядно-действенного мышления, развивается ориентировочно-исследовательская активность (любознательность); отмечается особая реакция на интонацию и содержание человеческой речи; относительно хорошо понимает обращенную к нему речь взрослых, произносит первые слова (состоящие из одного или двух слогов); преобладает непроизвольная и кратковременная память, а после 6 месяцев способен запоминать и осуществлять поиск предмета.
Особенности развития личностной сферы: появляются предпосылки к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми; к концу года эмоции становятся целенаправленными, дети хорошо узнают эмоции у других людей, развиваются эмоции радости, гнева, чувства обиды, стеснения, привязанности к матери, тревога при виде незнакомых людей и в незнакомом помещении; ребенок научается осознавать свои части тела (предпосылка к развитию самосознания); потребности начинают приобретать социальный характер (формируется потребность в общении, в новых впечатлениях).

Особенности развития социальной сферы: общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы»), закладываются первые навыки опрятности и аккуратности.
Кризис младенческого возраста. Начало кризиса приурочено примерно к 9 месяцам, когда ребенок становится на ножки и начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок впервые отделяет себя от взрослого и предметов. Основа кризиса связана с раздроблением единой социальной ситуации «Мы». В ней появляются двое: ребенок и взрослый.
Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. В этот период взрослые вынуждены убирать многие вещи, их прятать от ребенка, вводить запреты. Не все его желания выполняются, потому что могут причинить вред ему самому или окружающим. Возникают противоречия между желанием обладать чем-либо (чаще вещью) и невозможностью достичь этого вследствие несовершенства двигательного аппарата ребенка и многочисленных ограничений со стороны взрослых. При чины такого противоречия кроятся в развитии потребности в новых впечатлениях за счет действий и невозможности их получить из-за социальных запретов и нежелания родителей поддерживать проявления моторной и познавательной активности ребенка. В результате могут возникнуть следующие проявления: бурные аффективные вспышки
(пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками, ногами и даже головой), особенно на слова «нельзя» или «нет», а также капризность при выполнении привычных действий, где наблюдалось спокойствие (во время еды, перед сном, при взаимодействии с игрушками и др.).
Рекомендации по преодолению кризиса младенчества предлагаются следующие:
= предоставить ребенку самостоятельность при перемещении и изучении нового (под контролем взрослого);
= запрещать только то,что опасно для жизни ребенка и окружающих, делать это спокойно, без проявления агрессии (не кричать на ребенка, не швырять и не ударять его);
= переключить внимание ребенка на другой объект, одинаковый по значимости;
= предугадывать заинтересованность ребенка в опасном или дорогом для взрослого объекте и вовремя убирать его с поля зрения;
= не наказывать ребенка при капризах и доброжелательным тоном успокаивать малыша;
= проявлять в любых ситуациях терпение и выдержку;
= демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова);
= быть последовательными в предъявлении требований к ребенку. Завершение кризиса младенчества позволяет ребенку установить новые отношения со взрослыми, расширить кругозор, усовершенствовать двигательную сферу и получить первый опыт знакомства с социальными запретами.
Таблица 2
Сравнительная характеристика развития новорожденного и младенца