ВАЛИДНОСТЬ: Валидность (от англ. validity — действенность, обоснованность) —

Валидность (от англ. validity — действенность, обоснованность) — показатель того насколько хорошо предполагаемый тест определяется то, для чего он предназначен.
Валидность обязательна и наиболее важная часть информации о психодиагностической методике и по точному определению А. Анастази указывает нам, что тест измеряет и настолько хорошо он это делает. В понятие валидности входит качественная информация о тесте, которая содержит данные о степи соотносимости результатов теста с другими сведениями об обследуемой личности, суждение о выраженности исследуемого свойства, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными объективными психологическими критериями. Валидность показывает направленность методики для конкретной однородной по возрасту, социокультурной принадлежности выборки, адекватность заданий их уровню образования и обоснованность выводов теста. Валидность отражает уровень обоснованности измерения, так как включает анализ широкого круга показателей необходимых для достижения успеха в деятельности. Реальная валидность раскрывается только в результате накопления материала в конкретных условиях применения методики.
Валидность включает большое количество самой разнообразной информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют ТИПЫ ВАЛИДНОСТИ.
1. ВАЛИДНОСТЬ ТЕКУЩАЯ. Характеристика текущей валидности теста устанавливает соответствие признака реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. В качестве таких признаков могут выступать уровни общих способностей, свойства личности, психомоторные и психофизиологические качества. Основной процедурой определения текущей валидности является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными характеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом является сравнение контрастных групп, а так же сопоставление оценок с результатами другой методики, валидность которой установлена. Своеобразным показателем текущей валидности является комплекс сведений о том, насколько удобен, экономичен тест по сравнению из других источников (наблюдение, анализ объективных данных, экспертная оценка и т. д. ) и позволяет судить, что является более простым и подходящим в решении практических задач.

Критерий текущей валидческой методики.
2. ВАЛИДНОСТЬ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ. Характеризует информацию о способности результатов методики с достаточной степенью достоверности прогнозировать степень выраженности психологического качества спустя определенное время полосе измерения. Отражает временной интервал, на который распространяется обоснование такого суждения. Показатель прогностической валидности раскрывает предсказательную силу методики, ее ближайший или отделенный прогноз, что позволяет экстраполировать результаты теста на будущее. Точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования. Обоснование отдаленной экстраполяции данных теста требует учета большого количества факторов, чем при оценке текущей диагностической значимости теста, сопоставлять результаты необходимо с новым уровнем независимого критерия чем при текущей валидности, с комплексом более сложных навыков и операций, требующихся для успешной социальной адаптации и профессиональной деятельности с учетом приобретенного опыта. Определение нового, более сложного независимого критерия базируется на исследовании статистического распределения и разброса показателей критерия в выборке лиц, относительно которой проверяется валидность методики. В качестве варианта для ускорения процедуры валидизации можно пользоваться выборкой на которую уже есть критериальные данные, результаты успехов в работе и учебе и т. п. Одним из наиболее надежных способов получения сведений о прогностических возможностях теста является метод полярных групп. Прогностические возможности в таком случае будут подтверждаться исхода из значимости количественных различий в результатах теста, проведенного в момент набора групп из числа имеющих этот признак и не имеющих (успешно осваивающих профессию и с низкой профессиональной успешностью).
Определение прогностической валидности обязательно для правильного использования и интерпретации большинства тестов, так как их результаты используются для формулирования прогноза и диагностического заключения на основании данных методик, а также для выявления значения измеряемых показателей в динамике развития свойства или виды деятельности. К их числу в первую очередь относятся тесты общих и специальных способностей, профориентационные тесты и методики профессионального отбора.

Перспективная валидизация выявляет прогностическую эффективность диагностической процедуры. Высокая прогностическая валидность доказывает как валидность самого измерения, так и наличие предлагаемой причинной связи.
3. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВАЛИДНОСТЬ. Характеризует информацию по результатам теста событие или состояние, которое было в прошлом и показывает валидность самого измерения. Например, если для исследования личностной предрасположенности к девиантному поведению проведено обследование лиц, совершивших противоправные поступки, то выявление акцентированных черт тревожности, агрессивности, нервно-психической неустойчивости еще не может интерпретироваться в виде первичных факторов, эти черты могут быть следствием сложившихся обстоятельств, угрызения совести, обстановки в коллективе и т. п. Сведения такого рода, как правило, является дополнительными и применяются в случаях невозможности валидизировать тест по текущему или перспективному критерию и при психиатрической экспертизе.
Применяется еще одно понятие валидности, но не являющееся валидностью объективной — это ОЧЕВИДНАЯ ВАЛИДНОСТЬ. Она важна для принятия теста взрослыми испытуемыми и отражает внешнюю привлекательность методики соответствующую новизну и трудность заданий для испытуемых при первом предъявлении. По содержанию очевидная валидность является желательными свойствами методики, так как выступает в качестве фактора, побуждающего испытуемых к обследованию, способствует более серьезному и ответственному отношению к обследованию и заключениям формулируемым психологом. При этом надо незабывать, что любая переделка теста влияет на объективную валидность, поэтому валидизация подвергается окончательный вариант методики.
В качестве меры валидности на практике применяются различные виды корреляционного анализа связей между индивидуальными оценками по тесту и оценками по критерию. Если получен значимый коэффициент корреляции, то можно считать, что решены две задачи определена практическая ценность методики относительно успешности деятельности и найдена реальная валидность методики для конкретной выборки испытуемых.