Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи

Психокоррекция — направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Таким образом, это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Таблица 1.9

Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики

Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) представляет собой систему лечебного воздействия психологическими средствами (вербальными и невербальными) на психику, а через нее на весь организм и поведение клиента. Психотерапия является деятельностью, направленной на обеспечение личностного роста военнослужащих, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование и развитие качеств, необходимых для их профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в воинском коллективе.
Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX в. Д. Н. Тьюком. В опубликованной им в 1878 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия». Общеупотребительным термин «психотерапия» становится только в 90-е гг. XIX в. в связи с развитием гипноза.
Психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями:
1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии;
2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их;
3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики [135].
В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. Соотношение медицинской и психологической моделей психотерапии, представленное в книге «Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности» [134], показано в табл. 1.10.
Таблица 1.10

Сравнительный анализ медицинской и психологической моделей психотерапии

Сравнительный анализ медицинской и психологической моделей психотерапии

Вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии — в настоящее время является достаточно дискуссионным. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование [6]. По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека.
Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии (медицинская модель):
• психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности;
• коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;
• в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов;
• психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии);
• в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту;
• Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента [79,118].
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств).
Психические заболевания — это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности. Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Следует, таким образом, дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педа
гогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. При этом психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное [118].
Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важно как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим человеком, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.
Таким образом, анализ различий между двумя видами деятельности показал, что термин «психокоррекция» по своему содержанию близок к немедицинской модели психотерапии. В дальнейшем употребление понятия «психотерапия» будет подразумевать именно эту — иемедицинскую модель психотерапии (или психокоррекции).
Классификация психотерапевтических подходов. Прежде всего, необходимо внести ясность в понимание соотношения терминов «метод психотерапии», «форма психотерапии», «направление психотерапии».
Под методом психотерапии подразумевается конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рам- ках определенной концепции психотерапии; совокупность психотехнических приемов [135].
Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия.
Форма психотерапии — это организация и структура взаимодействия терапевта и паци- ента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.
Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциатив-, ного эксперимента и т. д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.
Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. Таким образом, в отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода — различные методики и приемы. Достаточно широким по содержанию названием является вид психотерапии (коррекции), соразмерный с понятием модель и являющийся эклектическим объединением в ее рамках различных методов и форм психотерапии (психокоррекции), принадлежащих к различным ее направлениям.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие направления психотерапии:
1) психоаналитическое (исиходинамическое);
2) поведенческое (бихевиористское);
3) гуманистическое (экзистенционально-гуманистическое). В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основные направления:
• личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию;
• суггестивную психотерапию;
• поведенческую психотерапию;
• эмоционально-стрессовую психотерапию [135].
Виды психотерапии систематизируют по следующим основаниям:
а) по характеру воздействия (прямая — косвенная);
б) по этиопатогенетическому принципу (каузальная — симптоматическая);
в) по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая);
г) по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная);
д) по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тренирующая);
е) по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная);
ж) по направленности относительно патогенных установок (синергичная переживаниям, антагонистическая);
з) по тактике воздействия (выборочная, комбинированная или комплексная);
и) по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная — групповая), директивная — недирективная и др.
Виды психокоррекции, исходя из определенных критериев, классифицируют следующим образом [135].
1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
I
2. По содержанию различают такие виды:
• коррекцию познавательной сферы;
• коррекцию личности;
• коррекцию аффективно-волевой сферы;
• коррекцию поведенческих аспектов;
• коррекцию межличностных отношений:
• коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
а) индивидуальную;
б) групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ.: программированную и импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную.
6. По продолжительности: сверхкороткую (длится часы, минуты); короткую (быструю, длится несколько часов и дней); длительную (длится месяцы); сверхдлительную (длится годы).
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную.
Вид психотерапии (психокоррекции) может определяться используемыми для решения определенной задачи методами работы психолога.
Методы психотерапии (психокоррекции) могут быть следующие:
а) по биологическому гомеостазу: для нормального или стрессового состояния;
б) по характеру и направленности воздействия: развивающие, седативные, активизирующие, дезактуализирующие, мобилизующие;
в) по преимущественному воздействию на те или иные психические процессы: ментальный тренинг (мышление), имаготренииг (воображение), эмоционально-волевая тренировка (эмоции, воля);
г) по источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны других);
д) по используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музыкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия.
Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986):
• при острой истерической,симптоматике применяется суггестия;
• при вегетативных нарушениях — аутогенная тренировка;
• при жизненных трудностях — «разговорная» терапия;
• при фобиях — поведенческая терапия;
• при характерологических нарушениях — гештальт-терапия, психодрама;
• при расстройствах, связанных с семейными проблемами, — семейная психотерапия;
• при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения — глубинно-психологические методы.
Психокоррекционная ситуация. Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек (психолог) пытается помочь другому (клиенту).
Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов.
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог.
3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента [118].
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Общая цель психотерапии и психокоррекции состоит в помощи клиентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Более частными целями являются [1, 134]:
• формирование гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения;
• накапливание и рациональное использование энергетических ресурсов;
• изыскание, сохранение и развитие ресурсных состояний, обеспечение активности, энтузиазма, оптимизма;
• сохранение и развитие психического здоровья.
Таким образом, можно говорить о единстве следующих целей психотерапии: лечение, предупреждение нарушений и развитие личности клиента. Причем достижение этих целей связано со способностью и стремлением клиента к изменению себя (а не окружающего мира и других людей).
При решении этих задач психолог прибегает к трем основным методам.
Во-первых, обеспечение психологической поддержки. Это значит: прежде всего, сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка заключается также в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
Во-вторых, устранение дезадаптивного поведения и формирование новых, адаптивных способов решения проблемы.
В-третьих, содействие самораскрытию и инсайту (осознанию), т. е. лучшему пониманию своих мотивов, чувств, конфликтов и ценностей.
Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникают следующие актуальные вопросы. Что следует понимать под отклонением в развитии? Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
В практике коррекциоппой работы выделяют различные модели объяснения причин отклонений и трудностей в развитии человека.
Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.
Интеракционистская модель — подчеркивает значение нарушений процесса взаимодействия личности со средой.
Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Деятелъностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего тина деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности [118].
Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции.
Объекты психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменени-
ям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокор-
рекционное воздействие (например, объект— нарушения взаимоотношений с коллегами
по работе, а Предмет — агрессивность как личностное свойство человека; объект — школь-
ная дезадаптация, предмет — низкая мотивация учения).
Определить проявление личностных или психических нарушений можно по следующим признакам:
• нарушение какой-либо сферы личности, психики всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие;
• нарушение всегда проявляется в поведении, то есть его можно опознать при наблюдении;
• психические нарушения всегда приводят к социальной дезадаптации;
• психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий;
• нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать но двум основаниям: характер причин и характер проявления нарушений [134].
Характер причин нарушений. Причины могут быть внешние или внутренние. Соответственно, нарушения — первичными или вторичными. Внешние причины — это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
Характер проявления нарушения. Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как их недоразвитие (слабоволие, низкая эмоционально-волевая устойчивость и пр.).
При определении целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами.
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма содержательно задает ориентиры роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
2. Цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
3. При постановке общих целей психокоррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
4. Наряду с учетом индивидуальных особенностей необходимо ориентироваться и на содержание обобщенных психолого-возрастиых требований к психологическому статусу человека определенного возраста.
Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и организационно-педагогическую (осуществляют руководители, члены воинского коллектива, родственники). Эта программа проводится в жизнь с применением индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы направлена, прежде всего, на выработку у человека рефлексивных навыков оценки себя и окружающих, развитие способностей к эффективному взаимодействию.
При анализе эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых психологом воинской части, речь идет о следующих группах переменных, характеризующих коррекционное воздействие:
• субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
• объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира и поведения человека;
• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.
Большое значение для достижения запланированного психотерапевтического эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Психокоррекцион-ные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 часа. На успешность работы влияет также пролонгированность коррекцион-ного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей его поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит и от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разрешения трудности развития.
Порядок психотерапевтической работы психолога в воинской части определяется командиром воинской части, т. е. устанавливаются дни, часы и место при
ема. Как правило, местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении — комнате для проведения психологической разгрузки, социально-психологических и психофизических тренингов.
Комната должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от служебных помещений. Данное требование обеспечивает необходимое отвлечение внимания ее посетителей от повседневной жизни. Этому может способствовать, например, непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, наличие природно-деко-ративных элементов (валуны, растения, аквариум и т. п.) и мягкого, регулируемого по яркости и цвету освещения. Разумная оригинальность оформления, плавные линии, неяркие полутона, тишина — все это условия, уводящие людей от текущих забот, формирующие впоследствии условно-рефлекторный сигнал к непроизвольной настройке на релаксацию.
Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предметами. Необходимо избегать возможности возникновения субъективного ощущения замкнутости окружающего пространства, тесноты, которое мешает человеку настроиться на расслабление. Напротив, необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого человека. Объясняется это тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологической релаксации. Иллюзию большого пространства можно обеспечить за счет наличия высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманным использованием широкоформатных фотообоев с природным ландшафтом и зеркал. Эффект уединенности достигается произвольным размещением кресел. При расстановке кресел посетители комнаты не должны находиться лицом друг к другу или под таким углом, чтобы лицо оказывалось открытым для постороннего наблюдателя.
Следующая рекомендация касается оборудования комнаты таким образом, чтобы она могла использоваться полифункционально. Опишем некоторые требования к помещению и оборудованию. Комната, прежде всего, должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов. Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22 градусов по Цельсию. Устанавливаются мягкие кресла с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы для создания иллюзии объема) для проекции слайдов или фильмов. Из технических средств комната оборудуется аэронизатором, желательно устанавливать кондиционер. Могут также использоваться ритмостимулятор, релаксационные очки, видеосистемы с релаксационными видеокассетами. В цветовом интерьере должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол должен быть мягким, гармонирующим по цвету с окраской стен (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия успокаивает человека).
При создании цветосветовой композиции комнаты, для цветосветового воздействия на людей в ходе всего их пребывания, рекомендуется учитывать психофиапологический эффект цветов. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый — т. е. оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Для создания положительных эмоций используется психотерапевтический эффект демонстрации видеоизображений природы. Время пребывания в комнате условно делится на три периода [118]:
1. Отвлекающий — 1/7 часть всего времени.
2. Успокаивающий — 5/7 всего времени.
3. Тонизирующий — 1/7 часть времени.
В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется содержание, громкость и темп музыки; светоцветовое воздействие; уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки.
Содержание и методические особенности моделей психологической помощи, реализуемой в рамках основных теоретических направлений, изложены в приложении 19.