Психические свойства: Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие ее главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.
Направленность — это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека и показывает, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает.
Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, мотивы и цели.
Потребности — нужда человека как социально-биологического существа в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этого
активность, выполнять конкретную деятельность. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).
Мотивы — непосредственное побуждение к совершению конкретного действия для удовлетворения существующей потребности. Они формируются под решающим воздействием мировоззрения человека и имеют личностный смысл. При этом для удовлетворения одной и той же потребности у разных людей могут быть разные мотивы, как, впрочем, и разные цели. Они также могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности как простые (влечения, желания, хотения) и сложные (интересы, склонности, идеалы).
Потребностно-мотивационная сфера направленности является как бы ее фундаментом, на котором формируются цели личности.
Цели — идеальный образ результата деятельности (выполняемого действия). По времени существования они бывают оперативными (ближайшее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило реализация каждой из перечисленных целей осуществляется в соответствии с жизненной целью.
В целях неразрывно связаны установки и перспективы.
Установки — настроенность человека на осуществление той или иной деятельности.
Перспективы — эмоционально насыщенное представление желаемого, привлекательного, жизненно важного будущего, отодвинутого во времени, побуждающего человека достичь его.
В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, знание направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности.

Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные люди ведут себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психическим свойством — темпераментом.
Темперамент — индивидуально-психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения. В нем психика и деятельность взаимосвязаны. Именно психические особенности определяют особенности поведения человека. Темперамент, как психическое свойство личности, изучался многими учеными, но наиболее полно изложен в работах Шелдона, Кречмера, Теплова, Небылицина и некоторых других авторов.

В современной отечественной психологии используется типология темпераментов, описанная И.П.Павловым. В ее физиологическую основу он положил наиболее распространенные характеристики основных психических процессов — возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, безудержный, инертный и слабый. Последующие исследования позволили описать людей с различными типами ВНД, проявляющимися в динамике их поведения и получившими название активного, экспансивного, спокойного и подавленного. В дальнейшем автор связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным еще Гиппократом, и присвоил соответствующие названия — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присущи высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.
Сангвинический темперамент формируется на основе сильных,
уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный тип поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.
Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющих инертный тип ВНД и спокойное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и
жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.
Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и малоподвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и преимущественно подавленное поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, про- являют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.
На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется другое психическое свойство — характер.
Характер — совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Это стержневое психологическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера.
Черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности. Современный русский язык насчитывает около пятисот слов, раскрывающих содержание различных сторон тех или иных черт характера. Это позволяет достаточно точно охарактеризовать человека, но требует емкого тезауруса.
Для преодоления этой трудности в отечественной психологии разработана соответствующая систематизация психических черт личности (черт характера) в зависимости от особенностей отношения человека к внешним событиям и явлениям, опирающаяся на дихотомический способ классификации явлений (разбивку на полярные пары соподчиненных элементов).

Наиболее распространенными систематизированными чертами характера выступают:
по отношению:
к социальным явлениям — убежденный, беспринципный;
к деятельности — деятельный, бездеятельный;
к общению — общительный, замкнутый;
к себе — альтруист, эгоист;
по силе — сильный, слабый;
по волевым чертам — волевой, безвольный;
по эмоциональным чертам — уравновешенный, неуравновешенный и т.д.

Кроме того, в последнее время в отечественной психологии широко используются некоторые зарубежные личностные типологии. К ним, прежде всего, можно отнести полярные типы экстраверсия-интраверсия, раскрывающие преимущественную направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления и события (экстраверсия) или наоборот (интроверсия).
Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.
Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемых конкретным видом ее деятельности. На данном понимании способностей базируется разработка методик профессионального отбора.
Способности определяются индивидуально-психологическими особенностями человека, суммарным, целостным их проявлением в мотивационной, операционной и функциональной сферах.
В мотивационной сфере это своеобразное «пусковое устройство» для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность, создания условий для функционирования других психологических механизмов.
Операционный механизм способностей включает набор операций или способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат.
Функциональный механизм обеспечивается рассмотренными уже психическими процессами. Более высокими способностями обладают люди, у которых развиты воображение, память, мышление и другие психические про- цессы.
Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии; специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие,
используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей предопределяют качество соответствующей деятельности человека. К ним относятся:
неспособность — несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;
простая способность — соответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;
одаренность — способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
талант — способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
гениальность — способность достичь выдающихся результатов в выполняемой деятельности.
Следует учитывать, что способности — это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки — это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.