Коммуникативная функция общения: Коммуникативная функция общения предусматривает то, что

Коммуникативная функция общения предусматривает то, что военнослужащие в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр. Это и есть информация человеческой коммуникации, в ходе которой информация не просто передается, а и формируется, уточняется, развивается.
Коммуникативная функция имеет свою специфику. Во-первых, общение — это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъектный процесс (S=S), как «субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.
Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.
В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т.е. говорят на одном языке, когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем.
В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.).
Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невер- бальную коммуникации.
Вербальная коммуникация — это устная и письменная речь, т.е.
в качестве знаковой системы используется язык.
К свойствам речевого общения относят: речевые звуковые явления — диапазон, тональность, интонация, темп речи, тембр, ритм, модуляция высоты голоса, — их подробно изучает паралингвистика;
неречевые выразительные качества голоса — специфические звуки — смех, хихиканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуковые назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др. — все они изучаются экстралингвистикой.
Используя речь, коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Устная речь осуществляется в формах монолога или диалога. Предпочтительней для общения является диалог, в ходе которого происходит смена коммуникативных ролей, динамику которой на примере одного из партнеров можно представить в виде последовательности отрезков, высказывание, отношение, восприятие сообщения, подготовка к высказыванию, вновь высказывание.
Длина каждой фазы зависит от ситуации. Восприятие без искажения сообщения может быть только в том случае, если фаза высказывания говорящего совпадает с фазой восприятия слушающего. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: интенции (настроения, установки) партнеров, предполагающие активный, двусторонний характер взаимодействия и скоординированности речи; включенность партнеров в общий контекст деятельности, близость к предмету общения; наличие обратной связи, позволяющей раскрыть точность восприятия смысла сообщения партнером; умения и навыки общения с людьми.
Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению. Психологи выявили, что в содержании общения слова составляют 7%, звуки и интонация — 38%, неречевое взаимодействие — 55%.

Следовательно, в содержании общения невербальный компонент составляет более 90%.
К невербальным средствам относят кинесику, праксемику и визуальное общение.
Кинесика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, в основе которого лежит общая моторика различных частей тела. Это мимика, жестика, пантомимика.
Мимика — движение мышц лица, показывающее внутреннее эмоциональное состояние военнослужащего, которое может отражать удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и др. Основную познавательную нагрузку несут глаза, брови и губы. При этом необходимо учитывать, что эмоции человека отражаются чаще всего на левой стороне лица. Это связано с тем, что правое полушарие коры головного мозга отвечает за опыт ощущений, асимметрично отражающийся на лице, т.е. с левой стороны. Это аналоговый канал информации. Левое полушарие отвечает за знаковую информацию, логическую — это знаковый канал, асимметрично отражающей ее правой стороны лица. Командир подразделения, обладающий достаточными психолого-педагогическими знаниями, может по таким частям лица, как рот, губы, форма и блеск глаз, положение бровей, горизонтальных или вертикальных складок на лбу, подвижности лица в целом или его отдельных частей воспринять и проанализировать мимические коды эмоциональных состояний подчиненных и начальников.
Жестика дополняет общение гаммой движений отдельных частей тела человека. Жестовые движения можно свести к следующим группам:
— жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения, указатели, образно изображающие смысл передаваемого сообщения.
— жесты-регуляторы — жесты, выражающие отношение человека к чему или кому-либо.
— жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении.
— жесты-адапторы — специфические движения рук че ловека, отражающие его привычки.
— жесты-аффекторы — жесты, выражающие определенные эмоции человека, такие как уверенность, сомнение, подозрительность, самоконтроль, ожидание, напряженность, готовность и др.
Жесты могут быть открытыми и закрытыми. Первые свидетельствуют о психологической открытости, желании продуктивного общения. Это проявляется в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног. Вторые — говорят о психологической закрытости, тенденции к защите от ситуации. Внешне они проявляются в виде скрещенных рук и ног. Пантомимика отражает моторику всего тела: позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют разнообразные психологические состояния, в том числе готовность и неготовность, желательность и нежелательность общения. Так, провинившийся военнослужащий чаще всего идет неуверенной походкой, сутулится, чтобы уменьшить свой рост, подчеркнуть отношения субординации и попытаться уйти от наказания. По позам, осанкам и расположению общающихся можно предположить, насколько эффективно общение, и определить роль каждого из них.
Праксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения. Ее сущность в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.
Основатель праксемики Э.Холл, изучая нормы приближенности партнеров, выделил 4 зоны межличностного пространства: интимную (0-45 см), персональную (45-120 см), социальную (120-400 см) и публичную (400-750 см). Каждой из них свойственны особые ситуации общения. Для интимной зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт. Она предназначена для близких людей. Персональная зона — для друзей, коллег и предполагает визуальный и аудиальный контакт.

Социальная зона — для общения с группой, например при проведении занятий с подчиненными.
Различные отношения людей друг к другу могут выражаться и через то, какое место (при свободе выбора) они занимают за столом. Например, за прямоугольным столом командира (А) подчиненный (Б) может занять 5 позиций, показанных на схеме №1 (стр. 13).
А, Б1 и Б5 — угловое расположение характерно для людей, занятых непринужденной беседой или деловым взаимодействием соавторов решения общей проблемы (задачи). Эта позиция партнерства и равенства, удачна для общения и выработки общих решений. А, Б3 — конкурирующе-оборонительная позиция, где стол — барьер между собеседниками. Это и отношения субординации. А, Б2 и Б4 — независимая позиция людей, не желающих взаимодействовать за столом друг с другом.

Расположение собеседников в зависимости от установки на общение

Схема № 1.

Расположение собеседников в зависимости от установки на общение

Квадратный стол способствует созданию отношений соперничества и вызывающего поведения людей, равных по положению. Он чаще всего используется для проведения короткой деловой беседы, подчеркивая субординацию. За таким столом отношения сотрудничества устанавливаются командиром более всего с теми, кто рядом. Причем с теми, кто справа, будет больше взаимопонимания, чем с теми, кто слева, и менее всего — напротив. Такой стол — для официальных взаимоотношений.
Круглый (неофициальный) стол используется для доверительного общения, для «удобства» дискуссии. Считается, что те, кто расположен справа от командира, ближе к нему и более всех его понимают. Те, кто слева,— тоже близкие люди. Остальные — дистанцированы. Если за круглым столом расположились две или несколько групп для дискуссии, то, как правило, справа от лидера располагаются члены его команды.
Существует специфический набор пространственных констант коммуникативных ситуаций, так называемых «хронотопов». Всем известны хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации приводит к не всегда объяснимой откровенности с первым встречным, если это вагонный попутчик, или стремление поведать всем о своем самочувствии и здоровье при посещении больницы.
Успех или неуспех командира в общении с подчиненными определяют не столько средства праксемики, сколько его содержание, течение и направление, которые задаются более высокими содержа
тельными уровнями человеческой деятельности, а именно, ценностными установками, позициями, целями общения.
В визуальном общении используется специфическая знаковая система — это контакт глаз. Его характеристиками являются частота обмена взглядами, направленность и длительность, динамика и статика и др. Контакт глаз дополняет вербальную коммуникацию, а именно
— сообщает о готовности продолжать или прекратить ее, способствует раскрытию внутреннего состояния или, напротив, сокрытию его.
Взгляд партнера может быть деловым, если не опускается ни- же глаз другого человека, сосредоточен в районе лба; социальным, если он направлен на символический треугольник на лице партнера,
расположенный на уровне глаз и в области рта; интимным, проходящим через линию глаз и опускающийся на другие части тела; взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Итак, в процессе коммуникации военнослужащие обмениваются информацией, а также вступают во взаимодействие, без которого невозможен ратный труд.