Эмоционально-волевые процессы: Эмоционально-волевые процессы представляют собой общее функциональное

Эмоционально-волевые процессы представляют собой общее функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.
Отмечено, что различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека — одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики (эмоций и чувств) в виде соответствующих переживаний.
Эмоции — процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях.
Считается, что физиологической основой эмоций выступает соответствующее влияние на психическую деятельность адреналина, поступающего в кровь человека в результате физиологической реакции его организма на происходящее вокруг. Следовательно, длительность эмоционального процесса ограничивается временем действия этого биологически активного вещества.
Чувства — устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.
Физиологической основой чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в подкорке и коре головного мозга. Отсюда следует, что чувства, оказывая аналогичное эмоциям воздействие на психику, имеют духовную первооснову.
Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору головного мозга и влияют на протекание всех познавательных процессов. В зависимости от этих и других обстоятельств выделяют различные виды эмоций и чувств: стенические (активизирующие) и астенические (закрепощающие); простые (биологически обусловленные) и сложные (духовно обусловленные), а также моральные, эстетические, интеллектуальные и другие.
Эмоции и чувства различаются по силе, длительности, глубине, скорости возникновения и действенности. В зависимости от их величины различают соответствующие эмоционально-чувственные состояния (иногда просто эмоциональные состояния), представляющие собой определенный временный уровень целостного функционирования психики человека.

Настроение — слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Страсть — длительное, действенное и глубокое эмоциональное состояние, возникшее на основе осознания необходимости достижения конкретной цели деятельности.
Испуг — простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения.
Боязнь — эмоциональное состояние на основе осознания реальной опасности.

Страх — астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля над своими действиями.

Аффект — переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы.
Стресс — непродолжительное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания сложности ситуации, в которой находится человек.
Фрустрация — эмоциональное состояние, возникающее при осознании непреодолимости возникшей для человека трудности.
Аффективный страх — остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность человека к сознательной деятельности.
Паника — крайне выраженное астеническое состояние с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием.
Наряду с перечисленными, у военнослужащих могут возникать и специфические эмоционально-чувственные состояния. К ним, прежде всего, относят состояния ожидания (эмоциональное состояние, вызванное осознанием в условиях бездействия опасности для жизни, здоровья или социального положения предстоящих действий) и боевого возбуждения (сильное стеническое состояние, тормозящее аналитическую функцию сознания в активной деятельности военнослужащего).
Одной из наиболее важных особенностей эмоций и чувств выступает их внешнее проявление в мимике (гримаса, улыбка, конфигурация рта), в пантомимике (движение ног, рук, пальцев), в речи (темп, тембр, интонация).
Специфической физиологической реакцией организма человека на эмоционально-чувственные состояния является побледнение лица, дрожь, расстройство работы внутренних органов и др.
Эмоции и чувства, как психические явления, тесно связаны с физиологической сферой человека и, следовательно, оказывают существенное влияние на целостное состояние его здоровья. Доказано, что среди причин многих болезней можно выявить преобладание астенических эмоционально- чувственных состояний.

Понимание сущности эмоционально-чувственных состояний позволяет выделить их основные характеристики. К ним относятся сила и длительность возникающих эмоционально-чувственных состояний.
Если эмоции и чувства человека переводят функционирование его психических процессов в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли.
Воля — способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия).
Психологический анализ волевого действия позволяет сделать вывод о его наиболее часто проявляющейся последовательности: постановке и осознании цели действия; борьбе мотивов; принятии решения; выработке плана действия; реализации (плана) решения; оценке и анализе выполненного действия.
Физиологической основой волевого действия (воли) является блокирование (торможение) соответствующими участками коры головного мозга деятельности тех ее участков, которые отвечают за включение эмоционально-чувственных процессов личности. Однако следует отметить, что одновременно и эмоционально-чувственные процессы пытаются подавить волевые усилия и распространить свое влияние на познавательную сферу деятельности человека.

В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации рассматриваемый волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные.
Простые волевые действия — это действия, направленные на достижение хорошо осознанной и представляемой цели ближайшей перспективы,
когда способы ее достижения заранее определены и привычны.
Сложные волевые действия представляет собой ряд последовательно совершаемых актов с внутренними противоречиями, каждый из которых связан с необходимостью преодоления частных препятствий и трудностей.
Преднамеренные волевые действия — сознательное действие по преодолению существующих физиологических или психологических трудностей в соответствии с поставленной целью.
Непреднамеренные волевые действия — как правило подсознательное действие по преодолению трудностей без предварительного формирования целевой установки. Зачастую этот вид волевого действия приобретает форму упрямства.
Формирование, развитие и проявление того или иного вида волевого действия (воли) происходит в ходе личностного становления человека. О качестве рассматриваемого психического явления личности можно судить по соответствующим характеристикам воли. К их числу относятся:
целеустремленность — строгое соответствие выполняемой деятельности (поступков) сознательно поставленной цели;
самообладание — способность сознательно управлять своими мыслями,
эмоциями (чувствами) и действиями (поступками);
решительность — способность оперативно принимать наиболее целесообразные решения для незамедлительных действий;
самостоятельность — способность (поступать) в соответствии с собственным планом (реализовывать свой замысел);
настойчивость — проявление упорства для достижения поставленной цели деятельности;
инициативность — степень активности при поиске наиболее целесообразных путей достижения поставленной цели.
В зависимости от уровня каждой из перечисленных характеристик у человека формируются соответствующие качества личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др.
Таково основное содержание психических процессов личности. Его подробный анализ позволяет сделать вывод, что рассмотренные явления позволяют лишь отражать в сознании человека предметы и явления объективного мира в различных формах их проявления. Однако человек, помимо созерцания, еще выполняет и созидательную функцию — соответствующим образом воздействует на окружающий его мир. Это воздействие осуществляется на основе второй и третьей групп психических явлений, называемых психическими образованиями и психическими свойствами.