АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ: Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.
Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.
У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.
У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Работа педагога-дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по абилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими звеньями комплексного восстановительного лечения. Врач рекомендует оптимальную индивидуальную позу, осуществляет медикаментозное лечение, проводит специальные упражнения с целью тренировки артикуляционного аппарата с применением массажа, обучает детей фиксации взора, тренирует подвижность глазных яблок.
Основная цель воспитательной работы — формирование личности ребенка в коллективе. Воспитательная работа должна способствовать лечению и закреплять его положительные результаты. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание. В процессе специальных занятий развивается праксис и совершенствуются речевые функции.
В результате общих усилий всего персонала лечебного учреждения (больница, санаторий, ясли, детский сад, школа-интернат) преодолевается образовавшаяся у ребенка социально-педагогическая запущенность. Комплексное лечение дает наибольший эффект в случае согласованного осуществления лечебных и педагогических мероприятий. Для этого составляется единый план проведения лечебных процедур, занятий и других мероприятий. Все эти мероприятия проводят в заранее определенной связи и последовательности. Контроль за выполнением всех звеньев лечебно-коррекционных мероприятий должен осуществлять врач. Педагог-дефектолог и логопед должны быть хорошо знакомы со всеми разделами лечения.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА В АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует примнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенициальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образовыний, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора. Например, при слепоте возможны обучение ребенка, его адаптация в обществе и определенная абилитация на основе широкого и многостороннего использования сохранного слухового анализатора. При слепоглухонемоте возможны обучение и адаптация ребенка в обществе на основе использования сохранного кожного и кинестетического анализаторов.

ПРИНЦИП АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей представляет собой сложный процесс, требующий от педагога-дефектолога понимания тех особенностей нервной системы, которые имеют место у людей, полностью или частично лишенных зрения. Слепота может компенсироваться за счет широкого использования функций сохранных анализаторов. Тренировка слуха и кожного восприятия в процессе ежедневного жизненного опыта приводит к формированию специализированных условных связей; вырабатываются такие формы условно-рефлекторной деятельности, которые почти не используются при сохранном зрении. Слепых обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. Образы букв и слов формируются на основе тактильных восприятий выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек. Таким образом, функция зрения компенсируется за счет активного использования рецепторов кожи. Тактильная чувствительность используется также в процессе овладения другим учебным материалом. С помощью осязания больные узнают окружающий мир, получают представления о форме, величине, качестве предметов. Выполняемые слепыми практические действия педагог сопровождает соответствующими словесными описаниями. Речь окружающих способствует формированию и совершенствованию познавательной деятельности слабовидящих и слепых.
Важным средством абилитации и реабилитации слепых является их трудовое обучение; в процессе такого обучения у них формируются необходимые навыки и умения. В результате они оказываются в состоянии заниматься активной трудовой деятельностью, В процессе обучения слепых и слабовидящих широко применяют последние достижения бионики, электроники, что открывает широкие возможности для их социальной адаптации.
При обучении слабовидящих максимально используют имеющиеся у них остатки зрения.
У слабовидящих следует развивать так называемое оптическое внимание. Для этого надо вводить новые предметы в обстановку клacca, спальни, игрового уголка. Детям можно предлагать сосредоточиться на новых деталях выполняемого рисунка. Можно предложить описать ту или иную многопредметную картину.
Необходимо формировать умение осуществлять оптический контроль за производимым движением. Полезно обозначить такое движение соответствующим ему словом. Важное значение придают выполнению движений в определенной последовательности и их точному воспроизведению по памяти. В результате вырабатываются полезные стереотипы двигательных навыков. Со слабовидящими следует проводить занятия по развитию пространственного восприятия. С этой целью детям можно предлагать описывать и вычерчивать маршрут, по которому они шли во время специально организованных прогулок.

Педагог должен учитывать, что в начале обучения слепые и слабовидящие испытывают значительные трудности. Он обязан принять профилактические меры, исключающие возможность перенапряжения нервной системы. Важно иметь в виду, что потеря зрения (особенно в относительно зрелом возрасте) может сопровождаться нарушениями нервной системы в виде тяжелой депрессии и истерических реакций. В связи с этим неотъемлемой частью процесса лечения, обучения и воспитания являются проводимые с детьми психотерапевтические мероприятия.

ПРИНЦИПЫ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Глухие и слабослышащие дети не могут обучаться в массовой школе. Абилитация детей с дефектами слуха происходит за счет использования остаточного слуха и сохранных анализаторов. Особое значение приобретает использование в процессе познавательной деятельности зрительных, тактильных и вибрационных ощущений. Глухота или снижение слуха препятствует нормальному становлению речи, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии мышления. Развитие мышления замедляется. Какоето время оно остается в пределах конкретно-образных форм.
На первоначальных этапах обучения широко используют мимико-жестикуляторную речь. На этой основе ребенок овладевавает понятиями о предметах и явлениях окружающей действительности и осуществляет контакт с окружающими его людьми.
Сурдопедагог применяет методы и приемы с целью формирования у глухих детей произношения. Постепенно у них складывается артикуляционный образ слов и фраз. В процессе специального обучения глухие дети овладевают также и умением считывать речевой материал с губ собеседника.
Овладение навыками произношения и чтения с губ — длительный и сложный процесс. Параллельно с этим у больных детей формируют дактильную (пальцевую) речь. Каждой букве соответствует определенное положение пальцев дактилирующей руки Дактилология служит одним из вспомогательных средств в процессе обучения ребенка произношению и чтению с губ. Дополнительный поток импульсов от дактилирующей руки способствует формированию устной речи. Это связано с тем, что дактильные кинестезии и речь составляют одну функциональную систему. Для телефонной связи глухих пользуются азбукой Морзе: длинные и короткие сигналы с помощью вибраторов воздействуют на пальцы глухого (использование вибрационного чувства).
Сурдопедагог развивает имеющийся у слабослышащих остаточный слух. Возможность восприятия речи детьми с дефектами слуха может быть значительно увеличена за счет звукоусиливающей аппаратуры.
Следует помнить о том, что формирование речи должно идти параллельно с развитием других высших корковых функций. В последние годы сурдопедагогика обогатилась теоретическими достижениями нейрофизиологии и психологии. Это позволило значительно усовершенствовать методы формирования устной речи.
При обучении глухих детей не следует ограничиваться использованием какого-либо одного анализатора. Для преодоления дефицита информации следует использовать “тотальную многостороннюю коммуникацию”. Глухих детей надо начинать учить возможно раньше, так как в возрасте старше 3 — 4 лет глухой ребенок не в состоянии развить все свои способности.

ПРИНЦИПЫ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ
При лечении больных с детскими церебральными параличами . огромное значение придают подавлению влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Необходимо развивать задержанные рефлексы, способствующие нормальному развитию вертикального положения туловища и двигательных функций (стато-кинетические рефлексы).
Функционирование лабиринтных и шейных тонических рефлексов (в норме они исчезают в возрасте 3 мес): 1) приводит к развитию патологических поз и вынужденному положению; 2) лишает ребенка всякой моторной активности и способствует вторичным нарушениям чувствительности; 3) нарушает необходимые для развития нервной системы афферентные синтезы и тем самым препятствует формированию более высоких уровней двигательной и речевой функциональных систем; 4) грубо нарушает все доречевое и речевое развитие ребенка.
С целью устранения патологических тонических рефлексов осуществляют воздействия, направленные на расслабление мышц и подавление патологической рефлекторной активности. Речь идет о лечебной физкультуре, массаже, физиотерапевтических и ортопедических процедурах. Вспомогательное значение имеет применение некоторых лекарств.
Педагог-дефектолог совместно с невропатологом должны подобрать специальные, наиболее адекватные для каждого ребенка позы и положения, при которых влияние патологических рефлексов было бы минимальным. Все логопедические и другие занятия следует проводить в этих положениях.
Для расслабления тонуса мышц и подавления патологических тонических рефлексов применяют специальные упражнения и укладки.
Придание правильного положения туловищу и другим частям тела имеет огромное значение в коррекции двигательных нарушений у детей. Лечение положением применяют довольно широко и выполняют в виде различных укладок. При этом больному придают соответствующие позы в положении лежа, сидя и стоя; туловище и отдельные конечности фиксируют с помощью специальных приспособлений.
Укладки и фиксации используют для подготовки больного к занятиям лечебной физкультурой как исходное положение для работы с одной конечностью, мышцами шеи или туловища, для отдыха после занятий, как лечебную процедуру с целью сохранения достигнутых результатов, а также как способ предупреждения и устранения контрактур (ограничений подвижности суставов).
Большое распространение получила “эмбриональная поза”, в которой максимально подавляется тонус разгибателей, ряд укладок-упражнений. Сначала такие укладки создаются пассивно. Затем взрослый учит ребенка выполнять их произвольно. Эти позы способствуют снятию неправильных установок тела и дают возможность овладеть активными движениями. В таких позах отрабатывают активное удержание головы (при ее поворотах в стороны, вверх, вниз); в этих же позах отрабатывают и удержание всего туловища. В последующем отрабатывают разгибание рук, ног. Следует отметить, что овладение умением удерживать голову и совершать головой активные движения — главное и обязательное условие развития произвольных движений тела.
Развитие умения удерживать голову осуществляют постепенно — сначала в максимально облегченных условиях, затем в условиях возрастающей сложности. Для коррекции неправильных положений головы применяют также валики, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи. Кроме того, производят чередования положения ребенка в кровати по отношению к источнику света. Следует также носить ребенка на руках на боку, противоположном повороту головы. В тяжелых случаях для придания правильного положения голове и туловищу применяют специальные гипсовые кроватки. В таких кроватках голову ребенка укладывают с обратным поворотом.
Для стимуляции разгибания мышц шеи проводят адаптацию ребенка к положению на животе. В этом положении легче вырабатывается активное поднимание и удержание головы. Для выработки рефлексов, устанавливающих нормальное положение головы и туловища, большое значение имеет использование ориентировочного рефлекса на звуковые и световые раздражения. В ответ на звуковые или световые раздражения ребенок пытается совершить поворот глаз и головы в сторону раздражителя. Сначала он повертывает в сторону раздражителя глаза, вслед за этим совершает поворот головы. Но для этого необходимо, конечно, устранить асимметричный шейный тонический рефлекс и кривошею. Включение ориентировочного рефлекса в стимуляцию движений головы может оказать очень большую помощь в развитии целенаправленных движений.
Выработка разгибательных рефлексов туловища, начальным компонентом которых является выпрямление и удержание головы, облегчается с помощью упражнений на специальных колясках, мяче и других приспособлениях.
Ребенок может катить коляску, на которой имеется подгрудник, препятствующий опусканию груди и стимулирующий разгибание плечевого пояса, отталкиваясь с помощью кистей и пальцев рук. Такая деятельность способствует развитию выпрямительных движений в суставах рук и разгибанию кистей.
Развитие опорной функции рук способствует осуществлению разгибательных движений в мышцах спины, так как активная опора на руки в положении лежа на животе облегчает разгибание туловища.
Для выработки способности опираться на руки и полнимать голову применяют упражнения на мяче. Ребенка’укладывают животом на мяч со свисающими вниз руками. При перекатывании мяча тело ребенка опускается вниз и руки его касаются пола.
Таким образом, постепенно возникает рефлекторная установка на разгибание кистей и пальцев, вырабатывается опорная функция кистей.
С помощью упражнений на мяче развивают выпрямительные рефлексы туловища, добиваются разгибания рук в плечевых суставах и отведения их назад в плечелопаточных суставах.
Огромное значение имеет отработка движений кистей и пальцев рук с первых же дней жизни ребенка, так как при детских церебральных параличах имеется тенденция к развитию контрактур в лучезапястном суставе. Такая отработка достигается в процессе выполнения особых упражнений, начинающихся с расслабления кисти путем ее потряхивания. Разгибание кисти вначале производят пассивно, затем путем активных упражнений. У более старших детей ручную умелость вырабатывают с помощью особых приспособлений и игрушек (типа конструкторов, кубиков). Кроме того, в этих целях используют специальные игры. Ручная умелость развивается лучше, если ребенок играет не один, а в обществе других детей.
Большое значение имеет коррекция задержек психического и речевого развития у детей с церебральными параличами.
При проведении восстановительного лечения необходимо стимулировать развитие зрительно-моторных связей, применяя различные игры, картинки. Занятия, не интересные для ребенка, не затрагивающие его интеллекта, резко снижают их эффективность.
В процессе восстановительного лечения особенное внимание следует уделять развитию предпосылок интеллектуальной деятельности. С этой целью необходимо развивать фиксацию взора на предметах в процессе манипулятивной деятельности, особенно если имеются патологические тонические рефлексы, которые ограничивают возможность зрительного восприятия и в связи с этим затрудняют познавательную деятельность. Тренировка внимания и наблюдательности — важные условия развития интеллекта. Целесообразно организовывать подвижные и настольные игры, основной целью которых должно быть развитие моторики и манипулятивной деятельности с коррекцией нарушенных функций (слабость кистевого схвата, отведения большого пальца, супинации и пронации и т.

п.). Игровые упражнения способствуют также и развитию навыков самообслуживания.
Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо возможно чаще вовлекать ребенка в другие виды игровой деятельности. Следует шире использовать музыкально-ритмические занятия, чередуя их с подвижными и настольными играми, Вызванные на музыкально-ритмических занятиях эмоциональные реакции способствуют воспитанию двигательной и речевой активности, расширяют активный и пассивный словарь, способствуют нормализации голосообразования и дыхания. Занятия следует проводить в форме игры, так как именно эта деятельность составляет главное содержание жизни ребенка. Кроме того, игра является тем видом деятельности, в который дети включаются быстрее всего.
Музыкально-ритмические игры должны быть направлены на формирование и развитие движений. В процессе выполнения упражнений формируются координированные и точные движения, вырабатываются ритмическое дыхание и устойчивое равновесие.
Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию речи, при этом развиваются слуховое внимание и дифференцированный слух. То и другое служит подготовительным этапом к развитию речевого слуха. В процессе занятий дети учатся определять характер музыки (медленный — быстрый, громкий — тихий и т. д.) и различать звуки музыкальных инструментов (пианино, барабан, баян и др.).
В определенном музыкальном ритме и темпе проводят артикуляционную гимнастику, цель которой — формирование умения совершать точные координированные движения мимической и артикуляционной мускулатуры, более точно переключаться с одних артикуляционных движений на другие и длительно фиксировать каждое из артикуляционных положений.
Детям с грубой асинхронностью голоса, дыхания и артикуляции, слабым диафрагменным дыханием, слабым голосом и с маловыразительной модуляцией важно петь гласные звуки, гласные в сочетании с согласными, песенки на выдохе, выполнять под музыку двигательные упражнения. При этом необходимо учить детей регулировать силу и высоту голоса: петь высокие и низкие звуки, постепенно увеличивать силу звука.
Обучение детей игре, особенно в сочетании с музыкально-ритмическими занятиями, способствует развитию моторики, ручной умелости, познавательной деятельности и отвлеченного мышления, увеличивает запас сведений и представлений, улучшает речевую активность, помогает усвоению сложных логико-грамматических конструкций, корригирует нарушенные высшие корковые функции.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Чрезвычайно важна лечебно-коррекционная работа в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается неврологическими нарушениями. Особенно часто она отмечается при детских церебральных параличах. Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения больных. Необходимо, чтобы больные были максимально активны и заинтересованы в устранении речевых дефектов. Следует использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикулядионной моторикой. Восстановительную речевую терапию надо проводить в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями.
развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи происходят параллельно друг другу. Это следует учитывать во время лечебно-педагогической работы с детьми. При выраженности у детей с двигательными нарушениями дизартрии в игровые занятия по развитию речи следует включать упражнения, направленные на регуляцию голосообразования и дыхания, на тренировку в произнесении губных звуков и дифференцировку часто смешиваемых звуков (свистящих и шипящих). Важно осмысление детьми сложных логико-грамматических конструкций; в связи с этим им можно предлагать воспроизводить доступный речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать произносимый речевой материал. Очень большое значение имеет развитие фонематического слуха.
При выраженных двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) большое значение в процессе развития речи следует придавать подавлению патологической рефлекторной активности. С целью подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное (как в норме) формирование доречевой и речевой деятельности. Необходимость соблюдать это требование становится особенно настоятельной, когда логопедическую работу проводят с детьми первых 2 лет жизни. Например, на логопедических занятиях со страдающим псевдобульбарным параличом ребенком в возрасте 1 года необходимо позаботиться о формировании функции кусания и жевания. Кроме того, надо обеспечить обособление дыхательных движений и голосовых реакций от общей мышечной активности. Вместе с тем необходимо последовательно стимулировать и развивать звуковую коммуникацию. Важно вызвать у ребенка те или иные звуки гуления и на основе врожденных подражательных реакций придать этим звукам многообразную интонационную выразительность. Стимуляция коммуникативной голосовой и речевой активности — одна из важнейших задач на всех этапах развития больного ребенка.
Важным фактором, задерживающим речевое и интеллектуальное развитие детей с врожденными и приобретенными в раннем возрасте поражениями нервной системы, сочетающимися с лейгательными нарушениями, является сравнительно позднее становление выпрямляющих рефлексов. В связи с этим больной ребенок оказывается лишенным возможности удерживать голову, сидеть, стоять и ходить. Это еще более препятствует нормальному дыханию, голосообразованию, движениям речевой мускулатуры, искажает и замедляет развитие высших корковых функций (гнозис, праксис), имеющих непосредственное отношение к формированию речи. В связи со сказанным развитие речи и интеллекта ребенка следует осуществлять в тесном единстве с занятиями лечебной физкультурой, направленными на развитие выпрямляющих рефлексов, а также опорной, хватательной и манипулятивной деятельности рук.
Педагог-дефектолог и логопед должны постоянно сопоставлять темпы моторного и речевого развития ребенка и следить, чтобы моторная нагрузка в речевой деятельности была адекватной.
Анатомическая близость корковых зон иннервации речевых мышц и мышц рук (особенно кисти и большого пальца) и важная роль ручной доминантности в формировании полушарной доминантности обусловливают необходимость развивать функциональные возможности правой руки. Это будет способствовать функциональному и анатомическому созреванию корковых отделов двигательного анализатора и речи.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
Характер лечебно-коррекционных мероприятий при заикании зависит от его формы и возраста больного ребенка. Но во всех случаях его следует начинать сразу после появления дефекта речи. Лечебно-коррекционные мероприятия при заикании всегда должны носить комплексный характер. Одновременно необходимо проводить логопедические занятия, психотерапевтические воздействия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Кроме того, надо вести педагогическую работу с родителями и другими членами семьи больного ребенка. Большое значение в преодолении заикания имеют занятия логоритмикой и лечебной физкультурой.
При невротическом заикании во время логопедических занятий не следует привлекать внимание ребенка к его речевому дефекту, так как это может ускорить появление логофобии и усилить заикание. В острый период невротического заикания в течение 7—10 дней надо соблюдать режим молчания.
Логопедическую работу при заикании проводят поэтапно. Во время занятий развивается ситуативная и контекстная речь. Переход от ситуативной речи к контекстной должен происходить постепенно. Ситуативная речь возникает в условиях наглядной ситуации. Ее содержание понятно только собеседнику, учитывающему ситуацию, жесты, движения, мимику, интонацию и т.д. Контекстная речь понятна при знании контекста и представляет собой развернутые связные высказывания вне конкретной ситуации.
У ребенка с заиканием важно воспитывать навыки самостоятельного построения фразы, умение давать полные ответы на заданные вопросы и самому задавать подобные вопросы. Эту работу проводят строго поэтапно.

ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ
Большое значение в системе реабилитационных мероприятий имеет трудотерапия школьников, т. е. лечение их трудом. Целенаправленный труд способствует восстановлению нарушенных функций, дает возможность почувствовать радость творчества, создает обший благоприятный эмоциональный фон. В процессе восстановительного лечения используются три вида трудотерапии.
Общеукрепляющую трудотерапию проводят с целью отвлечения мыслей ребенка от болезни, улучшения моторики, развития ручной умелости, повышения жизнедеятельности организма. Для переключения внимания детям дают легкие задания (лепка из пластилина, картонажные работы, нанизывание бус и т.д.) с учетом возраста и особенностей, возможностей их моторики. Постепенно детям начинают предлагать более сложные задания (помощь в уборке палаты, раздаче пищи).
Восстановительная трудотерапия имеет целью восстановление нарушенных при парезах и параличах функций. В процессе трудотерапии происходит тренировка пострадавших мышц и выработка заместительной функции других мышц. При подборе работ учитываются характер двигательных нарушений, перспектива развития нарушенных функций, возможность использования других мышц в качестве заместителей пораженных мышц. Кроме того, принимают во внимание интересы и склонности ребенка.
Дети должны видеть результаты своего труда. Они должны чувствовать, что их труд нужен окружающим его людям. Для этого целесообразно дарить выполненные детьми поделки родителям, родственникам, товарищам. Большое значение имеет организация выставок детских работ. При этом нужно указывать фамилию, имя и возраст ребенка.
Восстановительная трудовая терапия отличается от трудового обучения тем, что ее основной задачей является не воспитание конкретных трудовых навыков, а развитие обобщенных двигательных умений, которые создают предпосылки для будущей профессиональной деятельности.
Важное значение приобретает ориентировочная трудотерапия, основным конечным результатом которой является трудовая ориентация. Педагог-дефектолог и врач должны выявлять склонности и возможности ребенка на основе детального анализа его двигательного дефекта и общего состояния организма. Целесообразно привлекать ребенка к работе в кружках — фотолюбителей, машинописи, вязальном, швейном и т.д.