<< Предыдушая Следующая >>

4. МЕТОДОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА.

Сложное слово "методология" можно расчленить на термины "метод" и "наука". Наука о методе исследования, или теоретическое обоснование метода. Содержание этого термина отвечает на вопрос, почему используется такая совокупность приемов исследования, почему так, а не иначе. Диагностика - это одна из форм познания. Она использует методы исследования и мышления, общие для всех наук: исторически сложившееся знание, наблюдение, опыт, сравнение, классифицирование явлений, раскрытие связей между явлениями, построение и проверку гипотез. Диагностическая гипотеза: Гипотеза имеет присущие ей свойства, позволяющие давать предварительную оценку ее правомочности. Свойства: а)Гипотеза должна давать объяснение большинству фактов. Диагностическая гипотеза должна давать объяснение большинству симптомов; б)Гипотеза не должна противоречить фактам. Диагностическая гипотеза не должна противоречить симптомам; в)Гипотеза должна быть проверяемой.
Диагностическая гипотеза правомочна, если ее можно проверить. Структура клинического диагноза – отражение истории диагностики: Симптоматический компонент, или описательный. Он входит в диагноз со времен Гиппократа, и без него клинический диагноз просто не может существовать. Например, острое, подострое или хроническое течение болезни можно определить только клинически, путем наблюдения. Анатомический компонент. Этот компонент стал входить в диагноз со времени Морганьи (1682-1771). Функциональный компонент диагноза. Он ведет свое начало от Гарвея (1587-1657). Функциональное исследование систем организма, подверженных патологическим изменениям, не только имеет значение для понимания патогенеза заболевания, но и прямое отношение к формулировке диагноза, решению вопроса о лечении, реабилитации, определении трудоспособности пациента. Этиологический компонент диагноза.
Этот компонент ведет свое начало от Л. Пастера (1822-1895). Микроб стал в центре представления о причинах заболеваний. Причина болезни рассматривается как совокупность необходимых и достаточных условий. Патогенетический компонент диагноза. Он стал учитываться в связи с открытием фагоцитоза И. Мечниковым (1845-1916). Содержание патогенетического компонента клинического диагноза весьма обширное и далеко выходит за пределы иммунологии, однако именно с работ И. Мечникова можно отсчитывать современный научный подход к анализу патогенетического компонента клинического диагноза. Значение его варьирует в широких пределах. Он может быть основным в формулировке диагноза, например железодефицитной анемии, или просто подразумеваться в диагнозе "крупозная пневмония"
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "4. МЕТОДОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА."
  1. шпаргалка. Пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни с военно-полевой терапией, 2011
    клинического мышления и его изменения на разных этапах развития научной медицины. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике. Клинические примеры. Симптомы, синдромы, диагноз. Определение понятий, их три основных свойства. История болезни, структура. Методология клинического диагноза. Диагностическая гипотеза, определение, ее свойства, проверка гипотез. Структура клинического
  2. Дисфункция репродуктивной системы при гиперпролактинемии
    методология параллельного обследования двумя независимыми психиатрами с последующей оценкой надежности процедуры. У находившихся под наблюдением женщин психические нарушения, среди которых преобладали аффективные и соматоформные расстройства, были выявлены в 70 % случаев. При исследовании же личностных особенностей было обнаружено характерное сочетание усиленных симбиотических тенденций с
  3. Качество жизни гинекологических больных
    методологических основ/приемов при создании модели специально ориентированных опросни- 716 Глава 6. Качество жизни гинекологических больных КОВ может служить описание процесса создания опросника, предложенного для оценки КЖ больных, страдающих СПКЯ [9]. Как следует из рассмотренных ниже материалов, данная методология может быть распространена на подготовку опросников,
  4. Перинатальная смертность
    методологии изучения перинатальной патологии ниже более детально рассмотрены вопросы, касающиеся перинатальной смертно-сти. Перинатальная смертность включает мертворождаемость (смерть наступила до родов или в родах) и раннюю неонатальную смертность (смерть наступила в течение 168 ч после рождения ребенка). Показатель вычисляют по отдельным административным территориям (республика, область,
  5. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
    методологии, которая не позволяет оставить ни один из обычных и излечиваемых случаев неисследованным. Общие аспекты. Необходимо тщательно изучить характер, локализацию, длительность и динамику головной боли во времени, а также условия, которые ее вызывают, усиливают или ослабляют. К несчастью, за исключением особых состояний, таких как темпоральный артериит, исследование самой головы
  6. ОСНОВЫ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ
    методологии доставки химиопрепаратов к очагам опухолевого поражения: совершенствование методов инфузии и разработка чувствительных способов измерения активности самих препаратов и их концентрации в клетках-мишенях в пределах биологически активных концентраций. Химиотерапия, ставящая своей целью воздействовать на определенный орган, обещает значительные успехи и в качестве составной части
  7. ВОСПАЛЕНИЕ ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ
    методологии их обследования. Как можно видеть из табл. 91-1, чаще всего острые формы заболевания вызывают возбудители, которые служат основной причиной цервицита (гонококки), и хламидии, а также микроорганизмы, которые могут быть отнесены к патогенной влагалищной флоре. В США в 70-е годы при проведении совместного исследования в ряде городов гонококки были выделены у 44% женщин с,острыми
  8. НАДЗОР ЗА БОЛЕЗНЯМИ ЖИВОТНЫХ
    методологии надзора. Кроме случаев, когда какой-либо особый метод надзора, описанный в Кодексе, пригоден для ограниченного списка болезней или инфекций, рекомендации настоящей главы могут служить в качестве дополнения к общим подходам, рекомендуемым по отношению к конкретной болезни или инфекции. В случае отсутствия подробной информации по той или иной болезни или инфекции следует
  9. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    методологии, на знаниях по неорганической, органической, биологической и аналитической химии, физике с основами биофизики, нормальной и патологической физиологии. нормальной и патологической анатомии, фармакологии, клинической диагностики, акушерства и гинекологии, терапии, паразитологии и эпизоотологии, микробиологии, философии и других мышление врача базируется именно на них. Без знания
  10. ЭКЗОГЕННЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ АЛЬВЕОЛИТЫ
    клинические проявления заболевания сходны с клиникой идиопатического фиброзирующего альвеолита (болезнь Хаммена-Рича). У больных прогрессирует дыхательная недостаточность, сопровождающаяся астеническим синдромом, анорексией, похуданием. Развивается легочное сердце с соответствующей симптоматикой. При рентгенологическом исследовании выявляются признаки фиброза легких: диффузные сетчатые,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011