<< Предыдушая Следующая >>

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОЬЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проанализировав важные компоненты сложной системы под названием “потребительский рынок”, мы не коснулись пока глубинных взаимосвязей процессов, протекающих в “черном ящике” человеческого сознания. Речь идёт о необходимости знать и учитывать психологические особенности, предопределяющие поведение потребителей.

Даже в ходе житейских наблюдений легко обнаружить медлительность покупателей-флегматиков, поспешность и импульсивность покупателей-холериков, оптимизм покупателей-сангвиников, излишнюю эмоциональность и нерешительность покупателей-меланхоликов. Эти особенности темперамента существенно влияют на покупательское поведение от первого упоминания о приобретении товара до послепродажных впечатлений.

Мощным регулятором покупательского поведения выступает интерес. В психологии под интересом понимается избирательное, устойчивое, эмоционально окрашенное отношение человека к какому-либо объекту или предмету.

Если запросы покупателя отражают его материальное состояние, культурный уровень и развитость потребностей, то спрос – это то, за что покупатель реально готов заплатить, пожертвовать ради удовлетворения потребностей. Маркетолога должен интересовать именно спрос, с учётом которого он только и может определить и ассортимент товаров, и объёмы поставок, и реальные цены, которые за данные товары можно взять.
Всё остальное – потребности, желания, запросы – это из области мечты и фантазии. Знать о таких вещах надо, это полезно и во многих случаях необходимо, но ориентироваться приходится только на спрос. Его и следует энергично и целенаправленно формировать всеми маркетинговыми средствами.

Потребитель обычно отдаёт предпочтение прежнему, привычному товару. Учитывая также, что в свете последних лет основной чертой наших соотечественников является пессимизм и излишняя настороженность, вполне удачные, но чрезвычайно новые и смелые идеи и проекты могут быть не очень удачно реализованы.

Не будем забывать, что, несмотря на заметное насыщение рынка в последние годы, отдельные товары и/или услуги кому-то ещё недоступны. Иначе говоря, эпоха всеобщего дефицита ещё не миновала. Во многих случаях покупатель идёт в магазин купить хоть какой-нибудь товар. И если тот ему попадается, то покупается без лишних раздумий, особенно если продаётся по доступной цене или может быть запасён впрок. Не секрет, что в квартирах и горожан, и сельских жителей скопилось сегодня великое множество разнообразных материальных запасов: продукты питания с длинными сроками хранения, одежда и обувь, посуда и драгоценности, аудио-, видеотехника, запчасти к автомобилям и т. п. Россиянин, наученный опытом прошлых лет, не исключает того, что в один прекрасный момент всё это из магазинов исчезнет и вновь придёт пора всеобщего дефицита.
Да и сберечь деньги таким путём проще, чем вложить в бизнес какой-нибудь сомнительной организации.

Покупательское поведение оказывает существенное влияние на динамику рыночной деятельности, состояние производства, торговли, объём товарооборота, получаемую прибыль, а, в конечном счёте – на благосостояние всего общества. В определённом смысле своего покупателя надо воспитывать, постепенно поднимая его до уровня жизни цивилизованного человека, живущего при высоком уровне культуры потребления.

Добиться нужного, желательного покупательского поведения может лишь тот производитель или продавец, который в ещё большей мере заботится о культуре производства и культуре торговли, о культуре своей организации, своего персонала. Но об этих требованиях мы поговорим в отдельной лекции.

Таким образом, поведение покупателей на рынке потребительских товаров – это сложное и многоплановое явление, управлять которым необходимо грамотно и целенаправленно, опираясь не только на положения научного маркетинга, но и изучая и исследуя личность покупателя на основе выводов и достижений психологии и других наук, исследующих человеческую личность.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОЬЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ"
  1. Эротические фантазии подростков
    психологические аспекты сексуальности, такие, как особенности общения, стиль полового поведения, пристрастие к определенной моде. Произведения искусства с определенной направленностью могут определяться как эротические. Подросток сегодня живет в очень уплотненном информационном пространстве. И естественно, в этом возрасте склонное к избирательности рассеянное внимание фиксирует в ячейке памяти
  2. Лекционное занятие № 5. Репродуктивное здоровье. Методы планирования семьи. Контрацептивные средства
    психологическое воздействие (некоторые мужчины не способны сохранять эрекцию в презервативе). Стерилизация - это хирургическая операция на половых органах мужчины или женщины, а именно перевязка протоков или труб, что предотвращает контакт сперматозоидов и яГщек.тепш и соответственно оплодотворение Стерилизация является самым надежным метолом контрацепции, но она необратима. Методы
  3. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ
    психологический возраст, который вы можете поддерживать, ставя перед собой цели, позволяющие концентрировать энергию. Важна также поддержка друзей и семьи, чтобы вы почаще смеялись и улыбались. Заключение Как никогда не бывает слишком рано строить планы на будущее, так никогда не бывает слишком поздно изменить свою жизнь. Пусть биологические часы тикают: это равномерный ритм, под который мы
  4. Факторы здоровья и здоровый образ жизни
    психологическую – стиль жизни и социально – экономическую – уклад жизни. Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно –
  5. Маркетинг медицинских услуг
    психологических аспектов, в связи с чем необходимо анализировать комплекс проблем, связанных с системой управления, системой мотивации трудовой деятельности, нормативов и показателей ее результативности. Реализация маркетинговых принципов управления медицинской организацией позволяет получить необходимую информацию о медицинских услугах, которые хотят получать пациенты; установить, сколько
  6. Управление качеством продукции в промышленности экономически развитых стран
    психологически воспринять идею, что с повышением качества издержки в конечном итоге снижаются. Эту проблему западные корпорации пытаются решить путем организации массового экономического обучения управленцев. В крупных корпорациях программы обучения, определяющие объем и характер знаний в области контроля и управления качеством, строго дифференцированы по различным категориям работников. В
  7. Разработка и применение стандартов при производстве медицинских услуг
    психологических отношений в системе врач-больной, а также повышению престижа врача и росту уважения к нему со стороны пациентов. Естественно, что проблема стандартизации – это не национальная и, тем более не региональная проблема, поскольку в настоящее время формируется международная интеграция по производству товаров и услуг, что требует значительных усилий по стандартизации. Эти проблемы
  8. ВВЕДЕНИЕ
    психологических характеристик покупателя или от характера покупаемого товара. Так, в соответствии с одной из моделей поведения покупателя этот механизм включает в себя: осведомленность, интерес, желание, действие. Очень важно знать, как и когда покупатель начинает проявлять интерес к товару, под воздействием каких факторов формируется спрос и желание приобретать товар, как направить это желание
  9. ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    психологического порядка. Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя являются весьма
  10. ВЛИЯНИЕ НА ПОКУПАТЕЛЬТСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
    психологического порядка. Мотивация. Нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы её удовлетворения, – это уже мотив. Так, голод, жажда, физический дискомфорт имеют в своём основании биогенную природу. Нужда в духовной близости, уважении и признании носит психогенный характер. Те и другие, как вместе так и в отдельности, подталкивают человека к

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011