СОДЕРЖАНИЕ:
И.В. Шаповаленко. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология),
Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Проблема детерминации психического развития
Основные понятия возрастной психологии
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
Метод наблюдения
Эксперимент как метод эмпирического исследования
Исследовательские стратегии: констатация и формирование
Вспомогательные методы исследования
Схема организации эмпирического исследования
ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
Начало систематического изучения детского развития
Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Психическое развитие ребенка: влияние среды
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
Психоанализ детства
Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Э. ЭРИКСОНА
Эго -психология Э. Эриксона
Методы исследования в работах Э.Эриксона
Основные понятия теории Эриксона
Психосоциальные стадии развития личности
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: БИХЕВИОРИЗМ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Классический бихевиоризм как наука о поведении
Бихевиористская теория Дж. Уотсона
Оперантное научение
Радикальный бихевиоризм Б.Скиннера
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
Социализация как центральная проблема концепций социального научения
Эволюция теории социального научения
Феномен научения через наблюдение, через подражание
Диадический принцип изучения детского развития
Изменение представлений о психологической природе ребенка
Социокультурный подход
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж.ПИАЖЕ
Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже
Ранний этап научного творчества
Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
Критика основных положений теории Ж.Пиаже
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА
Происхождение и развитие высших психических функций
Проблема специфики психического развития человека
Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
Проблема «обучение и развитие»
Две парадигмы в исследовании психического развития
СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
МЛАДЕНЧЕСТВО
Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
Младенчество как период стабильного развития
Развитие общения и речи
Развитие восприятия и интеллекта
Развитие двигательных функций и действий с предметами
Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
РАННЕЕ ДЕТСТВО
Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
Развитие предметной деятельности
Зарождение новых видов деятельности
Познавательное развитие ребенка
Развитие речи
Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
Познавательное развитие
Общение со взрослыми и сверстниками
Основные психологические новообразования. Личностное развитие
Характеристика кризиса дошкольного детства
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
Адаптация к школе
Ведущая деятельность младшего школьника
Основные психологические новообразования младшего школьника
Кризис отрочества (предподростковый)
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Специфические особенности психики и поведения подростков
Особенности общения со взрослыми
Психологические новообразования подросткового возраста
Развитие личности и кризис перехода к юности
ЮНОСТЬ
Юность как психологический возраст
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Интеллектуальное развитие в юности
Развитие личности
Общение в юности
ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ
Взрослость как психологический период
Проблема периодизации взрослости
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
Развитие личности в период взрослости. Нормативные-кризисы взрослости
Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ
Старость как биосоциопсихологическое явление
Актуальность исследования геронтопсихологическихпроблем
Теории старения и старости
Проблема возрастных границ старости
Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
Личностные особенности в старости
Познавательная сфера в период старения
Приложение
Возрастная психология:
  1. Т.В. Дуткевич. Дитяча психологія - 2012 год
  2. А. С. Фомиченко. Причины проявления агрессии в детском возрасте - 2010 год
  3. А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. Возрастная психология - 2009 год
  4. Учебно-методическое пособие. Психология развития и возрастная психология - 2006 год
  5. Урунтаева Г.А.. Детская психология - 2006 год
  6. Венгер А.Л. (ред.). Психологический лексикон - 2005 год
  7. Л.С.Выготский. Психология развития человека - 2005 год
  8. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей - 2004 год
  9. И.В. Носко. Психология развития и возрастная психология - 2003 год
  10. Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология - 2003 год
  11. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения - 2003 год
  12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология - 2002 год
  13. Хухлаева О. В.. Психология развития: молодость, зрелость, старость - 2002 год
  14. О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук. Вікова та педагогічна психологія - 2001 год
  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - 2001 год
  16. Мухина В. С.. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 1999 год
  17. Кулагина И,Ю.. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) - 1999 год
  18. Абрамова Г. С.. Возрастная психология - 1999 год
  19. Абдурахманов Р.А.. Онтогенез психических процессов и личности человека - 1999 год
  20. Аверин В.А.. Психология детей и подростков - 1998 год

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011