СОДЕРЖАНИЕ:
И.В. Носко. Психология развития и возрастная психология, 2003
Психология развития и возрастная психология
В учебном пособии по курсу психологии развития и возрастной психологии, одному из основных для студентов психологических и психолого-педагогических факультетов, изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены различные аспекты принципа развития в психологии и его основные категории. Представлена модель субъективной реальности и периодизация ее развития в онтогенезе; ступени, периоды и стадии развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни.

Учебное пособие содержит подборку материалов с учетом требований Государственного образовательного стандарта.

Заключают учебное пособие словарь основных понятий и тестовые задания.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии
Предмет психологии развития и возрастной психологии
Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
Психология развития и возрастная психология – междисциплинарная отрасль научного знания
Предыстория психологии развития человека в учениях античности
Подход к вопросам психического развития человека в Средние века
Вопросы психического развития в эпоху Возрождения
Исследование психического развития в Новое время
Выделение психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки
Предпосылки формирования психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки
Натуралистические концепции психического развития человека
Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека
Современная зарубежная психология развития и возрастная психология
Психоаналитические теории психического развития
Бихевиористские теории социального научения
Женевская школа генетической психологии
Гуманистическая психология развития человека
Психология развития и возрастная психология в трудах отечественных психологов
Дореволюционный период развития возрастной психологии в России
Развитие отечественной возрастной психологии в конце 19 начале 20 века
Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития
Состояние отечественной возрастной психологии в период с 1939 по 1960 гг
Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60-80-е гг.
Пути построения современной психологии развития человека
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Понятие развития
История развития представлений о «развитии»
Категории психологии развития
Возраст и возрастные категории
Категория возраста
Системы отсчета для анализа возрастных категорий
Возраст как форма развития
Периодизация развития
Протяженность развития во времени
Проблема периодизации развития человека
Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии
Интегральная периодизация развития субъективной реальности
Понятие субъективной реальности
Образы субъективной реальности в психологии
Закономерности развития субъективности в онтогенезе
Базисные общности, или ступени развития субъектности
Кризисы рождения и развития
Особенности развития субъективной реальности во взрослом периоде жизни человека
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ (ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.)
Феномен детства
Детство как социокультурный феномен
Детство как историческая категория
Пренатальное развитие и рождение
Пренатальное развитие
Родовой кризис (до 3-х недель)
Младенчество
Новорожденность (3 нед. – 3,5 мес.)
Кризис новорожденности (3,5 – 7 мес.)
Собственно младенчество (6 мес. – 12 мес.). Основные результаты развития
Кризис первого года жизни
Раннее детство (1 год – 3 года)
Социальная ситуация развития и развитие предметной деятельности
Умственное развитие ребенка
Предпосылки формирования личности
Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года)
Дошкольный возраст (3 года – 6,5 лет)
Игра и другие виды деятельности
Особенности общения
Умственное развитие
Детская личность
Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе
Младший школьный возраст (7 – 10 лет)
Школьник – первый социальный статус ребенка
Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей
Развитие познавательной сферы
Развитие личности ребенка
Отрочество (подростковый возраст) – 10 – 15 лет
Общепсихологическая характеристика отрочества
Подростковый возраст в свете разных концепций
Особенности общения
Познавательная сфера подростка
Личность отрока
Юность (14 – 18 лет)
Юность в контексте жизненного пути личности
Социальное самоопределение
Развитие интеллектуальной сферы
Особенности общения
Особенности развития личности в юности
Кризис юности (18 – 21 год)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ
Молодость (18-20 – 30 лет)
Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста
Закономерности развития в молодые годы
Любовь, брак, создание семьи
Интеллектуальное развитие в молодости
Кризис молодости (27-33 года)
Взрослость (30 – 42 года)
Общепсихологическая характеристика взрослости
Особенности интеллектуальной и профессиональной деятельности
Характеристики взрослой личности
Кризис взрослости (39 - 45 лет)
Зрелость (44 – 60 лет)
Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека
Закономерности развития в стадии зрелости
Кризис зрелости (55 – 65 лет)
Старение и старость ( 62 года - …)
Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста
Изменение структуры социальной активности в старости
Психологические портреты старости
Личность и старение
Смерть как кризис индивидуальной жизни человека
Таинство жизни и смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания
Кризис индивидуальной жизни человека
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Возрастная психология:
  1. Т.В. Дуткевич. Дитяча психологія - 2012 год
  2. А. С. Фомиченко. Причины проявления агрессии в детском возрасте - 2010 год
  3. А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. Возрастная психология - 2009 год
  4. Учебно-методическое пособие. Психология развития и возрастная психология - 2006 год
  5. Урунтаева Г.А.. Детская психология - 2006 год
  6. Венгер А.Л. (ред.). Психологический лексикон - 2005 год
  7. Л.С.Выготский. Психология развития человека - 2005 год
  8. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей - 2004 год
  9. Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология - 2003 год
  10. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения - 2003 год
  11. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология - 2002 год
  12. Хухлаева О. В.. Психология развития: молодость, зрелость, старость - 2002 год
  13. О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук. Вікова та педагогічна психологія - 2001 год
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - 2001 год
  15. Мухина В. С.. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 1999 год
  16. Кулагина И,Ю.. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) - 1999 год
  17. Абрамова Г. С.. Возрастная психология - 1999 год
  18. Абдурахманов Р.А.. Онтогенез психических процессов и личности человека - 1999 год
  19. Аверин В.А.. Психология детей и подростков - 1998 год
  20. Р. П. Ефимкина. Детская психология - 1995 год

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011