<< Предыдушая Следующая >>

Значение коллективного мнения в жизни и деятельности

В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.

Диффузное мнение — это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.

Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативные последствия, конфликт.

Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.


Процесс формирования коллективного мнения можно наблюдать в различных формах общения воинов: в ходе собрания, в товарищеской беседе во время отдыха, при обсуждении кинофильмов, книг, материалов печати. Участвуя в этих формах общения, наблюдая за тем, как достигается согласие позиций и взглядов по вопросам, волнующим личный состав, как преодолеваются расхождения, командиры делают выводы о существенных морально-психологических особенностях коллектива.

Во взаимодействии с коллективом личность предстает саморегулирующейся системой в социальной среде. С этой точки зрения коллективное мнение можно рассматривать как канал обратной связи, как важнейший для личности источник социально-психологической информации о непосредственном окружении. Оно информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей и, таким образом, способствует принятию адекватных решений.
Более того, группа сама осуществляет по отношению к личности определенные социальные санкции. Она непрерывно сопоставляет поведение каждого своего члена с системой норм, существующей внутри этой группы, а результаты выражаются в особенностях отношения к этому человеку в коллективе, которые могут отражать одобрение и похвалу или, наоборот, осуждение.

Следует отметить, что коллективное мнение -- явление не только многоплановое, но и весьма динамичное. В динамике становления и развития общественного мнения различают ряд степеней.

Формированию правильного общественного мнения способствуют позитивные традиции и настроения, существующие в воинском коллективе.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Значение коллективного мнения в жизни и деятельности"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    коллективного мнения в жизни и деятельности Традиции – как элемент психологии воинского коллектива. Особенности многонационального воинского коллектива. Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива. Социально-психологические предпосылки возникновения межличностных конфликтов в воинском коллективе. Причины конфликтов в воинском коллективе. Структура конфликтной ситуации
  2. МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)
    значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды. Комбинированные средства пропаганды: 1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений); 2. марафон здоровья; 3. неделя здоровья (здоровье женщин); 4. ярмарка здоровья; 5. акция. Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения,
  3. Процессуально-технологический аспект совершенствования профессиональной деятельности кадров управления
    значение для акмеологии как для науки, тесно связанной с решением практических задач. Так, с одной стороны, фундаментальное переустройство экономических отношений внутри страны, связанное с переходом к рыночным отношениям, ставит перед управленцами задачу решения существенно иного круга проблем, нежели возникавших в условиях "планового социалистического народного хозяйства". Причем, и это уже
  4. Выдающиеся профессиональные психологи
    значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он хотел объединить в своей теории. Работы Фромма заложили в западной психологии основы направления, получившего название фрейдо-марксизма. В своих работах он пытался соединить идеи Фрейда с идеями не только Маркса, но и Адлера, и гуманистической психологии. Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским
  5. Терминологический словарь
    значении, что может порождать терминологическую путаницу. 2. В психологической литературе часто используются термины, произошедшие от иностранных слов. Их достаточно много, как и в любом профессиональном языке. Догадаться об их значении в конкретном контексте порой бывает трудно. 3. Некоторые слова могут иметь разное значение в зависимости от контекста, что важно учитывать для правильного
  6. Психоанализ
    значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности—например, сводить ли к ней любовь или нет,
  7. Психоанализ и направления, с ним связанные
    значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности—например, сводить ли к ней любовь или нет,
  8. Когнитивное развитие ребенка
    значениями (смыслами) между людьми, Выготский рассматривал развитие речи как центральный аспект когнитивного развития; фактически он рассматривал овладение речью как наиболее важный аспект детского развития (Blanck, 1990). Речь играет важную роль в развитии новых навыков и приобретении знаний. Когда взрослые или сверстники помогают детям овладеть решением новых задач, коммуникация между ними
  9. Характеристика элементов психологической модели современного боя
    значения. По оценкам специалистов, такие способы вооруженной борьбы в локальном военном конфликте имеют целый ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными. Достаточно сказать хотя бы о том, что эффективность поражения огнем стрелкового оружия в налетах и засадах повышается в 4-7 раз, гранатометов и огнеметов — в 16-30 раз, мин и минно-взрывных заграждений — в 60-75 раз. Борьба с
  10. Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части
    значении, которое релевант но не для оперирования материальными средствами (например, обеспечить чем-либо в достаточном количестве), а для решения социальных и психологических проблем (например, обеспечить что: мир, воинскую дисциплину, превосходство над противником и др.). То есть обеспечение рассматривается как процесс придания свойств надежности, неуклонности осуществлению определенных

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011