<< Предыдушая Следующая >>

ВЫВОДЫ

Исследование психологической адаптации требует рассмотрения ее функций в общем адаптационном процессе. Поскольку всякая адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между организмом и средой, определение значения психологической адаптации предполагает ответы на вопросы о том, какие именно соотношения между человеком и средой зависят преимущественно от психологической адаптации и каким образом изменения психологической адаптации влияют на гомеостатические системы организма. Поиски ответов на эти вопросы заставляют нас рассматривать психологическую адаптацию как сложный процесс, который наряду с собственно психологической адаптацией (т. е. поддержанием психического гомеостаза) включает в себя еще два аспекта: оптимизацию постоянного взаимодействия индивидуума с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, выражающегося в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений.

Поддерживая мысль В.А. Петровского о том, что поведение человека не может сводиться к проявлению какого-либо одного, пусть фундаментального, жизненного отношения, пришли к идее интерактивного неравновесия адаптивных поведенческих актов, определяемых как реализация внутреннего потенциала личности через индивидуально специфическую сферу потребностей и мотиваций, интеллектуальной активности, эмоционально-волевых и коммуникативных, нравственных свойств, так и внешних условий их реализации и инициации, опосредованных культурой, социальными отношениями. Чем выше этот уровень, тем более совершенствуется адаптация, тем больше энергии и информативных связей требуется для продуктивного приспособления, перерастающего из пассивного подражания в активное адаптивное поведение на качественно высшем уровне при полной равномерной развитости ресурсового аппарата, обеспечивающего процесс саморазвития личности.
Таким образом, саморазвитие как процесс возможен только у цивилизованной (в продуктивном смысле слова) зрелой личности.

В общем плане в междисциплинарном исследовании человека сегодня речь идет о разработке концепции человеческого потенциала. Этим понятием означается интегральная характеристика физических, психических, интеллектуальных, духовных способностей человека. Очевидно, что в зависимости от различных причин и обстоятельств в реальной жизни каждого человека его потенциал сохраняется или разрушается, развивается или стагнирует, реализуется или не реализуется. Поэтому разрабатываемая методика психологической подготовки направлена на оценку степени влияния на человеческий потенциал различных социально-экономических, научно-технических, экологических и прочих изменений. На уровне научной интуиции не вызывает сомнения, что, в отличие от физических систем, реализация человеком своего потенциала во многих случаях ведет не к его снижению и исчерпанию, а к созданию новых возможностей его развития и становления. Поэтому сегодня особенно важное значение придается разработке методов, позволяющих отслеживать качественные характеристики развития и саморазвития человека, динамику процесса самоактуализации его личности.

Окончательное, общепринятое решение проблемы потенциала личности на уровне обобщенной теории еще не найдено, и потому необходимо выявить содержательные психологические характеристики данного феномена. Обращение к истории научной мысли показывает, что исследователи традиционно рассматривали потенциал как «скрытые возможности», «источник» в достижении целей, как ту «внутреннюю направленность», которая придает человеческой жизни высшее значение и ценность.

Нам представляется, что потенциал можно определить как личностный ресурс, реализуемый в наличной или предполагаемой ситуации. В содержательном плане он может быть раскрыт через характеристику нравственных, эстетических и интеллектуальных ценностей, составляющих основу духовности личности.
Данные ценности являются не только самостоятельными компонентами в структуре потенциала, но и тесно связаны с различными сферами деятельности человека, его отношениями с другими людьми, с ценностными ориентациями. Из сказанного следует, что потенциал - основа духовного развития и самореализации личности.

В диссертации доказано, что успешность адаптации достигается целенаправленной психологической подготовкой военнослужащих, позволяющей развить потенциал личности через механизмы саморазвития и самореализации. В целом в процессе диссертационного исследования решены поставленные задачи, т.е.: прослежен генезис, стратегии и механизмы процесса адаптации военнослужащих, увольняемых в запас; исследованы особенности динамики адаптационного процесса военнослужащих, увольняемых в запас; выявлены адаптационные возможности личности через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации к гражданской жизни; построена модель психологической подготовки к гражданской жизни военнослужащих, увольняемых в запас, и даны пути ее практической реализации. Выдвинутые гипотезы получили свое подтверждение, что нашло отражение в положениях, вынесенных на защиту.

Дальнейшая перспектива развития тематики настоящего исследования видится в поиске основных причин зарождения и развития адаптационного потенциала личности как составляющей потенциала личности в целом. Решение этой задачи позволит в плане психологической подготовки личности работать не с комплексом следствий ее жизнедеятельности, а с главными детерминантами ее развития, что представляется более продуктивным.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "ВЫВОДЫ"
  1. ЛЕЧЕНИЕ
    выводящих путей. С позиций ’98 года можно достаточно аргументировано заявить, что почти все достижения последних лет, касающиеся лечения артериальной гипертензии и ожидания исследователей, относительно возможности первичной профилактики этого заболевания, связаны, прежде всего, с 2 классами веществ. Это хорошо всем известные ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента и новые соединения,
  2. КЛАССИФИКАЦИЯ
    вывод, что у большинства умерших непосредственно перед смертью имелись симптомы острой коронарной недостаточности, что позволяет расценить генез смерти как ишемический. С клинической точки зрения фибрилляция желудочков - это остановка сердца (как и при асистолии) с прекращением всех жизненно важных функций. С прекращением сердечной деятельности исчезают тоны сердца, не определяются пульс на
  3. ЛЕЧЕНИЕ
    выводятся с мочой, относят нитрофураны: фурадонин, нифу-рантин, неграм (налидиксовая кислота). При показаниях применят антибиотики, сульфаниламидные препараты: уросульфан, этазол и др. В последние годы в практику внедрены препараты, способствующие растворению уратных камней. Литолиз осуществляется благодаря использованию буферных смесей лимонной кислоты, цитрата натрия и трехзамещенного
  4. ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ
    выводят среднюю величину из трех порций. Оценку проводят также как и при пирогенном тесте. Есть еще один критерий оценки преднизолонового теста: он считается положительным, если после введения препарата с мочой выделяется более 400 000 лейкоцитов за час. Частым компонентом мочевого синдрома при хроническом пиелонефрите является микрогематурия. Появление эритроцитов может быть следствием
  5. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
    выводящих путей не обнаружено. Однако обнаружение микрофлоры в желчи еще не является прямым доказательством ее участия в воспалительном процессе, во-первых, это может быть сопрофирующая в кишечнике флора, а во-вторых, у 20% больных холециститом высеять флору вовсе не удается, т.е. желчь остается стерильной. В развитии бескаменного холецистита, кроме бактериального фак-тора, определенную
  6. ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
    выводят кальций, что дает возможность назначать их больным с мочекаменной болезнью, остеопорозом. Практически, все представители этой группы начинают действовать через 1-2 часа после приема, максимум действия через 4-6 часов, заканчивается через 10-12 часов. Выраженной зависимости мочегонного эффекта от дозы не наблюдается. Тиазидовые диуретики могут вызвать водно-электролитные расстройств
  7. ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. ХРОНИЧЕСКОЕ ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ.
    выводу из организма с мокротой токсических продуктов метаболизма микроорганизмов. Практически это осуществляется следующим образом: больному в положении сидя, гортанным шприцом, во время вдоха за корень языка впрыскивают 3-5 мл раствора. Критерием попадания его в трахею является появление кашля сразу после введения, обычно вводят 30-50 мл теплого физраствора или фурациллина. Процедура
  8. ХРОНИЧЕСКИЕ ГЕПАТИТЫ
    выводятся легкими и почками. Наличие в молекуле этанола 6 ионов водорода определяет основной путь его метаболизма – окисление. В обмене алкоголя в печени участвуют разные ферментные системы. Первый фермент, ускоряющий отщепление водорода от молекулы этанола - алкогодьдегидрогеназа. Эта система берет на себя основную нагрузку, разлагая до 80% спирта. Этанол при этом теряет ионы водорода и
  9. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
    вывод, согласно которому "больной как бы от рождения предрасположен к язвенной болезни в силу своей конституции". Это предположение сохраняет справедливость только для больных с дуоденальной локализацией язв. При язвенной болезни желудка достоверной связи между конституциональным типом и уровнем заболеваемости не выявлено. Значение наследственной предрасположенности в происхождении язвенной
  10. 2.2. НАРУШЕНИЯ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА
    выводят их наружу, нарушая энтерогепатическую циркуляцию желчных кислот стимулируют синтез желчных кислот из эндогенного холестерина, что приводит к истощению запасов ХС в печени, повышению биосинтеза ХС, увеличению числа рецепторов к ЛПНП, увеличению скорости катаболизма ЛПНП. Показания - Па, Мб типы ГЛП, общая «чистая» гиперхолестеринемия, рефрактерная к диетическим мероприятиям,
  11. 7.3. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК
    выводят вперед и вверх нижнюю челюсть, приоткрывают рот. Показания для перевода на ИВЛ: отек гортани и трахеи, стойкий бронхоспазм с развитием дыхательной недостаточности, некупируемая гипотония, отек легких, нарушение сознания, развитие коагулопатического кровотечения. Производят оксигенотерапию со скоростью подачи увлажненного кислорода 5-10
  12. ПЛАЦЕНТАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ГИПОКСИЯ ПЛОДА И АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
    выводу, что указанная патология обусловливает не только резкое увеличение перинатальной смертности, но и многочисленные изменения в организме ребенка, которые на протяжении первых лет жизни являются причиной нарушений в его физическом и умственном развитии, а также повышенной соматической и инфекционной заболеваемости (Н. Л. Гармашева, Н. Н. Константинова, 1978; Е. М. Вихляева, 1983; И. П.
  13. ПЕРЕНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ РОДЫ
    вывод, что причина переношенной беременности нередко связана с плодом и плацентой, а не с первичной инертностью матки. Изменения, наблюдаемые в плаценте при переношенной беременности, по видимому, являются вторичными. Однако в дальнейшем они могут играть важную роль в стероидогенезе, состоянии плода и возникновении родовой деятельности. Развивающаяся плацентарная недостаточность приводит к
  14. КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ
    выводят из брюшной полости с целью массажа, обследования придатков и визуализации разреза при наложении швов. Для уменьшения кровопотери в мышцу матки вводят сокращающие матку средства (окситоцин, метилэргометрин и т.д.). После отделения плаценты необходимо ручное обследование полости матки для диагностики подслизистой миомы или для удаления остатков плодного яйца. Инструментальное обследование
  15. АКУШЕРСКИЕ ЩИПЦЫ И ВАКУУМ-ЭКСТРАКЦИЯ
    выводят. Задний вид затылочного предлежания. Внутренний поворот головки завершен. Головка плода находится на тазовом дне. Стреловидный шов - в прямом размере выхода, малый родничок располагается у копчика, задний угол большого родничка - под лоном; малый родничок расположен ниже большого. Щипцы накладывают в поперечном размере таза. Тракции производят в горизонтальном направлении (книзу) до

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011