<< Предыдушая Следующая >>

Традиции - как элемент психологии воинского коллектива

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы

Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.

Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.

У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков.
В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.

Традиционный характер приобретают систематически повторяющиеся и ставшие благодаря этому привычными определенные формы организации и виды деятельности, быта и отдыха, организационные и воспитательные мероприятия. Образуются коллективные привычки, создающие четкий деловой ритм в жизни подразделения, вносящие ясность и определенность в обстановку.

Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив правил, норм и стереотипов поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Традиции могут быть элементом больших общностей, а также конкретных групп людей, коллектива. Совокупность традиций представляет собой элемент внутриколлективной морально-цсихологической атмосферы, в которой постоянно пребывает и которую постоянно усваивает личность.


Традиции многообразны и многочисленны. Условно их можно разделить по ряду признаков:

а) по содержанию — на боевые, ратно-трудовые, социально-бытовые, спортивные;

б) по сферам проявления — на идейные, моральные (нравственные), правовые, художественные, религиозные;

в) по принадлежности к различным общностям людей — на общенародные, национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, внутриколлективные (групповые), смешанные.

В жизни военнослужащих наиболее прочными и важными общими традициями являются:

верность и преданность Отечеству, своему народу;

любовь воинов к своей части, верность ее Боевому Знамени;

войсковое товарищество, взаимная выручка;

гордость за боевые заслуги;

самоотверженность при выполнении воинского долга, массовый героизм в бою;

гордость за успехи части (подразделения), за принадлежность к Войскам ПВО.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Традиции - как элемент психологии воинского коллектива"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    как элемент психологии воинского коллектива. Особенности многонационального воинского коллектива. Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива. Социально-психологические предпосылки возникновения межличностных конфликтов в воинском коллективе. Причины конфликтов в воинском коллективе. Структура конфликтной ситуации воинского коллектива (схематично). Пути выявления
  2. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    традиции и существенно для психологии профессий, Ананьев выдвигает понятие "пика" или вершины жизни. Последующее развитие этого понятия было осуществлено А.А.Бодалевым и др. В возрастной и социальной периодизации жизненного цикла человека оно совпадает с периодом и представлением о зрелости человека как максимальном уровне развития его индивидуальности, его максимальной реализованности в жизни.
  3. Военная акмеология
    традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последующее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм. В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественнонаучный подход к психологии стал определяющим и официально признанным. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа
  4. А
    традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в
  5. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    традиции и существенно для психологии профессий, Ананьев выдвигает понятие "пика" или вершины жизни. Последующее развитие этого понятия было осуществлено А.А. Бодалевым и др. В возрастной и социальной периодизации жизненного цикла человека оно совпадает с периодом и представлением о зрелости человека как максимальном уровне развития его индивидуальности, его максимальной реализованное в жизни.
  6. Военная акмеология
    традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последующее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм. В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа
  7. Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика
    традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию… ); 3. элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых
  8. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание
    традиции, групповые санкции, морально-психологический климат коллектива, включающий межличностные отношения, групповое мнение и настроение) [16]. Конкретное соотношение названных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определяемое его психологической
  9. Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части
    традиций); • психоэргономический (рациональная организация пространственно-временных, технико-технологических, экологических параметров боевой деятельности). Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психологической готовности может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей,
  10. Сущность и структура морально-психологического состояния
    традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие); 3) элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011