<< Предыдушая Следующая >>

Структура конфликтной ситуации воинского коллектива (схематично)

Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.

Конфликт в воинском коллектива - это наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии военнослужащих и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу (схема 1).

Исследования военных психологов показывают, что в подразделении, насчитывающем 50 - 70 военнослужащих, могут ежедневно происходить до 10 конфликтов различного уровня. Поэтому если не управлять ими, есть риск получить негативный результат.

Существует также понятие «конфликтная ситуация», означающее фрагмент конфликта. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации, где обычно выделяют несколько основных элементов.

Сам объект конфликта рассматривается как его реальная причина. Им может быть материальная (ресурс), социальная (власть в воинском коллективе) или духовная (идея, норма, принцип, обычай) ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие. Как правило, объект конфликта находится на пересечении личных, групповых интересов военнослужащих.

Существует также предмет конфликта. Его можно свести к объективно существующей или воображаемой проблеме, лежащей в основе конфликта.
Это противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Например, с одной стороны, может выступить желание «поставить на место» соперника, что порой приводит к его унижению, а с другой - стремление сохранить чувство собственного достоинства. Борьба отражает стремление сторон разрешить противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Однако проблема остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта - в данном случае военнослужащие. Их степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния, выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликта, или противоборствующие силы, - это те субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. В ряде случаев используется такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает «возражающий, противник в споре».

Нельзя забывать, что любые конфликты между военнослужащими - это события, происходящие в социальной среде. Практически всегда за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Из них формируются группы поддержки, которые с той или иной долей активности влияют на ситуацию.

Если влияние групп поддержки практически постоянно, то существуют военнослужащие и микрогруппы, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.
Среди них могут быть фигуры подстрекателя, организатора и др.

К числу ключевых элементов конфликтной ситуации должна быть отнесена информационная модель происходящих событий, складывающаяся у ее участников. Дело здесь заключается в том, что как бы ни стремились к объективности военнослужащие-оппоненты в оценке фактов и событий, эта оценка будет реализована исходя из интересов, ценностей, установок и т.п., присущих индивидуально каждому из них. Степень расхождения этих оценок может быть велика, но именно индивидуальные представления станут источником в принятии решения о последующих действиях.

Индивидуальный стиль действий военнослужащего накладывает неизгладимый отпечаток на характер течения конфликта.

Наконец, микро- и макросреда, в которой находятся и действуют военнослужащие-оппоненты. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид, их нормы и традиции.

<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Структура конфликтной ситуации воинского коллектива (схематично)"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    структура личности военнослужащего. Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего. Теоретический подход к пониманию личности военнослужащего. Прикладной характер военно-психологического понимания личности военнослужащего. Психические свойства личности и их учет в обучении и воспитании военнослужащих. Психические состояния военнослужащих и их учет в служебной деятельности.
  2. Задержка психического развития. Этиология. Классификация. Дифференциально-диагностические критерии разграничения детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью. Медико-педагогическое сопровождение. Условия обучения и воспитания.
    структуру эмоционального склада детей младшего возраста. Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерна живая мимика, выразительная
  3. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание
    структуры и содержания военно-профессиональной деятельности; • классификацию и описание военных профессий и специальностей; • научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности; • составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного
  4. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет: 1) анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают; 2) анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях; 3) анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к
  5. Профилактика психического здоровья военнослужащих в условиях воинской части
    структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологические, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и социальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.). Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или
  6. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих
    структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось. Вместе с тем наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной
  7. Сущность и структура педагогического мастерства воспитателя
    структуры, воспитательной деятельности с использованием конкретной педагогической технологии, высокоразвитых педагогических навыков и умений, элективных воспитательных методов, средств, приемов педагогического взаимодействия, влияния и воздействия. В-пятых, профессионально-педагогическое мастерство офицера-воспитателя - это важнейший социально-педагогический и личностно-индивидуальный фактор и
  8. " Учебные вопросы: 1. Собственно объективные причины конфликтного взаимодействия. 2. Организационно-управленческие причины конфликтов в воинском коллективе. "
    конфликтного поведения военнослужащих. 2. Социально-психологические причины межличностных конфликтов военнослужащих. 3. Влияние социальной микросреды на возникновение конфликтов между военнослужащими. Вопрос 1. Под конфликтно устойчивостью понимается достаточная психологическая готовность личности к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов. Психологическая
  9. Организация и методика общественно-государственной подготовки
    структурное деление рассказа на пункты (во-первых, во-вторых, в-третьих); ? обязательно доходчиво объяснить сложные понятия, термины, незнакомые иностранные слова; ? сосредоточивать внимание слушателей на главном, давая больше информации (примеров, подробностей) по основным вопросам и меньше – по второстепенным; ? использовать прием повтора основных понятий и тезисов рассказа в различных
  10. Психологические механизмы агрессивности военнослужащих в различных видах и условиях деятельности
    структуру, компоненты которой находятся в субординационных отношениях, в частности: 1. С когнитивными процессами (определенный способ восприятия и интерпретация внешней ситуации). 2. Эмоциональными (эмоции раздражения, гнева, переживания тревоги, чувства вины). 3. Волевыми процессами. В координационных отношениях со свойством агрессивности находятся характеристики

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011