<< Предыдушая Следующая >>

Социально-психологические предпосылки возникновения межличностных конфликтов в воинском коллективе

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной ситуации выступают:

- осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

- состояние психической напряженности как реакции личности на трудность, преодоление которой значимо для нее;

- заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности» и др.

Анализ представленных трудностей позволяет выделить их основные виды:

- ситуация деятельности,

- ситуация социального взаимодействия

- ситуация внутриличностного плана.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, взаимодействия и внутренние затруднения);

2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);

3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В трудной (проблемной) ситуации деятельности военнослужащего противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.


Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей военнослужащего и его эмоциональной устойчивости. В свою очередь критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. В этом случае межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. В этом случае высока вероятность перерастания сложившейся ситуации в конфликт.

Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу.
Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Внутриличностные трудности (проблемы) - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Они представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. При этом внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия военнослужащим значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.

Военная психология исходит из того, что внутриличностные (жизненные) конфликты выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями.

Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы, обусловливающие формирование внутриличностных конфликтов. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Социально-психологические предпосылки возникновения межличностных конфликтов в воинском коллективе"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    психологических знаний военной психологии. Периодизация истории военной психологии. Объект, предмет и основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности.
  2. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление; 2) выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости,
  3. Диагностика неуставных взаимоотношений
    социально-психологические корни. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных воинскими уставами, и находят свое проявление в моральном и физическом оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и грубости. Эти отрицательные явления за последнее десятилетие приобрели огромные масштабы, вышли за пределы ведомства,
  4. Антропотехнические средства повышения профессионального мастерства
    социальный статус, нежели передавать свои знания множеству учеников, - система цеховой подготовки профессионалов вполне соответствовала характеру стоящих перед ней задач. Однако в условиях современного производства, существенными характеристиками которого являются массовость и динамичность данный вид антропотехники не смог конкурировать с возникшими новыми системами подготовки профессионалов и
  5. Методические комплексы акмеологического тренинга
    социально-психологический тренинг (СПТ). Теоретическое обоснование СПТ как целостной системы является достижением социальной психологии (Л.А.Петровская), акмеологии (Н.В.Кузьмина) и дидактики (Г.Д.Кириллова). Основная задача социально-психологического тренинга понимается отечественными специалистами [1] как формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности, путем развития
  6. Процессуально-технологический аспект совершенствования профессиональной деятельности кадров управления
    социально-психологических и психотехнологических исследований. Предварительные исследования определенного вида профессиональной деятельности позволяют в процессе проведения тренинга обеспечить реализацию программно-целевого подхода за счет максимально полного учета различных функциональных компонентов процессуальной составляющей конкретного вида профессионального мастерства, диагносцирования
  7. Личностные качества в системе профессионального мастерства кадров управления и проблема их совершенствования
    социальную, эмоционально-психологическую. При этом была использована идея модели эффективного управления Каца, разделявшего управляющий персонал на три категории: высшую, среднюю и низшую - причем для каждой категории выделялось особое характерное качество, обеспечивающее продуктивность управления: для высших руководителей - развитость концептуального мышления, для средних - умение обеспечить
  8. А
    социально-психических отношений; 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом; 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный А. выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности. АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в
  9. С
    социальность, незрелость – результат страха и психологической защиты. Задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо
  10. Теория самоактуализации в контексте гуманистической психологии
    социальной положительной оценкой научной, творческой, политической и общественной деятельности упомянутых людей; в-третьих, этот успех не объясняется никем как результат мучительной борьбы с неврозами и недостаточностью органов, иррациональным зовом и т.п. Применение метода, близкого к используемому Г. Оллпортом, позволило Маслоу сформулировать признаки, по которым можно выделить

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011