<< Предыдушая Следующая >>

Социально-психологическая структура воинского коллектива

Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива-- тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.

Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией.
Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:

отношения субординации;

отношения координации;

отношения сотрудничества.

Каждая подструктура обладает межличностным психологическим аспектом, оказывающим определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый офицер обязан стремиться. К тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.

Уставные взаимоотношения - это отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах, притом что в уставах, как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом.
Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.

Следует также иметь в виду, что структурные формы отношений между рядовыми военнослужащими разнообразны. Одной из них являются мелкие стихийно складывающиеся группы солдат и матросов. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют ведущих и ведомых и различаются по своей направленности. Положительно направленные группы благотворно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в ревностном отношении к службе. Они складываются на основе общих полезных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам, способствуют общему успеху коллектива. Ведущие в них, как правило, превосходят своих ведомых по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонстрируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, является достижение определенных результатов в военно-профессиональной деятельности, самообразовании, спорте и т. д.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Социально-психологическая структура воинского коллектива"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    психологических знаний военной психологии. Периодизация истории военной психологии. Объект, предмет и основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности.
  2. Лекция № 9
    социальную проблему. Свыше 90% людей земного шара инфицировано вирусом простого герпеса и до 20% из них имеют те или иные клинические проявления инфекции. Обладая нейродермотропизмом, вирус простого герпеса (ВПГ) поражает кожу и слизистые оболочки (чаще всего на лице и в области половых органов), центральную нервную систему (менингиты, энцефалиты), глаза (конъюнктивиты, кератиты). ВПГ
  3. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном
  4. Военная акмеология
    социально-психологических признаков, по которым он оценивается как индивид, субъект воинского труда, личность и индивидуальность; оптимальный стиль управленческой деятельности — устойчивая система характерных подходов, способов и техник, которые сформировалась и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов и отражают индивидуальные особенности продуктивной реализации руководителями
  5. А
    социально-психических отношений; 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом; 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный А. выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности. АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в
  6. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном
  7. Военная акмеология
    социально-психологических признаков, по которым он оценивается как индивид, субъект воинского труда, личность и индивидуальность; оптимальный стиль управленческой деятельности – устойчивая система характерных подходов, способов и техник, которые сформировались и развиваются под влиянием внутренних и внешних факторов и отражают индивидуальные особенности продуктивной реализации руководителями
  8. Содержание и особенности профессиональной деятельности военного психолога
    социального заказа на обоснованное воздействие на личный состав, особенно в условиях боя. Организационное оформление системы психологического обеспечения происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и значительные изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.).
  9. Военная психология как отрасль психологической науки
    социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их гpупп) побуждается индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм
  10. Психологические основы воинской дисциплины
    социальная психология групповых (межличностных) дисциплинарных процессов и структур; • в) управленческо-психологические механизмы дисциплины; • г) инженерно-психологические, эргономические и экологические условия дисциплины. Выделяются две группы дисциплинарно-психологических проблем. Первая - это несформированность (слабость, неустойчивость, неполнота,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011