<< Предыдушая Следующая >>

Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей.
Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М.
Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Влияние среды на развитие личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На развитие личности человека оказывает влияние природно-географическая среда, макросреда – общество, в совокупности всех его проявлений, микро – среда – ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает. Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашняя среда.

Молодые люди, ставшие военнослужащими, обладают самыми разными взглядами и убеждениями, т.к. они росли в различных семьях и испытывали различное влияние со стороны ближайшего социального окружения. Этот факт должен учитываться при организации воспитательной работы с военнослужащими.

На развитии личности военнослужащего оказывает влияние воинский коллектив и командный состав.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    наследственности и среды в развитии личности военнослужащего. Теоретический подход к пониманию личности военнослужащего. Прикладной характер военно-психологического понимания личности военнослужащего. Психические свойства личности и их учет в обучении и воспитании военнослужащих. Психические состояния военнослужащих и их учет в служебной деятельности. Управление психическими состояниями
  2. Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении человека (или введение в психологическую теорию относительности).
    роль в котором принадлежит психологу, который должен работать в школе и «быть активным участником педагогического процесса; нужно, чтобы он не только понимал, каким должен быть этот процесс, но и умел практически его вести». Важнейший фактор и результат развития – достижение того уровня, когда оно становится саморазвитием, когда ребенок из «объекта внешних воздействий» превращается в «субъекта
  3. Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы в период ее становления
    роль в рассматриваемом процессе, однако сведения по этому поводу крайне малочисленны и касаются, в основном, экспериментального материала. Так, например, одну из причин более раннего полового созревания у детей ряда технически развитых стран усматривают в широком применении искусственного освещения. Для своевременного начала и правильного течения периода полового созревания имеет значение
  4. Нейроциркуляторная дистония
    роль. Патологическое влияние на эти структуры может осуществляться через кору головного мозга (в результате расстройств высшей нервной деятельности) и вследствие непосредственного воздействия различных патогенных факторов. Существенную роль играет и наследственно-конституциональный фактор в виде функциональной недостаточности регулирующих структур мозга или чрезмерной их реактивности.
  5. I триместр беременности (период органогенеза и плацен-тации)
    роль в процессах пролиферации, инвазии и ограничения инвазии цитотрофобласта играет внеклеточный (экстрацеллюлярный) матрикс (фибронектин, ламинин, коллаген), а также процессы апоптоза, ликвидирующие клетки с очень активным пролиферирующим потенциалом. Мы до сих пор не знаем причин неполноценности первой волны инвазии цитотрофобласта, а также причин его неограниченного внедрения в миометрий с
  6. НАРУШЕНИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
    роль играют мышцы посредством усиления дрожи. Выработка тепла мышцами имеет особенно важное значение, так как его количество может изменяться в зависимости от необходимости. В большинстве случаев эти изменения заключаются а некотором повышении или понижении количества нервных импульсов к мышцам, что приводит к почти незаметным их напряжениям или расслаблениям. В случае повышенной стимуляции
  7. . жидкости и ЭЛЕКТРОЛИТЫ
    роль по сравнению с альдостероном не настолько изучены. Пептиды предсердия могут резко усиливать экскрецию натрия за счет гемодинамических или канальцевых механизмов. Есть кое-какие данные и о другом натрийуретическом гормоне, снижающем скорость переноса солей через стенку канальца за счет ингибирования Na+,К+-АТРазы. Простагландины ослабляют реабсорбцию натрия в дистальных участках нефрона.
  8. ОСНОВЫ НЕОПЛАЗИИ
    роль за экспрессией генов осуществляется посредством недостаточно известных молекулярных взаимодействий, которые могут быть частично изменены путем химических воздействий со стороны микроокружения. Геномный набор включает информацию, позволяющую клеткам клонально размножаться, функционировать с различной степенью автономии, дифференцироваться и дедифференцироваться, мигрировать от одной части
  9. НЕЙРОЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ; БОЛЕЗНИ ПЕРЕДНЕЙ ДОЛИ ГИПОФИЗА И ГИПОТАЛАМУСА
    роль секреции гипофизарных гормонов осуществляется пептидами (табл. 321-1). Рилизинг-гормон гормона роста (ГРГ) оказывает преобладающее влияние на секрецию ГР; кроме того, на секрецию ГР ингибиторное действие оказывает соматостатин. Хотя уровни ЛГ и ФСГ в физиологических условиях колеблются независимо друг от друга, основную роль в регуляции их секреции играет один и тот же рилизинг-гормон
  10. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ И ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
    наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы (гл. 349 и 350). Аномалии развития нервной системы служат подтверждением сложных взаимодействий генетических факторов и влияния внешней среды. У женщин с фенилкетонурией рождаются дети с микроцефалией и глубоким отставанием психомоторного развития, обусловленных не наследственной передачей, а высоким содержанием в крови матери

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011