<< Предыдушая Следующая >>

Психология воинского коллектива

Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных личностей — членов данного коллектива.

Следует выделять следующие важнейшие компоненты в структуре психологии воинского коллектива:

общественное (коллективное) мнение, коллективные взгляды;

коллективные интересы, потребности, запросы, стремления;

коллективные традиции, привычки, обычаи;

коллективные настроения, социальные чувства, панические проявления;

межличностные взаимоотношения, общение, взаимные оценки, притязания, требования и др.

Руководитель любого ранга должен уметь правильно оценить социально-психологическую характеристику воинского коллектива, т.е. раскрыть содержание структурных компонентов психологии коллектива, выявить его социально-психологические особенности и определить их влияние на выполнение учебно-боевых задач и воинскую дисциплину,

Для этого, во-первых, необходимо проанализировать характер общественного мнения как всего личного состава, так и отдельных категорий военнослужащих — офицеров, прапорщиков, младших командиров, рядового состава; вскрыть, насколько общественное мнение способствует укреплению воинской дисциплины; выявить ядро — носителей здорового общественного мнения; определить наличие других групповых мнений, степень их расхождения с доминирующим в коллективе* их носителей, причины возникновения.


Известно, что каждый воин вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев.

Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово командира, начальника. Чтобы правильно воздействовать на людей, офицер должен избегать опрометчивых суждений и выводов. Психологи рекомендуют: прежде чем произнести вслух какую-либо мысль, офицеру следует тщательно продумать ее, так как она непременно отразится на поведении подчиненных. Убедительность и категоричность слов командира, как свидетельствует практика повседневной жизни, не оставляют тени сомнения в правильности и ясности его позиции, особенно в боевых условиях.

Большего успеха добиваются те командиры и начальники, которые своевременно реагируют на познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной воспитательной работы. Повседневная практика убедительно подтверждает, что, чем выше качество индивидуального воздействия на воина, тем острее его бдительность и действеннее мнение коллектива.

Социально-психологическая характеристика воинского коллектива включает, во-вторых, оценку коллективных положительных настроений, форм их проявления; причин появления отрицательных настроений у подчиненных и их носителей; особенностей их влияния на выполнение служебно-боевых задач.


Коллективные настроения, социальные переживания — важный компонент структуры психологии воинского коллектива. Это совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходных эмоциональных состояний, овладевших на какое-то время всем воинским коллективом или его частью и влияющих на его жизнь и деятельность.

Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение военнослужащих, отражаются на уровне воинской дисциплины и организованности, на эффективности их ратного труда. При этом одно коллективное настроение ("мажорное") способствует успеху деятельности воинского коллектива — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема; другое ("минорное"), напротив, резко снижает возможности коллектива — состояние упадка, неверие в свои силы, товарищей, боевую технику и оружие, общее уныние, подавленность.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Психология воинского коллектива"
  1. Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика
    психологического состояния личного состава. 2. Особенности изучения и формирования здорового морально-психологического состояния В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния. Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В.П.Кашириным: морально-психологическое состояние
  2. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются: • анализ документов (биографический метод); • опрос (беседа, анкетирование); • наблюдение и тестирование. Работа с
  3. Объект и предмет психологического обеспечения боевых действий части
    психологические возможности воина, прежде всего его психологическая готовность к бою и психологическая устойчивость. Между тем очевидным является то обстоятельство, что замеренный уровень индивидуальной психологической готовности существенно изменяется при включении воина в разные воинские коллективы, при выполнении боевых задач в привычных или непривычных природ-но-географических,
  4. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий
    психологически защищенным и др. Психика участников боевых событий как бы обнажается, становится особенно чувствительной к фальши, лжи, несправедливости, легко ранимой. Если перечисленные тенденции и особенности психической жизни ветеранов войны не будут учтены в работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчаянием, фрустрацией,
  5. Сущность и структура морально-психологического состояния
    психологического состояния. Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В. П. Кашириным. Морально-психологическое состояние личного состава — это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих
  6. Додатоки
    психология. — М., 1980. 5. Аслюлов А.Г. Психология личности. — М., 1990. 6. Аствацатуров М.И. Функциональные заболевания нервной системы в связи с повреждениями военного времени // Руководство по военной невропатологии / Под ред. М.И. Аствацатурова. — Л., 1935. 7. БаллГ.О. Парадигма діалогу і проблема прилучення до наукової культури // Професійна освіта: педагогіка і психологія:
  7. Сущность и структура педагогического мастерства воспитателя
    психолого-педагогические, профессионально-этические и правовые знания. Прежде всего это знания о сущности психики человека и закономерностях её проявления в условиях военной службы. Особенно важны воспитателю знания о личности современного военнослужащего, о его нравственности, о его профессиональной направленности, мотивах деятельности, особенностях характера, способностях и наклонностях, о тех
  8. Основные виды морально-психологического обеспечения
    психологического обеспечения процесса боевой подготовки войск, готовности каждого военнослужащего к выполнению и самого выполнения задач по предназначению. В этой связи встает вопрос о МПО не только военных действий или решения других боевых задач (например, боевого дежурства, караульной службы), но всех аспектов жизнедеятельности войск, как в военное, так и в мирное время. Совершенно
  9. Предмет военной психологии
    психология, которая является отраслью психологической науки и входит в систему военных наук. Она изучает закономерности становления и проявления личности военнослужащего и психологии воинского коллектива в условиях учебной, служебной и особенно боевой деятельности, формирует выводы и обобщения, предназначенные в первую очередь для войсковых офицеров в целях повышения эффективности их работы по
  10. Разработка военно-психологических проблем личности бойца и командира
    психологии: роль психологии в побуждении командиров к смелым и отважным действиям; как преодолеть неустойчивость, страх бойца в бою; как укрепить дисциплину, боевой дух, мужество; вопрос маскировки (проблема военной хитрости); разведки; вопрос унификации и идентификации; вопрос ночного зрения, выработке глазомера; ускоренного обучения военных специалистов; проблема восстановления психологических

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011