<< Предыдушая Следующая >>

Психологические методы изучения воинского коллектива

Воинские уставы требуют от командиров и начальников постоянно изучать морально-психологический климат и принимать меры к его оптимизации. Прежде всего рассмотрим, какими методами возможно ИЗУЧЕНИЕ морально-психологического климата.

Первым (и главным) методом является наблюдение. Но наблюдение как метод научного исследования отличается от наблюдения в бытовом, обычном смысле этого слова. Прежде всего научное наблюдение предполагает целенаправленность. Применительно к морально-психологическому климату перед наблюдением стоят цели узнать: какие ценности распространены в коллективе, насколько они являются общими для всех военнослужащих, какое преобладает настроение во время групповой деятельности, как оно сказывается на результатах деятельности, каково взаимодействие членов коллектива при решении служебных и бытовых вопросов, комфортно ли чувствует себя каждый военнослужащий в коллективе. Вторым признаком научного наблюдения выступает наличие конкретных критериев для наблюдения. Критерии должны быть максимально объективны (это не некие «ощущения», а факты) и иметь количественное выражение. Например, частота конфликтов, количество взысканий, жалоб, нецензурных выражений, насмешек, улыбок, инициативных предложений, критических замечаний, фактов взаимопомощи и т.д. - все это может охарактеризовать морально-психологический климат подразделения. В-третьих, научное наблюдение характеризуется систематичностью и фиксацией результатов.

Для исследования морально-психологического климата можно, например, использовать методику, разработанную американским психологом Робертом Бейлзом.
Применять такую методику рекомендуется для наблюдения за членами коллектива в ходе служебных совещаний, собраний личного состава, разбора результатов полетов, учений, спортивных состязаний и т.д. Особенно интересно сравнить результаты наблюдений в нескольких подразделениях.

Следующим, часто используемым методом является экспертный опрос. Он проводится также по определенным критериям (сплоченность, дружелюбность, конфликтность, требовательность друг к другу, свобода выражения своего мнения и т.д.), только оценивает их применительно к данному конкретному коллективу эксперт - человек, который хорошо знает состояние дел, обстановку в подразделении. Эксперт, отвечая на специально подготовленные вопросы, выражает свое собственное, субъективное мнение. Однако если опросить несколько экспертов (не менее 3), в качестве которых подобраны люди достаточно компетентные, и если им предложены четкие, недвусмысленные вопросы - результаты будут вполне объективные. Мерой объективности может служить согласие оценок различных экспертов между собой. В качестве экспертов для оценки морально психологического климата взвода чаще всего привлекают командира роты, заместителей командира роты, старшину роты, офицеров управления батальона.

Опросы как метод изучения морально психологического климата используются часто и давно. Обычно опрос проводится в письменной форме и заключается в ответах военнослужащих на несколько вопросов анкеты, касающихся жизни подразделения (части). Анонимное анкетирование предпочтительнее ввиду большей объективности результатов.
Кроме того, вопросы анкеты должны быть краткими, не допускающими многозначного толкования или скрытого влияния на мнение респондента. Очень важна обстановка, в которой проводится анкетирование. Если у военнослужащих нет доверия к лицу, проводящему опрос, или заинтересованности отвечать искренне - результаты будут недостоверными.

Другой доступный метод, к сожалению, используемый весьма поверхностно, предполагает анализ документов и статистических данных о травмах, грубых нарушениях дисциплины, преступлениях, жалобах, обращениях за медпомощью, тематике обращений по личным вопросам к командованию части, рапортах на увольнение и т.д. Этот метод способен дать верные сведения, если учитывать не сами факты, а их динамику во времени, в сопоставлении разных подразделений и частей, искать не только внутренние, но и внеш причины (климатические, экономико-политические, организационные). Важным усл-ем дан метода явл-ся уверен-ть в полноте и достов-ти имеющихся данных.

Используются для изучения морально-психологического климата и специальные методики: социометрия, модульный социотест А.Я. Анцупова, различные психологические опросники. В ряде воинских частей высокую эффек-ть, в изучении морально-психолог климата показали ящики обратной связи, переписка с родителями военносл-х, работа в частях представителей комитетов солдат матерей и др
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Психологические методы изучения воинского коллектива"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    психологических знаний военной психологии. Периодизация истории военной психологии. Объект, предмет и основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности.
  2. Лекция № 9
    психологические центры помощи ВИЧ-инфицированным людям, телефоны доверия, анонимные клиники. По словам директора Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом В. Покровского в России насчитывается 1 миллион зараженных вирусом иммунодефицита. За 4 месяца 2002 года было зарегистрировано 194 тысячи ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день умерли 2400 человек, но это
  3. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
    психологические, медицинские и демографические причины, влияю щие на уровень заболеваемости сифилисом в различных странах. Социально экономическими причинами роста заболеваемости являются войны, снижение уровня жизни лю дей, алкоголизм, наркомания. Урбанизация ведет к появлению новых групп повышенного риска, особенно среди молодых людей, переселяющихся в города, а также к рос ту
  4. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    психологическом качестве и социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в
  5. Военная акмеология
    психологическим и психофизиологическим качествам специалиста. Акмеограмма является обобщенной категорией по отношению к профессиограмме и психограмме. Она ориентирует воина на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстает одновременно как индивид, субъект воинского труда, личность и индивидуальность;
  6. А
    психологических и общенаучных принципов современного теоретического и прикладного знания. В их число вошли принципы: ? личностный; ? субъектно-деятельностный; ? соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и реального; ? оптимизации; ? операционально-технологический; ? психосоциальный; ? обратной связи. АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ заключаются в:
  7. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    психологическом качестве и социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в
  8. Военная акмеология
    психологическим и психофизиологическим качествам специалиста. Акмеограмма является обобщенной категорией по отношению к профессиограмме и психограмме. Она ориентирует воина на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстает одновременно как индивид, субъект воинского труда, личность и индивидуальность;
  9. Содержание и особенности профессиональной деятельности военного психолога
    психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военнослужащих. Необходимость организации психологической службы и психологической работы в условиях Вооруженных Сил возникает с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на личный состав, особенно в условиях боя. Организационное оформление системы психологического обеспечения происходило постепенно, отражая
  10. Военная психология как отрасль психологической науки
    психологической науки. Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть - учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости. Важнейшей

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011