<< Предыдушая Следующая >>

Психологические методы изучения личности военнослужащего

Для изучения индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащих в последние годы применяется система психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в три группы:1. Всеобщий (диалектический) метод. 2. Общие методы: наблюдение, познавательная (диагностическая) беседа, анкетирование, анализ документов и результатов деятельности, а также анкетирование, изучение независимых характеристик, биографический и другие.3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, частично социометрический метод и другие.Профессиональная деятельность офицера подразделения (группы, расчета, боевой части и т.д.) также свою специфику, что и определяет выбор из предложенной системы тех из методов, применение которых не только доступно, но и рационально в работе по изучению подчиненных. К ним, прежде всего, относятся методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы, опроса, анализа документов и результатов деятельности военнослужащих. Рассмотрим основное содержание перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их применению в служебной и профессиональной деятельности офицера ВМФ.

Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях.
Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения

Индивидуальная беседа предусматривает достижение как диагностической (познавательной), так и воспитательной целей. Обе они достигаются одновременно и разделять их неправомерно. В противном случае диагностическая беседа может вылиться в допрос, а воспитательная - в голое назидание.С точки зрения отечественной психологии и педагогики, индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуальных особенностей личности военнослужащего на основе анализа содержания его устных ответов на заранее определенный перечень вопросов.
Как показывает анализ, это один из доступных, важных и наиболее действенных методов изучения военнослужащего. В ее ходе офицер имеет возможность не только глубже познать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на овладение своей специальностью, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.Каждая индивидуальная беседа требует специальной предварительной подготовки: ознакомления с содержанием личного дела; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана проведения беседы, вопросов и методики ее проведения (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие воспитателя вопросы и т.д.).

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым военнослужащим (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Психологические методы изучения личности военнослужащего"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    психологических знаний военной психологии. Периодизация истории военной психологии. Объект, предмет и основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности.
  2. Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
    психологических, педагогических, социологических и т. д. тестах. Являясь междисциплинарными методиками, они входят и в арсенал методов исследования акмеологии - науки о высших достижениях профессионализма в различных видах деятельностей. В акмеологии оказалось продуктивным применение классических тестов. Это особенно важно, когда проводятся массовые исследования. Наиболее значимые
  3. Критерии выделения прикладных областей акмеологии
    психологическая и т. д. акмеология может служить целям приращения научного знания (т. е. фундаментальным) или целям практического преобразования конкретной области жизнедеятельности (т. е. прикладным). 2. Понимание акмеологии через ее узкий предмет — профессионально-деятельностное "акме", что предполагает отраслевой предметно — дисциплинарный подход, т. е. профессионализм госслужащего,
  4. Военная акмеология
    психологическим и психофизиологическим качествам специалиста. Акмеограмма является обобщенной категорией по отношению к профессиограмме и психограмме. Она ориентирует воина на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстает одновременно как индивид, субъект воинского труда, личность и индивидуальность;
  5. А
    психологических и общенаучных принципов современного теоретического и прикладного знания. В их число вошли принципы: ? личностный; ? субъектно-деятельностный; ? соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и реального; ? оптимизации; ? операционально-технологический; ? психосоциальный; ? обратной связи. АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ заключаются в:
  6. Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении человека (или введение в психологическую теорию относительности).
    психологическое исследование личности и её развития осуществляется на практике в научных понятиях, значение каждого из которых определяется временными компромиссами между различными группами ученых. Один и тот же термин в истолковании различных психологов, принадлежащих к различным школам, может истолковываться по-разному, особенно остро эта проблема стоит в отношении тех теоретических понятий,
  7. ТЕСТ. ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТЕСТОМ
    психологической однородности выборки /надежность теста будет различной для детей, мужчин, женщин, лиц различного возраста и образования и т.д./. И может получиться, что будучи надежным для одной группы людей, тест окажется ненадежным для другой, результаты тестирования в последнем случае будут неверны. Таким образом, надежность теста выражая степень неточности, возможной
  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
    психологическом плане. Анализ большого количества статистических зависимостей: "факт биографии - тенденция развития личности" может служить основанием для действенного прогноза развития тех или иных качеств конкретной личности. Первоначально данная методика отрабатывалась на примере обследования студентов вузов. Жизненный путь большого количества студентов (500 человек) был выражен
  9. Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
    психологических, педагогических, социологических и т. д. тестах. Являясь междисциплинарными методиками, они входят и в арсенал методов исследования акмеологии – науки о высших достижениях профессионализма в различных видах деятельностей. В акмеологии оказалось продуктивным применение классических тестов. Это особенно важно, когда проводятся массовые исследования. Наиболее значимые
  10. Критерии выделения прикладных областей акмеологии
    психологическая и т. д. акмеология может служить целям приращения научного знания (т. е. фундаментальным) или целям практического преобразования конкретной области жизнедеятельности (т. е. прикладным). 2. Понимание акмеологии через ее узкий предмет – профессионально-деятельностное "акме", что предполагает отраслевой предметно – дисциплинарный подход, т. е. профессионализм госслужащего,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011