<< Предыдушая Следующая >>

Психические свойства личности и их учет в обучении и воспитании военнослужащих

В работе с подчиненными необходимо учитывать их темперамент, характеризующий интенсивность протекания психологических процессов. Он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы и выражает ее особенности, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения. Сангвиник - стремится к частой смене обстановки и впечатлений. Легко переживает неудачи. Отзывчив, активен и адаптивен.

Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.

Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.

При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.


Воспитательное воздействие на подчиненного не достигает цели, если начнется с критики, с негативной оценки военнослужащего. Где критика, там может быть и брань, унижение личности, что почти всегда мобилизует защитное поведение человека, заставляет его сопротивляться всякому воздействию. Воспитание не борьба, а совместная работа младшего командира и подчиненного. Индивидуально-воспитательную работу лучше проводить наедине, без посторонних.

Если внимательно посмотреть на мировой и отечественный опыт применения методов воздействия на сознание военного человека, то условно их можно разделить на 4 группы.

1. Жесткая требовательность (метод принуждения).

2. Повышение материального уровня жизни военнослужащих (метод стимулирования).

3. Мощное воспитательное (идеологическое, религиозное) воздействие (метод убеждения).

4. Комплексное применение вышеперечисленных методов.

При этом более предпочтительным и эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы.

Воспитание - это, прежде всего, процесс управления, который осуществляется с помощью определенных средств. Какими же средствами должен владеть младший командир для осуществления воспитательного воздействия на подчиненных?

По мнению некоторых ученых, их можно объединить в 8 групп, различающихся по силе и эффективности воздействия. Три группы этого перечня условно можно отнести к материальным, а пять к информационным.


В число материальных средств воспитания человека входят (в порядке убывания по силе и эффективности воздействия):

1. Финансовые, экономические;

2. Биологические;

3. Грубое физическое воздействие.

В число информационных групп воспитания человека входят (в порядке убывания по силе и эффективности воздействия):

1. Информация мировоззренческого характера: методология, философские идеи общего плана;

2. Информация исторического и фактологического характера;

3. Идеология (религиозные, философские, социологические и политические концепции);

4. Искусство, традиции, ритуалы;

5. Система развлечения и досуга. Очевидно, что информационное воздействие по своему статусу выше, и оно гораздо эффективнее по сравнению с воздействием материальным. Оно имеет колоссальное значение - ведь с его помощью производится бесструктурное скрытое управление людьми.

Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Психические свойства личности и их учет в обучении и воспитании военнослужащих"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности. Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности. Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности. Краткая характеристика эмоциональных состояний военнослужащего (настроение, аффект,
  2. Военная акмеология
    психического развития человека, и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов и свойств. В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу "законов-тенденций", обладающих некоторой "нежесткостью", вариантностью вокруг устойчивого общего. Следует также отметить наличие существенных отличий акмеологических закономерностей от закономерностей других
  3. Военная акмеология
    психического развития человека, и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов и свойств. В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу "законов-тенденций", обладающих некоторой "нежесткостью", вариантностью вокруг устойчивого общего. Следует также отметить наличие существенных отличий акмеологических закономерностей от закономерностей других
  4. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части
    психического здоровья военнослужащих и членов их семей [170]. Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее специфику [170]. 1. Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую
  5. Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части
    психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие. Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех
  6. Характеристика основных закономерностей процесса воспитания военнослужащих
    психических явлений, от целостного воспитания: нравственной, профессиональной, физической, эстетической, патриотической, экологической, правовой и других качественных характеристик. Применительно к воспитательной деятельности данная закономерная зависимость в значительной мере просматривается по линии проявления различных специфических профессионально-педагогических качеств. Имеется в виду:
  7. Педагогическая характеристика основных методов индивидуальной воспитательной работы
    психическое содержание. Поэтому необходима правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений. В практике воспитательной работы наиболее эффективно используются несколько разновидностей метода наблюдения. Внешнее наблюдение - способ сбора данных о человеке путем наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) -
  8. Психологические аспекты организации и содержания воспитания женщин-военнослужащих
    психических свойств военнослужащих- женщин, позволяющих качественно решать задачи служебной деятельности. При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих-женщин должна учитываться специфика их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами. Принимая во внимание,
  9. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части
    психического здоровья военнослужащих и членов их семей. В соответствии с нормативными документами содержание деятельности, осуществляемой психологом в мирное время, находит свое выражение в термине “психологическая работа”. Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности
  10. Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим
    психических срывов и заболеваний: • внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыслей, суждений, предложений и т.д., недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.; • изучение и знание реальной обстановки в семьях военнослужащих, проходящих службу по контракту, оказание им всесторонней помощи в разрешении бытовых, финансовых,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011