<< Предыдушая Следующая >>

Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива

В войсковой практике социометрическая методика применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом.

Сущность параметрической социометрии состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Например, назвать пять военнослужащих которые обладают наибольшей совместимостью и бесконфликтностью или могут составить самую надежную команду для выполнения специального задания.

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что военнослужащие положительно относятся к проводимому опросу. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают получаемые результаты.

Достоинствами социометрии являются: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; возможность регистрации отношений между всеми членами коллектива (группы). Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях военнослужащих; невозможность выявления истинных мотивы выборов; отражение в числе выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей.


Считается, что методика оценки групповой сплоченности доступна каждому офицеру. Суть социометрической методики состоит в выборе каждым членом группы из ее состава партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью формулируются вопросы ответы (выборы) на которые позволяют выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (например, деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому). Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно так:

- С кем из членов группы Вы хотели бы выполнять ответственные боевые задачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром? (деловой критерий);

- У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами каких военнослужащих Вы бы не согласились? (нравственный критерий);

- С кем бы Вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время? (коммуникативный);

- С кем бы Вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т.
п.)? (эмоциональный критерий) и т.д.

Для регистрации ответов подготавливаются опросные листы, форма которых показана в таблице № 1, рассчитанной на 10 (по 2 каждого из критериев) задаваемых вопросов. Справа от алфавитного списка всех военнослужащих подразделения выделяются несколько колонок, в которых опрашиваемые проставят свой выбор.

Опыт проведения социометрических опросов в войсковых условиях показывает, что наиболее значимыми критериями для непараметрической оценки групповой сплоченности является выбор респондентами тех военнослужащих, с которыми он мог бы успешно выполнять различные виды деятельности в пределах собственной компетенции.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    социометрического метода при изучении воинского коллектива. Социально-психологическая структура воинского коллектива. Психология воинского коллектива. Роль общественного мнения в воинском коллективе. Основные особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Значение коллективного мнения в жизни и деятельности Традиции – как элемент психологии воинского коллектива. Особенности
  2. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются: • анализ документов (биографический метод); • опрос (беседа, анкетирование); • наблюдение и тестирование. Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается
  3. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование), наблюдение и тестирование. Работа с документами - это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается
  4. Лекция № 9
    применения цитостатиков в связи со злокачественными новообразованиями. Таких воздействий молодые мужчины с пнев-моцистной пневмонией не переносили. Одновременно в Центр поступили сообщения о заболевании молодых мужчин, также гомосексуалистов, саркомой Капоши, которая отличалась агрессивным течением и быстро приводила к смерти. Вскоре было установлено, что у больных пневмоцистной пневмонией и
  5. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    применению их в деятельности; проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, но в психологии описывался скорее только через философскую систему цели, средства, результата. Представление А.А. Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т. д.
  6. Разработка метода математического моделирования продуктивной профессиональной деятельности
    применения, нежели просто обеспечение измеримости показателей эффективности акмеологического тренинга программно-целевой направленности. Подойти к проблеме математического моделирования продуктивной профессиональной деятельности нам позволяет положение о психотехнологической составляющей профессионально важных личностных качеств. Решение этой проблемы необходимо в целях внедрения в состав
  7. Организационные условия проведения акмеологического тренинга
    применение таких технологий не может быть обеспечено использованием традиционного, уже имеющегося в арсенале систем профессиональной подготовки информационного обеспечения, но требует тщательной предварительной подготовки: проведения социологических, психологических, психотехнологических, и собственно акмеологических исследований, направленных на определение и коррекцию целей, тематической
  8. А
    применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных) целевых объектов. Акмеологическая наука интегральна; ее интегральность задана ценностным и практическим критерием – «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного. В данной науке
  9. О МЕТОДАХ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ ВЛИЯНИЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
    применение комплекса методик психологического обследования. В целях изучения субъективных переживаний на жизненном пути кандидатов для поступления в престижные фирмы использовались различные методические приемы. Среди них эффективной оказалась и методика "В п е ч а т л е н и я". Суть методики заключается в описании обследуемым эпизодов, случаев, предметов, людей, которые в свое
  10. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    применению их в деятельности; проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, но в психологии описывался скорее только через философскую систему цели, средства, результата. Представление А.А. Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т. д.

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011