<< Предыдушая Следующая >>

Периодизация истории военной психологии

Необходимость организации психологического обеспечения учебно-боевой деятельности военнослужащих возникает с формированием социального заказа на обоснованное воздействие и мобилизацию человеческого фактора в условиях боя. При этом организационное оформление психологической работы происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и значительные изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.). Выделяются следующие этапы развития психологической работы в Российских вооруженных силах.

Первый этап (вторая половина Х1Х века - 1917 г.) содержит в своей основе процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. Создаются специальные психологические научно-исследовательские учреждения: экспериментальная лаборатория в военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах управления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изданиях (журналы "Военно- медицинский журнал", "Военный сборник", газеты "Русский инвалид", "Разведчик ", "Психиатрическая газета"), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказания психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны.
С этой целью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатрические отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли известные российские психологи и врачи психиатры Бехтерев В.М., Аствацатуров М.И., Шумков Г.Е., Владычко С.Д., Розин, Малиновский и др.

Второй этап (20-30-е годы) - этап организационного оформления психологической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. Совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний.

Третий этап (1941-1945гг.) - этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в самостоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Военными и гражданскими психологами (Леонтьев А.Н., Теплов Б.М., Коновалов Н.А., Фортунатов Г.А., Феофанов М.П., Смирнов А.А., Прангишвили и др.) в этот период изучались причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения; природа самоотверженности, смелости, мужества; условия ускоренного обучения военных специалистов (радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т.д.); разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зрения, решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.


Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992гг.) - этап обобщения боевого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельностиВ вооруженных силах страны создаются центры научной разработки проблем связанных с психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая академия, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС), разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах вооруженных сил. Вводится психологический отбор в военных училищах. Совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина "Военная психология и педагогика".

Пятый этап (с 1992 г. - по настоящее время) - этап формирования нормативно-правовой базы психологической работы и создания ее концепции.

Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур ВС, деидеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, усилением необходимости квалифицированного психологического воздействия на личный состав.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Периодизация истории военной психологии"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    истории военной психологии. Объект, предмет и основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности. Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности.
  2. ВВЕДЕНИЕ
    периодизацию развития психики и личности, то акмеология выявляет особенности восходящего развития личности, которое имеет иные закономерности, связанные не с стадиальностью, а со способом функционирования в качестве субъекта деятельности, общения, жизненного пути. Акмеологию характеризует ее гуманистическая направленность. В исследованиях Н.В. Кузьминой показано, что профессионалам высокого
  3. Актуальность исследования
    периодизации и преемственности в развитии психологического знания; (7) принцип перспективной ориентированности историко-психологического познания и (8) принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического познания. Теоретической базой исследования проблемы психологии элит явились отечественные теории: динамическая (К.К. Платонов), деятельностная (А.Н.
  4. Развитие военной психологии в России до 1917 года
    периодизации является: - изменения проблематики исследований в зависимости от социально-культурной детерминации (от социального заказа); - повышенное внимание государства к военно-психологическим исследованиям; - изменение роли, места, реального статуса в структуре психологической науки; - изменение оснований научного поиска, посредством которых обосновываются методологические
  5. Приложение №9
    истории болезни должно бы избегать многословия, излишней подробности, но со временем оно пройдет, когда врач навыкнет существенные припадки отличать от посторонних. Гиппократ писал коротко, и каждый припадок имеет у него свою силу в предсказании и лечении. Как лечить должно просто, так и историю болезни писать просто. Простота есть печать истины. Ни новыми лекарствами, ни новыми
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Вопросы к зачету
    истории медицины. 3) Значение изучения истории медицины. 4) Зависимость развития медицины от социально-экономических условий общества, уровня развития смежных наук, философских учений. 5) Медицина первобытно-общинного строя. 6) Медицина первобытно-общинного строя. Понятия «анимизм», «тотемизм», «магия», «шаманизм». Палеопатология. 7) Формирование
  7. Библиографический список
    истории Устава лечебных заведений 1893 г. // Российский медицинский журнал. - 2002. - N 6. - С. 57. 9. Болтенков В.К., Гончаров Н.Г., Пищита А.Н. Проблема информированности пациента при получении добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции "Медичнi технологii i вища освiта". Под общей редакцией академика АМТН
  8. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности. Организация стационарной помощи детям.
    истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях; справка из центра ГСЭН об отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия справки - 24 ч); справка о прививках. Организация
  9. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    периодизации жизненного цикла человека оно совпадает с периодом и представлением о зрелости человека как максимальном уровне развития его индивидуальности, его максимальной реализованности в жизни. С.Л.Рубинштейн, который никогда не причислялся к представителям акмеологии, но разработал в своей книге "Человек и мир" проблемы философии жизни, неоднократно на протяжении своей жизни обращался к
  10. Подходы к изучению жизненного пути человека
    периодизация жизни личности, общая для всех людей. Четвертый — акцентировал определяющую роль детства (и сексуальных отношений с родителями) (З.Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации (Ш.Бюлер, А.Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс — "индивидуальную историю" и

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011