<< Предыдушая Следующая >>

Осознание и понимание человеком создавшегося положения (когнитивный элемент)

Правильное понимание существующих проблем, их причин и путей к устранению, осознание несовершенства своего настоящего состояния существования, анализ признаков проблем показывают, что в каждом случае наши желания противоречат законам существования, но поскольку не в нашей власти изменить эти законы, то остается изменить наши желания.

Развитие человека осуществляется только в процессе его осознаваемой деятельности, поскольку в других случаях процесс осознанного принятия решений отсутствует. Под «деятельностью» здесь понимается любой процесс, приводящий к изменению внутреннего или внешнего миров человека, т.е. процесс с фиксируемым результатом его протекания. Определение жизни по И.Р. Пригожину позволяет утверждать, что человек постоянно пребывает в состоянии деятельности, поскольку суть его жизни - никогда не прерывающиеся целенаправленные обмены веществом, энергией и информацией.

Информированность о значимых сторонах жизненной ситуации (информационный элемент). Принятие решений - основа развития человека в силу того, что оно всегда проблемно. Суть проблемы принятия решений кроется во всегда существующем недостатке информации, необходимой для принятия решения, а также в избытке мотивов и неупорядоченности их отношений.


Недостаток информации обусловлен наличием в системе «сознание» фильтра осознаваемого восприятия, который пропускает на уровень рефлексии и осознанного осмысления лишь ничтожную ее часть, поступающую в систему «человек». Как правило, часть информации, поступающей через сенсорные системы, направлена на восприятие внешнего мира. Информация от внутренних сенсорных систем (об управлении опорно-двигательным аппаратом, пищеварением и т.п.) осмысливается чрезвычайно редко, например, когда приходит в виде боли. Информация от экстрасенсорных систем также фиксируется нечасто на осознанном уровне и обычно квалифицируется как интуитивное озарение, когда на осознанный уровень выходит не сама первичная информация, а результат какой-то ее обработки, совершенной на уровнях неосознаваемого.

Фильтр осознаваемого восприятия исполняет роль защитного механизма, подавая на уровни осознаваемого только тот объем информации, который способен обработать и пропустить через себя мозг конкретного человека, выполняющий в системе «человек» функции связующего звена между сознанием и телесной формой человека.
Наиболее наглядно эти функции смоделированы в компьютере, где графический адаптер играет роль такого интерфейса. Чем большим быстродействием и большей оперативной памятью обладает графический адаптер, тем большее количество информации может быть выведено из операционной системы (сознания компьютера) на внешнее устройство - монитор.

Недостаток информации приводит к борьбе гипотез в сознании личности, а избыток мотивов, хаотически взаимодействующих друг с другом - приводит к соответствующей борьбе мотивов в процессе принятия человеком решений. Отсюда непосредственно вытекают два основных направления развития: комплексное совершенствование всех систем человека, направленное на расширение фильтра осознаваемого восприятия, и нравственное, этическое совершенствование личности, в результате которого формируется упорядоченная, иерархически выстроенная система мотивов, в идеале исключающая их борьбу в процессе принятия решений.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Осознание и понимание человеком создавшегося положения (когнитивный элемент)"
  1. Контингент обследованных и методы исследования
    осознания болезни и отношения к ней, если речевой контакт с больным возможен, знакомят его с задачами исследования, просят быть внимательным, так как каждое экспериментальное задание желательно предъявлять однократно. Уточняются анамнестические данные о право-леворукости испытуемого и членов его семьи. Непосредственно перед нейропсихологическим исследованием проводятся пробы на выявление ведущей
  2. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но и носит совместный кооперативный характер. К.А.Абульханова, разработав на основе идей С.Л.Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, конкретизировала принцип субъекта деятельности. Во-первых, субъект деятельности — это новое, преобразованное
  3. Личностный аспект продуктивной профессиональной деятельности
    осознаны в этом случае как качества все же функциональные, т.е. как выполняющие определенные функции по отношению к другим составляющим психики человека. Из этих функций для нас в первую очередь представляет интерес интегрирующие функции качеств личности, функции, обеспечивающие целостность психической жизни человека. При этом, конечно, свойства личности следует понимать как вобравшие в себя в
  4. С
    осознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные
  5. Теория самоактуализации в контексте гуманистической психологии
    осознание, человеческий потенциал. Заявив о себе в 1950 году, в 1961 ассоциация гуманистической психологии основала «Журнал гуманистической психологии», в редколлегию которого вошли К. Гольдштейн, Ш. Бюлер, О. Хаксли, Д. Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс. В 1963 г. президент ассоциации гуманистической психологии Д. Бьюдженталь сформулировал пять основных постулатов гуманистической психологии:
  6. Проблемы теории и практики самоактуализации
    осознания человеком себя как «пересадочной станции», которой воспользовался занимающийся самопознанием дух, и самоотождествление с этим духом (я – это он, а он – это я), что влечет обязательность принятия позиции пассивного наблюдателя, созерцателя по отношению к своей жизни. В результате этих событий понятие «самоактуализация» и теория самоактуализации оказались под резким критическим огнем,
  7. Самоактуализация в контексте жизненного пути человека
    осознания. Необходимо отметить, что между событием, его осмыслением и концептуализацией, его включением или исключением из психологической автобиографии, неизбежно существует временной лаг. Поэтому моя собственная жизнь всегда предстаёт передо мной незавершенной, всегда остается время если не для нового действия или нового события, то для новой мысли, новой попытки осмысления и интерпретации
  8. Развитие концептуальных представлений по проблеме аутопсихологической компетентности
    осознания, умения управлять своими психическими состояниями. Наиболее общее определение аутопсихологической компетентности характеризует это качество как понимание личностью себя и своей профессиональной деятельности . Уровень развития АК при этом зависит от соотношения в процессе самопознания осведомленности и регулятивной функции и выражается высоким, средним и низким уровнями рефлексивной
  9. Механизмы продуктивного развития аутопсихологической компетентности госслужащих
    осознанию существенных аспектов своего поведения: своих сил, возможностей, ограничений, межличностных искажений и неадаптивного поведения и т. д.; ? зафиксировав свое поведение, человек способен придти к осознанию своей личной ответственности за собственное развитие; ? в результате такой последовательности человек способен меняться. Выделим социально-психологические механизмы развития
  10. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации
    осознание экзистенциального вакуума есть всего лишь отражение конечного результата тех психологических процессов и причинно-следственных связей, которые приведут человека к данному состоянию. Оно может явиться результатом либо достаточно длительного процесса совершения человеком поступков, противоречащих его ценностной системе, о чем говорят концепция конфликтных смыслов В.В. Столина (1983) и
  11. Положения, выносимые на защиту
    осознанию, интеллектуальная активность и инициатива, ретро- и антиципация), сформированность которых обеспечивает оптимизацию процесса акме-ориентированных здоровьесберегающих самопреобразований. Психологические механизмы обеспечивают сбалансированность развития профессионального здоровья специалиста в форме внутриличностной аутокоммуникации, механизмов объективации субъективного опыта,
  12. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНАЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ АКМЕОЛОГИИ
    осознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни. В связи с этим, одной из сущностных характеристик личностно-профессионального развития является развитие творческой активности самореализации личности как высшего уровня системной организации человека, через которое осуществляется социальная
  13. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    осознания факторов, сопутствующих и препятствующих профессиональному становлению, и возможности преодолевать препятствующие факторы, разрешать проблемы, от оценки своей профессиональной деятельности, от степени удовлетворенности профессиональной подготовкой и т.д. С другой стороны, важное значение имеет установление оптимального баланса между желаемым (идеальный образ преподавателя) и необходимым
  14. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    осознанию силы достижения цели, например, быть здоровым – значит реализовать себя в семейной жизни, труде и т.д. Все вышесказанное дает основание заключить, что триединство резерва, ресурса и потенциала можно отнести к свойству акмеологического ресурса психологического здоровья как психологического феномена. Под акмеологическим ресурсом психологического здоровья личности мы понимаем собой
  15. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    осознанной цели, связанной с задачами основной профессиональной деятельности субъекта. Однако условием достижения высшего, акмеологического уровня корпоративной безопасности выступает специальная деятельность по обеспечению продуктивной корпоративной безопасности организации, актуализация и развитие которой необходимы в «зоне ближайшего развития» внутренней среды организации. Проведенный
  16. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но и носит совместный кооперативный характер. К.А. Абульханова, разработав на основе идей С.Л. Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, конкретизировала принцип субъекта деятельности. Во-первых, субъект деятельности – это новое,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011