<< Предыдушая Следующая >>

Особенности многонационального воинского коллектива

Многонациональный состав воинских коллективов - важный фактор,определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между военнослужащими.

Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации. Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа). Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы: "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.

Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию.
Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.

В структуре национально-психологических особенностей. Важное место принадлежит национальным чувствам. Данное явление характеризуется эмоционально-окрашенным отношением людей к своей этнической общности и ее интересам, к другим народам и их национальным ценностям.

Для наиболее полного понимания особенностей национальнопсихологического своеобразия различных народов необходимо знать и учитывать специфику их национального склада ума. Она заключается в особенности мышления, которое имеет свою национальную специфику. Так, например, мышлению представителей славянской и финно-угорской культуры свойственны идеалистичность, умозрительность и логика. Мыслительной деятельности тюркских и некоторых северокавказских народов присущи остроумие, красноречие, практичность и живость воображения.

Для мышления представителей семитских народов характерны рационализм, критичность, аналитичность, склонность к философствованию. Народы монгольской и тунгусо-маньчжурской групп отличают сдержанность, отсутствие поспешности в принятии решения, всесторонняя обдуманность, конкретность. Чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс, а также распределить воинов по штатнодолжностным позициям в подразделениях, необходимо учитывать их национальные особенности.

Надо также понимать, что такое национальный темперамент и характер.
Темперамент предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности. Он проявляется также в жестах. Психологи установили, что за час беседы финн употребляет 1 жест, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180.

В отличие от темперамента национальный характер - более устойчивое и собирательное явление психики, определяющее привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

В характере тесно соединены элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему миру определяет направленность национального сознания людей. К ведущим чертам характера относят: религиозность, традиционализм, консерватизм, оптимизм (пессимизм), деловитость, практичность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, организованность и др.

В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство. Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп .
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Особенности многонационального воинского коллектива"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Значение коллективного мнения в жизни и деятельности Традиции – как элемент психологии воинского коллектива. Особенности многонационального воинского коллектива. Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива. Социально-психологические предпосылки возникновения межличностных конфликтов в воинском коллективе. Причины
  2. Организация воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами (матросами), сержантами и старшинами
    особенно на решение вопросов воспитательной работы с воинами-контрактниками. Данные социологических исследований, проведенных в 2002–2003 гг., позволяют образно представить социальный портрет воина-контрактника. Как правило, это молодые люди старше 20 лет. По уровню образования они составляют основную массу военнослужащих, имеющих полное (30 %), неполное среднее (26 %) и среднее
  3. Состояние военно-психологических исследований в России после завершения Великой отечественной войны
    особенности военного дешифрирования аэрофотоснимков (В.Ф.Рубахин); разработка психологических основ стрельбы (Д.Б. Эльконин). В 1946 г. создана кафедра военной педагогики и психологии в Высшем военно-педагогическом институте имени М.И.Калинина, на которой руководили адъюнктами А.Г.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец. В качестве приоритетных научных направлений исследований на кафедре
  4. ПРОФИЛАКТИКА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
    особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов; • упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и воспитании воинов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров; • отсутствие у командиров достоверной и полной информации о положении
  5. Принципы формирования воинских коллективов, подразделений
    особенностей славян. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя сбою национальную самобытность, чаще всего принимают присущий для таких коллективов тип отношений и нормы поведения. Второй тип отношений формируется в воинских коллективах, где военнослужащие разных национальностей - территориальных групп примерно равны по численности и социальной активности.
  6. Из истории развития отечественного военного ветеринарного образования
    особенно большой вклад в развитие ветеринарного образования внес профессор И.И. Равич, назначенный в 1872 г. приказом Военного министра заведующим ветеринарным отделением. Однако в 1879 г. в связи с преобразованием Медико-хирургической академии в Военно-медицинскую академию для ветеринарного отделения возникли неожиданные осложнения. Главный военно-медицинский инс-пектор заявил, что ввиду
  7. Кишечные антропонозные инфекции и их профилактика
    особен длительно сохраняться в воде (3-10 мес.), в почве и на окружающих предметах (около 1 мес.). Он инактивируется при температуре 100 оС в течение 5 мин. Вирус чувствителен УФЛ и относительно устойчив к хлору. Гепатит А передается в основном через воду и пищу. Загрязнение вирусами пищевых продуктов возможно при их обработке, приготовлении, хранении и реализации. Заражение происходит через
  8. Обеспечение национальной безопасности России
    многонациональных контингентов. В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки — обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности. В военное время — наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного
  9. . СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
    особенно, в послевоенный период система эвакуации раненых и больных в тыл страны продолжала совершенствоваться. Были созданы условия для качественно нового подхода к организации лечебно-эвакуационных мероприятии в войсках, организован единый центр управления военно-санитарной службой Военно-санитарное управление РККА, и котором уже в первой половине 1918 года полностью сосредоточилось управление
  10. Лекция № 9
    особенно клеточного, что получило подтверждение при иммунологических исследованиях. Это заболевание в 1982 г. получило название Acquired immunodeficincy syndrome (AIDS), в русском переводе — «синдром приобретенного иммунодефицита» (СПИД). Большинство больных СПИДом, как показали первые же исследования, составляли пассивные гомосексуалисты, имевшие много половых партнеров; за ни-ми шли

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011