<< Предыдушая Следующая >>

Основные методы военной психологии

Анализируя современные наработки в области методологии военно-психологических изысканий и практической психологической работы, можно выделить две группы методов военной психологии: 1) методы военно-психологических исследований; 2) методы военно-психологической практики.

Методы военно-психологических исследований:

1) опрос участников боевых действий (анкетирование, интервьюирование, индивидуальная и групповая беседы);

2) экспертный опрос лиц медицинского персонала, военных психологов, командиров, сослуживцев о психофизических состояниях раненых;

3) анализ документов, связанных с участниками боевых действий (медицинские карты, журналы динамического наблюдения, фотографии, дневники, письма, стихи, песни участников и свидетелей боев, боевые донесения и донесения о психологической работе);

4) анализ результатов боевых действий войск и исследование материалов военной истории (хода и исхода сражений, построений войск, мер психологического обеспечения, морально-психологического состояния сторон и его динамики и т.д.);

5) анализ художественных произведений о войне;

6) наблюдение (включенное и невключенное, формализованное и неформализованное, прямое и опосредованное и др.);

7) эксперимент (естественный и лабораторный);

8) скрытые методы исследования (методы интерпретации сопутствующих явлений);

9) корреляционные методы (методы выявления связей между событиями и явлениями).

Методы военно-психологической практики:

1) военной профессиографии (методы описания военных профессий, специальностей и видов деятельности)

2) военно-профессиональной ориентации и набора в армию

3) профессионального психологического отбора (методы психофизиологического обследования и социально-психологического изучения лиц, поступающих на военную службу)

4) психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям, формирования у них психологической устойчивости к боевым стресс-факторам и психологической готовности к выполнению конкретных боевых задач (методы моделирования факторов опасности, внезапности, новизны, напряженности, ответственности и др.
на занятиях по боевой подготовке; боевой, природно-географической, климатической, биоритмической, режимно-деятельностной адаптации; формирования когнитивной модели боя; создания эмоционального настроя; формирования навыков и привычек выполнения типичных для боя задач; расширения психических возможностей (внимания, памяти, интуиции, зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, ночного видения, перенесения боли, холода, жары, голода); эффективного поведения в плену и др.)

5) психологического прогнозирования и оценки боевой обстановки (попарного сравнения психологических возможностей противоборствующих сторон)

6) прогнозирования и расчета психогенных потерь (в условиях применения обычного оружия и оружия массового поражения)

7) психологической поддержки военнослужащих (коммуникативные, деятельностные, аутогенные, установочные, фармакологические)

8) психологической реабилитации участников боевых действий (обсуждение стресса; дебрифинг стресса критических инцидентов; индейская банная; рэп-группы; рациональная и другие виды психотерапии и др.)

9) социально-психологической реадаптации участников боевых действий («психологического карантина» или «психологической дезинфекции»; создания реадаптирующей среды; терапия семей участников боевых действий)

10) психологической помощи лицам, переживающим утрату

11) диагностики посттравматических стрессовых расстройств у ветеранов боевых действий (структурированное клиническое интервью; боевые шкалы миннесотского и миссисипского опросников ПТСР; опросник травматического стресса И.
О. Котенева; опросник депрессивности Бека и др.)

12) допроса военнопленных (убеждающие; внушающие; психологического давления и изнурения; гипно-суггестивные; фармакологические; переформирования поведения и др.)

13) ведения психологических операций и защиты войск от психологического воздействия противника (печатные; радиотелевизионные; звуковещательные, «приклеивания информации»; демонстративных действий; психологического изнурения (звуками, запахами, мерцающим светом) и т.д.)

14) военной маскировки, введения противника в заблуждение и достижения внезапности (создания иллюзий восприятия, мышления и антиципации)

15) анализа и поддержания воинской дисциплины в воинских подразделениях и частях и предупреждения девиаций на войне
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Основные методы военной психологии"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности. Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности. Особенности моральных чувств в условиях воинской
  2. Ведение пациента
    основного курса лечения - эссенциале форте по 2 капе. 2 раза в день, пикамилона по 2 табл. 2 раза в день, 2 мес. (П.Я. Григорьев). ¦ Кардиалъные проявления алкогольной болезни: - при кардиалгиях в сочетании с «метаболическими» изменениями ЭКГ в амбулаторных условиях назначаются седативные препараты (валериана, пустырник), малые транквилизаторы (реланиум, триоксазин), при необходимости в
  3. Медико-социальная экспертиза
    основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения. Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза
  4. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности. Организация стационарной помощи детям.
    основные показатели деятельности стационара детской больницы. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ: Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: ? непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; ? преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; ? этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий. К
  5. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    основных параметров. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом". "Личность в качестве субъекта, — отмечает она, — осуществляет регуляцию деятельности в
  6. Военная акмеология
    основных своих институтов содержало армию. В ней неизменно аккумулировались передовые достижения мысли и дела лучших людей. Там, где наиболее продуктивно задействовался весь данный потенциал, там и общество получало высокую отдачу. О вершинах служения Родине гласят легенды, предания и исторические факты, ратные подвиги и дела многочисленных самоотверженных сыновей России Ильи Муромца,
  7. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности
    основные задачи психолого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства. Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений и организаций. Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб определены и обоснованы
  8. А
    основной метод акмеографического подхода. А. – специфическая система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. А. всегда индивидуальна, составляется исключительно для конкретного специалиста и направлена на его индивидуальное личностно-профессиональное развитие. Разработка А. должна осуществляться по единой
  9. Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей ХХ века.
    основном, трех концепций: протестантизма, деизма и индивидуализма. Протестантизм (М. Лютер) хотя и рассматривал судьбу человека как заранее предопределенную к спасению или погибели, однако предлагал человеку в этом мире всеми силами пытаться добиться успеха, так как успех в этом мире свидетельствовал о предопределенности к спасению и в мире ином. Деизм (Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм) рассматривал мир и
  10. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    основных параметров. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом". "Личность в качестве субъекта, – отмечает она, – осуществляет регуляцию деятельности в

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011