Следующая >>

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы диссертационного исследования. Радикальные преобразования всех сфер жизнедеятельности российского общества, переход страны на новые экономические основы, преобразование Вооружённых сил, осуществляемое в сложных социально-экономических условиях, обуславливают значительный рост ряда проблем, связанных с реформированием общества и армии.

Сокращение Вооруженных сил РФ порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда. Большинство увольняемых военнослужащих, пребывают в трудоспособном возрасте и имеют высокий образовательный уровень. Они готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях, стать важной опорой экономических реформ, но в большинстве случаев образованные и трудоспособные граждане в силу ряда причин оказываются невостребованными на рынке труда и попадают в группу социального риска.

Положение кадровых военнослужащих осложняется рядом обстоятельств:

- уволенным с военной службы приходится кардинально менять все сферы своей жизнедеятельности (профессиональную, бытовую, социально-психологическую) уже в зрелом возрасте, что зачастую приводит к возникновению фрустрирующих ситуаций и переживанию конфликтов;

- в отличие от тех, кто лишился работы в гражданской жизни, значительная часть лиц, уволенных с военной службы, или не имеет гражданской специальности или за время службы получило узкоспециализированную военно - профессиональную подготовку;

- положение профессиональных военнослужащих (офицеров и прапорщиков), уволенных с военной службы, на рынке труда усугубляет их возраст, так как сегодня работодатели отдают предпочтение молодым специалистам;

- довольно высокий уровень образования и профессиональной квалификации военнослужащих, уволенных в запас, не соответствует профилю гражданских специальностей.

Перечисленные обстоятельства обостряют внутриличностные и межличностные конфликты, приводят к проблемам в семье, способствуют развитию различных психологических аномалий (алкоголизации, депрессии), зачастую требующих медицинского вмешательства.

Поэтому, складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер, прежде всего, по изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного законодательством, по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме, по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и по реализации конкретных практических мер по психологическому обеспечению перехода военнослужащих к гражданской жизни.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена также следующим:

- острой потребностью дальнейшей разработки теории психологической адаптации различных категорий граждан к кризисным социально-экономическим и политическим условиям жизни;

- динамикой изменений психического состояния военнослужащих после их увольнения с военной службы и задачей формирования у бывших военнослужащих адекватного отношения к необходимости адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

- необходимостью глубокого анализа и оценки роли адаптационного потенциала военнослужащих, увольняемых в запас;

- возросшим практическим значением психолого-педагогической подготовки военнослужащих в процессе адаптации к гражданской жизни.

Особую актуальность проблеме придаёт то обстоятельство, что протекание социально-психологической адаптации к новым для военнослужащих условиям гражданской среды после окончания военной службы требует от личности максимальной активности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Теоретико-методологические основы исследований адаптации, личности отражены в отечественной науке в конце 60 - середине 70-х п. ХХ в. В работах Д.А. Андреевой, С.Д. Артёмова, Т.Г. Дичева, И.А. Милославовой, Л.М. Растовой, Е.В. Шороховой и ряда других.

В конце 70 - начале 80-х гг. в научных трудах Г.А. Горошидзе, Н.А. Ершовой, И. Калайкова, С.В. Кинелёва, Н.Е. Шафажинской исследовались вопросы мировоззренческо-гносеологического характера, проблемы общей теории адаптации и биосоциальной природы человека. Существенно раскрываются основные аспекты проблемы психологической адаптации личности и ее закономерностей в различных видах деятельности, в исследованиях А.А. Алдашевой, Т.В. Барлас, Л.М. Вильдавской, М.А. Дмитриевой, М.А. Ивановой и Н.А. Тишовой. Попытка создать единую теорию социально-психической адаптации личности была предпринята в монографии А.А. Налчаджяном (1988).

В отечественной военной науке отдельные аспекты адаптации военнослужащих рассматривались в трудах А.В. Барабанщикова, А.Д. Глоточкина, Л.Ф. Железняка, В.Л. Марищука, В.Ф. Перевалова, Я.В. Подоляка, Э.П. Утлика, Н.Ф. Феденко и другие. Специальные исследования проблем адаптации различных категорий военнослужащих к условиям службы в армии проводились военным педагогом С. Кабеле (1975), военными социологами Л.Г. Егоровым (1976), А.С. Страданченковым (1994), военными психологами В.Я. Яблонко (1982), Ж.Г. Сенокосовым (1989), В.И. Буяновым (1996). С позиций психологической науки изучались также отдельные аспекты адаптации военнослужащих, уволенных в запас.

Социализацию военнослужащих запаса как социально-психологическую проблему рассматривал в своей диссертации Ю.В. Медведев (1994). Диссертация Б.Е. Шелеста (1997) посвящена социальной адаптации офицеров запаса. Социально-педагогические условия адаптации бывших военнослужащих и членов их семей исследуются в диссертационных работах И.Г. Скороходовой (1998) и И.В. Дмитриева (1999).

Однако проведенные исследования не позволяют увидеть адаптацию бывших кадровых военнослужащих как часть целостного процесса становления и развития их личности, освоение ими всего многообразия социальных отношений, связанных с воинской службой и её завершением, и не разрешают в полной мере все вопросы современной психологической практики подготовки увольняющихся в запас военнослужащих к гражданской жизни.

Таким образом, проблемой настоящего исследования является определение роли адаптационного потенциала личности в психологической подготовке к гражданской жизни военнослужащих, увольняемых в запас.
Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования выступают военнослужащие, увольняемые в запас из Вооруженных сил РФ.

Предмет исследования - адаптационный потенциал в психологической подготовке к гражданской жизни военнослужащих, увольняемых в запас.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

- успешность адаптации к условиям гражданской жизни может быть обеспечена путем целенаправленной психолого-педагогической подготовки военнослужащих, увольняемых в запас;

- систему психологической подготовки можно построить, если выявить степень адаптационных возможностей личности через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процессов адаптации;

- психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности адаптационный потенциал; актуализация этого потенциала – суть психологической подготовки военнослужащих к условиям гражданской жизни.

Поставленные гипотезы и цель вызвали необходимость решения следующих задач:

1. На основе теоретико-методологического анализа проблемы адаптации проследить генезис, стратегии и механизмы процесса адаптации военнослужащих, увольняемых в запас.

2. Исследовать особенности динамики военнослужащих, увольняемых в запас.

3. Выявить адаптационные возможности личности через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации к гражданской жизни.

4. Проанализировать и оценить роль адаптационного потенциала военнослужащих в процессе адаптации.

5. Используя методы статистического анализа оценить степень влияния факторов социально-культурной среды на личностный адаптационный потенциал.

6. Построить модель психологической подготовки к гражданской жизни военнослужащих, увольняемых в запас, и показать пути ее практической реализации.

Методологической основой исследования явились представления об активном характере взаимодействия личности и социальной среды (Л.С. Выготский, А.В. Петровский), о единстве сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн), о психических функциях в контексте личностных образований (К.К. Платонов), субъекте психической деятельности (Б.Г. Ананьев А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов), а также личностный, социально-деятельностный подходы (А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко)

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных, в которых рассматриваются научные основы психологии личности и социальных групп (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.Б. Орлов), представления о целостности индивидуальности и личности (В.В. Столин, А.Б. Орлов), исследования ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных основ личности (Г.М. Андреева, А. Маслоу), сущности социально-психологических процессов (Ф. Александер, Г.Е. Журавлев, Е.В. Шорохова, А.А. Налчаджан, А.Г. Маклаков).

В работе использовался комплекс методов сбора первичной информации, направленной на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетный опрос, интервью, метод экспертных оценок, беседу.

Для анализа и интерпретации полученных данных применялись различные математические и статистические методы обработки информации.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Министерства обороны РФ, результаты психологических и социологических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учёными, материалы периодической печати, научно-теоретических и научно-практических конференций. Диссертация опирается также на результаты конкретного психологического исследования адаптации офицеров запаса, проведённого автором в органах и войсках Северо-Кавказских региональных управлений, военно-учебных заведениях и учреждениях центрального подчинения. Одновременно изучалась работа органов социальной защиты населения с офицерами запаса в местах их компактного проживания в городах Ростовской области.

Исследование проводилось с 2000 по 2004 год и состояло из 4 этапов.

На первом этапе исследования была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность проблемы, определены цели, задачи и гипотезы, намечены основные этапы, выбраны методы сбора информации и обработки данных.

На втором этапе - проводился теоретический анализ и осмысление проблемы, изучалась отечественная и зарубежная литература по теме исследования.

На третьем этапе (эмпирическое исследование) дана развёрнутая характеристика контингента, участвовавшего в эксперименте; были определены уровни психологической адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, весь экспериментальный массив подвергся методу статистической обработки; осуществлен анализ психологических трудностей адаптации, причин их возникновения, а также условий, способствующих процессу психологической адаптации.

На четвёртом этапе осуществлялась обработка и интерпретация полученных данных, апробация и внедрение результатов исследования, сформулированы практические рекомендации и выполнено оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования определяются совокупностью результатов решения, поставленных в диссертации задач и в обобщённом виде заключается в том, что:

- выявлены адаптационные возможности личности через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации к гражданской жизни;

- проанализирована и оценена роль адаптационного потенциала военнослужащих в процессе адаптации;

- показаны особенности, противоречия и факторы социокультурной среды, влияющие на адаптационный потенциал военнослужащих, уволенных в запас;

- разработана модель психологической подготовки военнослужащих к гражданской жизни и рекомендации по ее реализации в психологической практике.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что на основании представлений о субъективно-деятельностной парадигме и идей психологии целостной индивидуальности осуществлена систематизация знаний и психологических теорий по проблеме психологической адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни, а также теоретически обоснованы основные направления повышения адаптационного потенциала военнослужащих, уволенных в запас, как определяющего фактора процесса адаптации к гражданской жизни.


Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для совершенствования работы органов военного управления и социальных служб по оказанию социальной и психологической помощи увольняемым военнослужащим, при разработке региональных и местных программ, призванных способствовать повышению интеграции военнослужащих в гражданскую среду. Материалы диссертации могут служить основой для подготовки соответствующих разделов учебных курсов по психологическим и педагогическим дисциплинам, а также для проведения лекционно-просветительской работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы обсуждались на заседании кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Таганрогского государственного радиотехнического университета (г. Таганрог, 2004); различные аспекты содержания диссертации, её выводы и научно-методические рекомендации обсуждались на совещаниях руководящего состава воинских частей и учреждений, в которых проводились исследования. По теме диссертации были сделаны доклады и сообщения на научных конференциях: 7-й Международной научной конференции «Развитие и профессиональное становление молодежи в образовательных системах» (2002); Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая личность в системе высшего образования России» (2002); Второй Всероссийской Internet-конференции (с международным участием) «Потенциал личности: комплексная проблема» (2003); XLIX научно-технической и научно-методической конференций профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников Таганрогского государственного радиотехнического университета (2003); на научно-методических семинарах по психологии и безопасности жизнедеятельности и на постоянно действующем научно-методологическом семинаре адъюнктов, аспирантов и соискателей ТРТУ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования научно обеспечиваются исходными теоретико-методологическими позициями; использованием эмпирических, экспериментальных и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования; репрезентативностью и достаточным объемом выборки; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; применением методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Личностный адаптационный потенциал определяет успешность адаптации, военнослужащих, увольняемых в запас, а целенаправленная психологическая подготовка способствует раскрытию внутренних резервов личности и повышению ее адаптационного потенциала;

2. Адаптационные возможности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния человека в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные возможности личности, тем выше вероятность нормального функционирования и эффективной деятельности при изменении внешних условий жизни;

3. Психологические особенности личности, определяющие возможность успешной адаптации взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику психического развития - личностный адаптационный потенциал. Показатели личностного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности динамике внешних условий жизнедеятельности;

4. Личностный адаптационный потенциал позволяет дифференцировать всех военнослужащих по степени устойчивости к воздействию внешних психоэмоциональных стрессоров, что определяет целесообразность использования данной интегральной характеристики развития личности в разработке и реализации системы психологической подготовки к гражданской жизни военнослужащих, увольняемых в запас.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, главы теоретического исследования, двух глав собственных исследований по теме, заключения и списка литературы из 229 наименований.

Работа изложена на 174 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц, 15 рисунков и приложения.

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, показаны степень и характер ее разработанности; определены объект, предмет, цели и задачи исследования; сформулированы гипотезы и положения, выносимые на защиту; приведены методологическая и теоретическая основы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Адаптация увольняемых в запас военнослужащих, к условиям гражданской среды, как психолого-педагогическая проблема», представлен всесторонний анализ теории адаптации, рассмотрены современные подходы в изучении проблемы адаптации, охарактеризованы факторы, влияющие на процесс адаптации.

Во второй главе «Влияния средовых факторов на адаптационный потенциал военнослужащих, увольняемых в запас», определены значения личностного потенциала военнослужащих, уволенных в запас; по результатам проведенного факторного и корреляционного анализа произведена оценка влияния факторов социокультурной среды на личностный адаптационный потенциал.

В третьей главе «Психолого-педагогическая подготовка военнослужащих увольняемых в запас», охарактеризована психологическая сущность и роль личностного потенциала в адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, предложена модель психологической подготовки военнослужащих к гражданской жизни, разработаны рекомендации по реализации этой модели и повышению адаптационного потенциала личности.

В заключении обобщаются основные результаты исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.
Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ"
  1. Общая характеристика работы
    характеристика
  2. Общая характеристика работы
    характеристика
  3. Общая характеристика работы
    характеристика
  4. ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
    общая смертность у лиц, принимавших эналаприл, по сравнению с плацебо уменьшилась на 16%, смертность от прогрессирующей сердечной недостаточности снизилась на 22%, частота госпитализаций в связи с декомпенсацией ХНК уменьшилась на ЗО%. ИССЛЕДОВАНИЕ V-HAFT IL (Veterans Administration Cooperative Цель: изучить влияние приема эналаприла по сравнению с комбинацией апрессина с
  5. ЦИРРОЗЫ ПЕЧЕНИ
    общая калорийность диеты составляет 2000 - 2800 ккал). Это диктуется анорексией и часто встречающимся упадком питания, как правило белкового, что отрицательно влияет на состояние иммунитета и сопротивляемость организма к инфекции. Количество белка ограничивается особенно при наличии симптомов энцефалопатии. При проведении лекарственной терапии следует принимать во внимание особенности
  6. Реферат на тему: АКУШЕРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ И РОЖЕНИЦ
    общая прибавка в весе за беременность, ее равномерность, результаты измерений артериального давления и анализы крови и мочи, заболевания и осложнения беременности. Причины госпитализации. Определение сроков родов или сроков беременности ОБЩЕЕ ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Общее объективное исследование проводят с целью выявления заболеваний важнейших органов и систем, которые могут осложнить
  7. ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
    общая характеристика. 1.1.1. Стафилококки. Таксономия. Биологические свойства. Характеристика токсинов и ферментов патогенности. Патогенез стафилококковых инфекций, их роль в госпитальных инфекциях. Особенности иммунитета. Методы микробиологической диагностики стафилококковых процессов. Препараты для специфической профилактики и терапии. 1.1.2. Стрептококки. Таксономия. Биологические
  8. 1.1. Регуляция функции репродуктивной системы
    характеристики основных компонентов репродуктивной системы, функциональных взаимосвязей между ними, а также связей между этой системой и другими системами организма. Рассмотрение репродуктивного про- 14 1.1. Регуляция функции репродуктивной системы цесса с этих новых позиций и составляет содержание настоящего руководства. Репродуктивная система состоит из ряда элементов (тканевых
  9. Репродуктивные органы репродуктивной системы
    характеристика половых органов женщины в репродуктивном периоде 1.3.1.1. Яичники Яичники половозрелой женщины расположены в малом тазу (рис. 1.6), несколько асимметрично на заднем листке широкой связки. Положение яичников в полости малого таза в этом возрасте относительно малоподвижное. Смещение их в брюшную полость наблюдается лишь в период роста организма, а также во время
  10. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭПИЗООТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    характеристик вакцин. Биогенетическому закону подчинены эпизоотические процессы факторных инфекционных болезней, которым свойственна эстафетная передача возбудителя инфекции. Закон стресса в эпизоотическом процессе. Острота проявления инфекционных болезней на облигатном хозяине зависит также от изменений условий для жизнедеятельности паразита в организме этого хозяина.
  11. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА
    общая концентрация в крови. Эстрогены в меньшей степени, но так же, как тестостерон, связываются с ГСПС, в результате чего только 10-15% от общей их концентрации в крови циркулирует в свободном виде. Механизмы воздействия на активность клеток едины для всех стероидных гормонов, которые поступают в клетку путем диффузии и степень их воздействия зависит от концентрации несвязанного с белками
  12. Определение реактивности сердечно-сосудистой системы плода по данным кардиотокографии во время беременности и в родах
    общая продолжительность записи должна составлять 40—60 мин, что сводит к минимуму возможную ошибку в оценке функционального состояния плода. Запись осуществляют в положении беременной на спине, на левом боку или сидя в удобном положении. Определенной информативностью в оценке состояния плода во время беременности обладает нестрессовый тест. В ответ на шевеления или сокращения матки
  13. Патогенетические и патоморфологические изменения отдельных органов и систем при гестозе
    общая, наружная, внутренняя, надблоковая). С помощью допплерометрии по стандартной методике с компьютерной обработкой допплерограмм высчитывают пульсационный индекс (ПИ), индекс резистентности (ИР). Диагностическими критериями нарушения церебральной гемодинамики считают численные значения ИР более 0,65, а ПИ более 1,28 во внутренней сонной артерии в III триместре беременности. Наличие
  14. Оценка степени тяжести гестоза
    общая двигательная активность, мышечный тонус плода, так и «хронические», характеризующие ее длительность: объем околоплодных вод, структура плаценты, патологические включения. Имеет место ареактивный нестрессовый тест, нарушение регулярности, ритмичности дыхательных движений. Перенесенная централизация кровообращения у плода сопровождается снижением почечного кровотока, маловодием, нарушением
  15. Заболевания щитовидной железы и беременность
    общая слабость, снижение работоспособности, судорожные сокращения мышц, боль в суставах, сонливость, депрессия, забывчивость, снижение внимания и интеллекта, повышение массы тела, брадикардия и уменьшение частоты дыхания, сухость кожных покровов, выпадение волос, грубый голос, тошнота, запоры, аменорея и отек кожи. При гипотиреозе в организме замедляются все процессы. В условиях недостатка
  16. СТАФИЛОКОККОВЫЕ ИНФЕКЦИИ
    общая интоксикация либо отсутствуют признаки гнойных осложнений, лечение антибиотиками можно отложить до получения результатов посевов слизи из глотки. Если состояние больного оценивается как тяжелое, лечение больного начинают при его первом обращении к врачу и после взятия слизи из глотки на посев. При назначении антибиотиков для приема внутрь результаты посевов из глотки могут служить
  17. АРБОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
    общая структура заболеваемости энцефалитом за 30 лет между 1955 и 1984 г. была следующая: энцефалит Сент-Луис—65%; энцефалит, вызванный вирусами калифорнийской антигенной группы,—20%; западный лошадиный энцефалит — 13%; восточный лошадиный энцефалит — 2%. Этиология. Несмотря на большое разнообразие специфических вирусных агентов (см. табл. 143-2), клинические проявления асептического менингита
  18. РИККЕТСИОЗЫ
    общая недостаточность кровообращения, хотя и реже, чем у больных с эпидемическим тифом или пятнистой лихорадкой Скалистых гор. Неврологические проявления. Головная боль — самое распространенное неврологическое проявление эндемического сыпного тифа, и она может доминировать в клинической картине болезни. Боль локализуется в лобной части головы и продолжается до конца 2-й недели заболевания,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011