<< Предыдушая Следующая >>

Модифицированный шестишаговый рефрейминг

В самом общем виде круг проблем, решаемых с помощью этой психотехники, можно разделить на два типа.

К первому, основному, относятся паттерны когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования в различных ситуациях, для которых характерно восприятие их как неадекватных, не устраивающих (не удовлетворяющих) его в данном контексте и, несмотря на понимание, невозможность изменить, исправить их. К этому часто примешиваются некоторая насильственность при их возникновении и динамике, осознание какой-то автономности, неуправляемости, недостаточность их сознательного контроля. Сюда входят различные обсессивно-фобические явления и компульсии, не удовлетворяющие человека поведенческие стереотипы, выражающиеся в избыточном весе, пристрастии к курению, и т.п.

Ко второму типу относятся самые разнообразные проблемы психосоматического уровня. С помощью этой техники добиваемся: Формирования новых удовлетворяющих пациента способов поведения; большей цельности, интеграции личности пациента; формирования чувства доверия к себе, своим способностям и возможностям; выведение на сознательный уровень истинных мотивов и целей поведения; разрешения некоторых внутри- и межличностных конфликтов.

Общая схема шестишагового рефрейминга



1-й шаг: определить нежелательный паттерн поведения или симптом.

2-й шаг: войти в контакт с субличностью (частью), порождающей этот симптом или поведение: создать зрительный образ субличности (части), символизирующий данный паттерн; установить контакт с субличностью.

3-й шаг: отделить намерения от поведения, т.е. выделить изначальную цель от ее воплощения в поведении или симптоме.

4-й шаг: заменить старый паттерн новой позитивной формой поведения: создать новые, позитивные формы поведения; оценить найденные формы поведения и выбрать из них наиболее подходящую.

5-й шаг: синхронизация с будущим (экологическая проверка).

6-й шаг: заключение договора.

Техника проведения



1-й шаг: пациенту предлагается определить или выбрать паттерн нежелательного поведения или симптом, отвечающий вышеуказанным параметрам.

2-й шаг: для укрепления доверия пациента к процедуре можно использовать понятные и приемлемые сравнения, пояснения и метафоры, укладывающиеся в мировоззренческие схемы пациента. Необходимо показать, что в основе его патологического стереотипа поведения или симптома лежат своеобразные, не осознаваемые им "части", или "субличности". Например, можно сослаться на научную работу, где указанные нарушения рассматриваются как "сложные динамические структуры, которые в процессе нашего развития стали изолированными от сознательного "Я" и поэтому оказывают неконтролируемое действие на наше поведение." Также можно сравнить их с "вытесненными комплексами", сослаться на трансактный анализ Э.Берна, на феномен "альтернирующего сознания", привести в пример субличности из психосинтеза и т.д. Иными словами, необходимо: а) сформировать доверительное отношение к предстоящей методике; б) показать, что по существу, в ней нет ничего слишком уж странного и необычного; в) доказать, что она опирается на вполне научные и проверенные исследования. При этом необходимо отметить, что лица, которые до этого проходили ассоциативную методику саморегуляции, проделывали техники якорения, взмаха, линии времени, а также выполняли упражнения из психосинтеза, включаются и выполняют данную методику без особых трудностей. Поэтому шестишаговый рефрейминг рекомендуется применять уже на основе указанных методик.

Для создания зрительного образа субличности (части), символизирующего неудовлетворяющий паттерн поведения или симптом, который в дальнейшем можно называть "частью", или субличностью, с целью активизации творческих способностей пациента можно применять различные приемы эриксонианского гипноза, некоторые из которых использовались в ассоциативной методике ПСР. Крайне желательно, чтобы образ появился не в результате активного, волевого напряжения, а на фоне своеобразной релаксации "... и, оставаясь по-возможности в состоянии покоя, внутренней сосредоточенности и комфорта, мысленно переберите одну или несколько ситуаций, в которой проявлялось это не удовлетворяющее Вас поведение... Позвольте той части, которая стоит за этим поведением (симптомом) предстать перед Вашим внутренним взором в виде какого-то зрительного образа..." и т.д. Для людей, предъявляющих жалобы на "врожденную неспособность" конструировать зрительные образы, достаточно предложить следующее: "Представьте, что Вы будто-бы в уме воображаете этот образ". Подчеркнуть, что эта часть может появиться перед "внутренним взором" в практически любой, порой крайне неожиданной форме. Это может быть как одушевленный субъект (человек, животное), так и неодушевленный объект (растение, камень). Форма проявления особого значения не имеет, так как "в этом особом внутреннем мире мы можем установить контакт с любым предметом, объектом".

Прекрасной иллюстрацией к предстоящему установлению контакта с субличностью служит определение В.А. Жмурова (1994): "Субъектами внутреннего общения являются, надо думать, не отдельные мысли и черты характера, а сложные состояния личности, более или менее самостоятельные внутренние "люди", с которыми, вероятно, человек ранее идентифицировал себя в той или иной социальной роли.
" На этом этапе (в зависимости от желания ведущего) или на предыдущих для пациента необходимо сформулировать "правила общения или взаимодействия" с субличностью. Суть их в следующем: субличность является полноправным партнером по общению; разговор с ней строится как с "настоящим, реальным" собеседником; как бы субъективно неприятной или даже отталкивающей не представлялась субличность изначально, разговор должен строиться в уважительной манере, с ориентацией на позитивные, положительные ее черты и свойства. ("Тем более, что, в отличие от обычного собеседника, от нее никуда не спрячешься и не убежишь. А отринутая, она всегда найдет способ отомстить и испортить Вам жизнь. Кстати сказать, именно с последним вариантом Вы раньше и имели дело. Теперь у Вас есть шанс исправить это.");

необходима определенная последовательность: вопрос - ответ и лишь затем - следующий вопрос или предложение.

Хотя в большинстве случаев с субличностью возможно установление вербального контакта, встречаются исключения. В этих случаях контакт осуществляется через различные характеристики объекта, такие, как изменение формы, цвета, величины и т.д. Можно спросить у этой части, каким образом она даст ответ "да", а каким "нет".

Далеко не лишней является характеристика пациентом субличности: особенности ее внешнего вида, преобладающих цветах, окружающем ее пространстве; впечатление, производимое ею на пациента (дружелюбное, ласковое, суровое и т.д.). В результате этой процедуры, с одной стороны, врач зачастую получает крайне ценную дополнительную информацию о особенностях личности пациента, а с другой, концентрирует внимание на внутренних образах, что позволяет усилить состояние измененного сознания (в обычной жизни крайне маловероятно, чтобы кто-то имел обыкновение в бодрствующем состоянии общаться с "внутренними человечками" и другими еще более странными существами).

На этом же этапе происходит "знакомство" с субличностью, включающее: - необходимость поздороваться с возникшей частью; - спросить, является ли она той частью, которая ответственна за проблемное поведение или симптом.

Далеко нередким является первоначальное появление образа, не связанного непосредственно с обозначенной проблемой. Наш опыт позволяет выделить два варианта. Иногда, пассивно наблюдая за возникающими образами, пациент выделяет и ошибочно удерживает в сознании наиболее яркий, привлекательный для его сознания. Характерно, что для этого пациенту приходится прилагать значительные сознательные усилия. Второй вариант представляет гораздо больший практический интерес. В этом случае возникающий образ символизирует некую часть, тем или иным образом связанную с рассматриваемой проблемой. И здесь только ведущий решает, работать с найденной частью или отказаться от нее и вернуться на предыдущий шаг; в случае положительного ответа необходимо спросить, как эта часть хочет чтобы ее называли (узнать имя).

3-й шаг: общение продолжается в "диалоговом режиме". Характер вопросов зависит от предыдущих ответов, специфики конкретной ситуации и т.д. Однако во всех случаях должен соблюдаться определенный алгоритм.

1. Попросить пациента в произвольной форме сообщить части, ответственной за данное поведение, об имеющейся проблеме и испытываемым им в связи с этим беспокойстве.

2. Попросить пациента проинформировать эту часть, что, несмотря на имеющуюся проблему, отношение к самой субличности остается самым уважительным и ее мнение будет обязательно учитываться в дальнейшем (этот момент является очень важным, так как субличности, особенно имеющие корни в детстве пациента, отличаются "капризностью" и повышенной требовательностью к признанию их полноправными участниками психотерапевтического процесса. Пренебрежение этим правилом может привести даже к отказу субличности от дальнейшего сотрудничества).

3. Дать задание пациенту попросить в произвольной форме помощи у этой части в решении рассматриваемой проблемы, и после положительного ответа перейти к следующему пункту.

4. Попросить субличность проинформировать пациента о цели (истинном намерении) проблемного поведения (чего положительного, позитивного для пациента она добивается этим поведением, какую цель преследует, вызывая это поведение или симптом).

Возможные кажущиеся осложнения могут быть следующими.

1. Субличность может "забыть" о цели вызываемого ею поведения. В этом случае самым простым будет перейти к следующему шагу.

2. Субличность по различным причинам может отказаться информировать сознание о цели или намерении не удовлетворяющего поведения. Как правило, это происходит в случае, если осознавание слишком травматично для сознания пациента. В такой ситуации наиболее приемлемы два варианта: 1) признав право за субличностью не информировать сознание об истинной цели поведения и удовлетворившись тем, что эта часть обладает необходимой информацией, перейти к следующему шагу; 2) ввести пациента каким-либо способом в более глубокое состояние транса (гипноза), используя примерно следующую инструкцию: "И пока сознание спит, ты (назвать субличность по имени) можешь непосредственно поведать мне о причинах этого поведения. И на это время ты можешь сама или с помощью какой-либо другой части, или с помощью меня отключить сознание от всего происходящего здесь на необходимое тебе время".
Следует подчеркнуть, что и Вы без разрешения субличности не выдадите сознанию сообщенного Вам "секрета".

В подавляющем большинстве случаев эта часть практически сразу называет эту цель или намерение, хотя на сознательном уровне пациент не имеет о ней никакого понятия.

4-й шаг: для создания новых позитивных форм поведения в форме, подразумевающей положительный ответ, спросить, не была бы часть согласна применить новые способы достижения той же цели при условии, что эти способы будут удовлетворять ее саму, положительно восприниматься и оцениваться на сознательном уровне и как следствие, не встречая сопротивления со стороны сознания, приводить к желаемому частью результату.

Затем следует применить несколько новых способов достижения цели. Эта, пожалуй, самая важная задача всей процедуры может достигаться несколькими путями: 1) попросить саму субличность на основе полученного на сеансе опыта и новых знаний найти несколько (не меньше пяти-шести) новых способов достижения желаемой цели; 2) попросить самого пациента найти пять-шесть новых вариантов достижения цели субличности, учитывая при этом полученные знания о своей части; 3) "классический" способ: вернуться ко второму шагу и получить доступ к творческой части субличности. Затем попросить эту часть найти вышеуказанные способы достижения цели.

Оценить найденные формы поведения и выбрать наиболее подходящие. Независимо от того, какой из трех вариантов нахождения новых способов использовался, необходимо провести "совместное обсуждение" найденных способов всеми "участниками" происходящего процесса и выбрать удовлетворяющие всех. Если это осуществлялось субличностью - попросить сознание, т.е. пациента, оценить их и выбрать те из них, которые его полностью устраивают. В случае обращения на предыдущем этапе к сознанию - попросить субличность оценить полученные способы. При использовании третьего варианта - проинструктировать сознание и часть, ответственную за проблемное поведение, совместно рассмотреть найденные способы и отобрать устраивающие обоих.

В результате пациент должен обладать как минимум двумя или тремя новыми способами реагирования в проблемной ситуации. Это обеспечит ему возможность выбора в дальнейшем.

5-й шаг: пациенту предлагается представить как можно более реалистично свое поведение в будущем на основе обнаруженных новых способов реагирования. Техника выполнения практически аналогична достижению "желаемого Я образа" в ассоциативной методике саморегуляции. Обращают внимание на следующее. Все ли варианты по-прежнему продолжают удовлетворять пациента? Достаточно часто бывает, что то, что "теоретически", вне определенного контекста представляется пациенту крайне привлекательным, на самом деле оказывается трудно выполнимым и даже нереалистичным в конкретных проблемных ситуациях.

Так называемая экологическая проверка (5-й шаг) заключается в оценке новых способов реагирования всеми частями личности. Для простоты ее проведения следует дать пациенту следующую инструкцию: "Обратитесь внутрь себя и определите, есть ли внутри Вас хотя бы одна часть, которая возражала против какого-то из найденных новых способов достижения цели? При этом Вы можете обратиться за помощью к известным Вам частям".

Если "недовольная" часть найдена, необходимо или сразу вернуться ко второму пункту и найти другие способы реагирования, или (и это предпочтительнее) "проработать" обнаруженную часть: что за часть, какие цели она преследует, что ее не устраивает, какие варианты реагирования ей подходят?

Если при выполнении синхронизации с будущим, или экологической проверки, в распоряжении пациента останется лишь один способ реагирования (тем более не одного), то необходимо вернуться к четвертому пункту.

6-й шаг: субличности предлагается принять ответственность (заключить договор) за "воплощение в жизнь" найденных новых способов достижения цели. В договоре необходимо отразить следующее:

субличность добровольно принимает на себя ответственность за новые формы реагирования, поведения;

указанные способы реагирования должны проявляться в определенных ситуациях (задание контекста);

в свою очередь, пациент берет на себя ответственность за выполнение конкретных обязательств перед субличностью ("Я прошу мою часть дать мне знать, что мне требуется делать для того, чтобы она могла наиболее эффективно применять новые способы реагирования");

определить промежуток времени, на который часть берет на себя ответственность за новые варианты поведения; наиболее оптимально - время до следующего сеанса (от четырех до двух недель).

Если по истечении указанного срока не возникает проблем и новые способы становятся устойчивой формой реагирования в определенных контекстах, договор закрепляется на все будущее.

Дополнительным и часто встречающимся критерием эффективности являются определенные специфические и зависящие от конкретной ситуации трансформации субличности в течение сеанса.

Таким образом, данная методика не только не исключает, а прямо подразумевает опору на творчество пациента и близкое сотрудничество с врачом. Кроме того, она открывает большой простор для знакомства с личностью пациента, историей и происхождением его проблем и психических расстройств.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Модифицированный шестишаговый рефрейминг"
  1. Шестишаговый рефрейминг
    рефрейминг". НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ:
  2. Тренинг 8.
    рефрейминг". ЦЕЛЬ: Научиться изменять смысл или контекст фразы (образа). ВЫПОЛНЕНИЕ: А предлагает В фразу или образ (предмет). В формулирует ответ, изменяющий отношение к предложенному за счет переформирования по смыслу или контексту. Затем происходит смена ролей. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 2 х 10 минут в каждой роли (всего 20 минут). НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101011. "Формирование
  3. Программа тренинга, экзаменационная процедура
    шестишагового рефрейминга Д.Гриндера и Р.Бэндлера. Идентификация стереотипа, подлежащего изменению. Коммуникация с ответственной частью личности. Разведение поведения (стереотипа) и намерения. Создание новых стереотипов - выбор. Согласие - обратная связь. Экологическая проверка. Технология составления аудиопрограмм. Тренинг 8. Упражнение 8.1. "Простой рефрейминг". Упражнение 8.2.
  4. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс методами индивидуальной психотерапии
    шестишаговый рефрейминг. Рассмотрим последовательно наиболее доступные для освоения из числа представленных методов. Метод систематической десенсибилизации основывается на поведенческом принципе противообусловливания, утверждающего, что субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное ситуацией или предметом, путем постепенного приближения к вызывающим страх ситуациям,
  5. НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
    шестишаговый рефрей-минг», «взмах». Техника интеграции якорей. Методика проста, обладает большой терапевтической широтой и позволяет значительно редуцировать невротическую симптоматику у участников военных действий уже на начальных этапах работы. Ее применение особенно желательно при фиксации пациента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с войной. Она может использоваться
  6. 2.3. СТАБИЛЬНАЯ СТЕНОКАРДИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
    модифицированного высвобождения (предуктал-МВ) (табл. 35 мг). Принимать по 1 табл. 2 р/день. 3. Всем больным стенокардией для улучшения прогноза целесообразно использовать иАПФ Периндоприл (престариум) (табл. 4 мг) по 4-8 мг 1 р/сут. Примечание: при неэффективности консервативного лечения необходимо решение вопроса о коронароангиографии и хирургическом лечении (баллонная ангиопластика,
  7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    модифицированного способа удаления маточной трубы. / Сб. научных трудов. Неотложные состояния: клиника, диагностика, лечение, реабилитация, профилактика. – Челябинск, 1991. – С. 38-40. 6. Пешиков В. Л. Модификация способа удаления маточной трубы. / Тезисы докладов научной конференции «Состояние и актуальные проблемы оперативной гинекологии». – Санкт-Петербург, 1992. – С. 70.
  8. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    модифицированной Сиднейской системы. Для определения активности, выраженности хронического гастрита и наличия атрофии использовали визуально-аналоговую шкалу (Dixon M.F. et all, 1997). Диагностика Н. рylori инфекции проводилась двумя методами: гистологическим и с помощью уреазного теста (Лапина Т.Л. и соавт., 1998). Для гистологического выявления бактерий использовалась окраска по Гимзе.
  9. Структура вируса гриппа
    модифицированного метаболита 2-дезо,кси-D-глюкозы или высоких концентраций глюкозамина интиби-руется процесс гликозидирования вирусных гликопротеидов и в инфицированных клетках обнаруживается негликозиди-рованный или гликозидированный частично полипептид — предшественник НА (Klenk et al., 1972b; Gandhi et al., 1972). Дефектные гликопротеиды, синтезируемые в присутствии указанных выше ингибиторов,
  10. Биологически активные белки вируса гриппа. Гемагглютинин
    модифицированные гликопротеиды обладают резко сниженной способностью к ингибированию гемагглютинации. Метилирование карбоксильной группы сиаловой кислоты также снижает ингибиторные свойства глнкопротеида (Kilbourne et al., 1972). Таким образом, на адсорбцию вируса на эритроцитах, вероятно, влияют как зарядовые, так и общие конфигурационные свойства рецепторного гликопротеида. В некоторых видах
  11. Биологически активные белки вируса гриппа. Нейраминидаза
    модифицирован Aminoff (1959, 1961). Метод позволяет измерять концентрацию свободной «ейраминовой кислоты в присутствии связанной ацетилнейраминовой кислоты. Если выход окрашенного продукта при определении концентрации N-ацетил-нейра-миновой кислоты принять за 100%, то его выход при проведении реакции с производными нейраминовой кислоты будет составлять: для N-гл'Иколилнейраминовой кислоты — 63%,
  12. Генетика вируса гриппа
    модифицировать некоторые прежние интерпретации, оказавшиеся несостоятельными, в свете современных знаний. История исследований генетики вируса гриппа разбита на два периода. Первая фаза охватывает примерно все 50-е годы, тогда как события с начала 60-х годов до настоящего временя будут рассматриваться как второй период, наступление которого было отмечено широким использованием культур клеток и
  13. ИСТОРИЯ ВИРУСОЛОГИИ.
    модифицированный организм: модифицированный вирус коровьей оспы для вакцинации против свиного герпеса (псевдобешенства). В 1990 году была осуществлена первая успешная попытка применения генотерапии в клинической практике: ребёнку, страдающему тяжёлым комбинированным иммунодефицитом, заболеванием связанным с дефектом гена аденозиндезаминидазы, была введена нормальная копия гена с использованием
  14. Лейомиома матки
    Определение понятия. Лейомиома матки (ЛМ) — одна из наиболее часто встречающихся доброкачественных опухолей репродуктивной системы женщины. Опухоль имеет мезенхимальное происхождение и образуется из мезенхимы полового бугорка, окружающей зачатки мюллеровых протоков (рис. 4.8). Мезенхима является предшественником примитивного миобласта, индифферентных клеток стромы эндометрия и различных клеточных

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011