<< Предыдушая Следующая >>

Методы психокоррекции психических расстройств у военнослужащих

Среди методов психокоррекции необходимо выделить: методики психической саморегуляции, косвенное внушение с использованием элементов рациональной психотерапии и элементы нейро-лингвистического программирования. Эти методы достаточно просты, доступны и не требуют специальной подготовки врача или психолога и могут применятся в условиях части.

Общим принципом построения психокоррекции при дизадаптации военнослужащих является дифференцированное сочетание при ее проведении методов симптоматической, личностно-ориентированной и социоцентрированной психокоррекции. Необходимо учитывать также последовательность проведения различных психокоррекционных методик в зависимости от этапа коррекции. Выбор психотерапевтических методов в первую очередь определяется их направленностью и эффективностью, а также возможностями и профессионализмом врача. Кроме того, необходимо учитывать личностные особенности военнослужащих.

Необходимо глубокое и всестороннее изучение личности военнослужащего, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений; выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению симптоматики; достижения у него осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его состояния; помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих; изменение отношений, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что в свою очередь ведет как к улучшению субъективного самочувствия, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Учитывая наличие высокого уровня тревожности, эмоциональной возбудимости и раздражительности, закономерно сопровождающихся соматовегетативными нарушениями, мышечной напряженностью и т.д., а также в большинстве случаев повышенную внушаемость, обусловленную астенизацией и имеющейся или имевшей место угрозой для жизни на фоне изначально низкой готовности к совместной активной психокоррекционной работе желательна следующая структура психокоррекционных мероприятий:

на первом этапе представляется наиболее адекватным применение элементов рациональной психотерапии и нейро-лингвистического программирования для выявления особенностей расстройства, установления доверительных отношений, разъяснения ошибочного отношения к своему состоянию;

на втором этапе - методики саморегуляции (аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, психическая саморегуляция); , используемые в форме индивидуальной и групповой психотерапии;

на третьем этапе - социальная коррекция в форме социально-психологического тренинга.


Психокоррекция на первом этапе формирует более положительное отношение к предстоящей работе. Устанавливаются доверительные отношения пациентов к врачу, уверенность в компетентности последнего, формируются устойчивая положительная установка на проводимую и предстоящую психокоррекцию, чувство ответственности за происходящее, активный настрой на предстоящую работу. Кроме соответствующих личностных качеств и профессионального опыта в психокоррекции врачу необходимо практическое умение устанавливать продуктивный контакт с пациентом на эмоциональном и когнитивном уровнях с использованием вербальных и невербальных приемов коммуникации. Чтобы хорошо владеть такими навыками, весьма полезно использовать приемы нейро-лингвистического программирования, известные под названиями "подстройки", "синхронизации" и "ведения" и подробно изложенные в соответствующих руководствах.

Стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию пациента трактовка характера, причин возникновения его состояния, что позволяет сформировать к нему наиболее адекватное отношение.

В рамках рациональной психотерапии врач может использовать теоретические положения самых различных направлений, но в основе работы должны лежать следующие правила: высокая компетентность врача в данном направлении, обеспечение этим направлением "широты маневра" для врача в последующих психокоррекционных мероприятиях, уместность их применения в данном случае, понятная для пациента форма изложения.

В качестве примера можно привести трансактный анализ Э.Берна, позволяющий наглядно интерпретировать взаимодействие пациента с окружающими и возникающие конфликты через определенные Я-состояния (Ребенок, Взрослый, Родитель). Анализ психологических игр и сценариев позволяет пациенту глубже понять истинные мотивы и цели собственного поведения, происхождение деструктивного поведения и т.д.

На основе проведенной работы, а также психологического тестирования выделяется "мишень" психокоррекционного воздействия и определяются соответствующие психотехники.

В результате первого этапа достигается более полное понимание пациентом причин своего расстройства и механизма его развития; формулируется цель психокоррекции, желаемые изменения в психическом состоянии (те, которые хочет достичь пациент); изменение нарушенных отношений, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, выработка новых стереотипов и форм эмоционального и поведенческого реагирования.

Применение методик саморегуляции на втором этапе позволяет редуцировать страх, тревогу, психоэмоциональное напряжение; сформировать фоновое позитивное психоэмоциональное состояние; обучить приемам релаксации и мобилизации.


Учитывая достаточно выраженную изначальную пассивность военнослужащих и их достаточно высокую внушаемость, наиболее результативными являются методики саморегуляции с использованием на первых этапах обучения гетеросуггестии и постепенным увеличением роли обучаемого, его внутренней активности в процессе их освоения. Поэтому наряду с такими классическими методиками, как аутогенная тренировка, мышечная релаксакция Джекобсона, можно применять разработанные на кафедре психиатрии Военно-медицинской академии (Малахов Ю.К., Саламатов В.Е., 1996) методику психической саморегуляции для реабилитации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях "Мобилизация - 1"; ассоциативную методику саморегуляции.

На третьем этапе желателен социально-психологический тренинг.

Опыт показывает, что в генезе и проявлениях психических нарушений у военнослужащих важное место занимают нарушения в плане межличностных отношений, в свою очередь, порождающие невротические паттерны поведения (усиливающие невротическую симптоматику), и таким путем формирующие образование порочного круга. Проблему коррекции межличностных отношений на уровне микро- и макроокружения зачастую возможно решить только в группах. Групповая психокоррекция позволяет:

- уяснить особенности своих межличностных отношений и поведения, возможность их оценки в различных ситуациях, корректировать самооценку на основе обратной связи в атмосфере эмоциональной открытости и доверия;

- снять ореол исключительности психологических проблем;

- получить эмоциональную поддержку от других участников группы, имеющих общие проблемы и цели;

- апробировать и освоить новые навыки поведения, иметь возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений;

разрешить имеющиеся межличностные конфликты.

Предложенные психокоррекционные методики доказали эффективность у данной категории военнослужащих. В подавляющем большинстве случаев они обеспечивают высокую эффективность и быстроту достижения полезного результата, что немаловажно при ограниченном времени воздействия. Методики относительно просты в освоении, и применимы у различных контингентов с "пограничными" состояниями, так как имеют широкий психокоррекционный спектр.

<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Методы психокоррекции психических расстройств у военнослужащих"
  1. Лекция. Психологическая коррекция, 2012
    метод исследования психического состояния военнослужащих. Экспериментально-психологический метод исследования психического состояния военнослужащих. Организация проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими. Методы психокоррекции психических расстройств у военнослужащих. Элементы рациональной психотерапии. Психическая
  2. Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении человека (или введение в психологическую теорию относительности).
    методов к часто далеким от идеала реальным данным. Так, А. Эйнштейн, которого по праву ныне считают интеллектуальным гигантом своего поколения, в детские годы был заторможенным, застенчивым, «отстающим» в развитии ребенком. Его родители испытывали большое опасение за судьбу сына, так как он поздно начал говорить. Учителя в немецкой гимназии, где он учился, иногда доходили до отчаяния, и в
  3. Психологические основы воинской дисциплины
    методики ранних психокоррекционных мероприятий. Как видно, это - специальная задача, конкретизирующая и обогащающая процесс изучения молодых воинов. Ее решение позволяет целенаправленно организовать дисциплинирование с первых же дней службы и исключить многочисленные ошибки работы вслепую. 3. Психологическая экспертиза планируемых и оценка эффективности реализуемых мероприятий по укреплению
  4. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части
    методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов военно-профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей [170]. Анализ и учет нормативных документов,
  5. Профилактика психического здоровья военнослужащих в условиях воинской части
    методами психологического консультирования, психокоррекции, психореабилитации, психологического обучения и просвещения (специализированная психологическая помощь). Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальными работниками,
  6. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи
    методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями: 1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии; 2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе
  7. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих
    методология, теория, практика. — М., 1998, с. 256-267. Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности — как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. Виды суицидального поведения.
  8. Принципы, задачи и этапы психологической реабилитации военнослужащих
    методологическим моментом является установление видо-родовых отношений понятия «психологическая реабилитация» с другими родственными категориями, и прежде всего с такими, как «психологическая помощь» и «социально-психологическая реадаптация». По нашему мнению, под психологической помощью следует понимать любую целенаправленную активность человека, направленную на расширение психологических
  9. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части
    методов, способов и средств, применяемых психологом для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов воинской деятельности и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей. В соответствии с нормативными документами
  10. Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим
    методами психологического консультирования, психотерапии и психореабилитации. К первому направлению относятся основные меры по профилактике психических срывов и заболеваний: • внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыслей, суждений, предложений и т.д., недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.; • изучение и знание
  11. Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
    методическом уровнях при работе в разных условиях имеются существенные различия: в боевой обстановке психологическая реабилитация тесным образом связана с психологической помощью и поддержкой, а в мирной ситуации - психореабилитация осуществляется в комплексе с медицинскими мерами, полноценным отдыхом, включает работу с семьей военнослужащего, деятельность по восстановлению социального статуса и,
  12. Основные виды деятельности психолога
    методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности. К их числу относятся: Организационно-методическая работа В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения
  13. Формы индивидуальной и групповой работы психолога
    методы индивидуальной и групповой работы*. При этом решаются соответствующие цели и задачи: изучение личности клиента, его эмоционального реагирования, мотивации, системы отношений, выявление причин, способствующих как возникновению, так и сохранению личностных проблем; достижение у клиента осознания и понимания причинно-следственных связей, между особенностями его системы отношений и

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011