Следующая >>

История зарождения и развития психологических знаний военной психологии

Интерес к солдатской душе выказывали многие видные полководцы начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдат к бою уделяли и русские полководцы.

Особо важное значение сыграли прогрессивные взгляды А.В. Суворова (1730-1800). Суворов обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск. Понимая значение умственного развития воинов, он говорил, что с « солдатом без головы никакой баталии выиграть нельзя».

Ученик Суворова М.И.Кутузов (1745-1813) постоянно претворял в жизнь суворовские идеи о решающей роли человека на войне. На флоте прогрессивные идеи о необходимости морально-психологической подготовки матросов постоянно развивали и пытались воплощать на практике Ф.Ф.Ушаков(1745-1817), М.П.Лазарев (1788-1851), П.С.Нахимов (1802-1855) и др. Так , адмирал П.С.Нахимов говорил, что «матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводить орудие на неприятеля, матрос бросится на абордаж, ежели понадобиться, все сделает матрос…Вот кого нам нужно возвышать.учить,возбуждать в них смелость, геройство…».

Большой вклад в развитие военной психологии во второй половине 19 века внес внес генерал М.И.Драгомиров (1830-1905). Ему принадлежит немало работ по обоснованию психологических путей военного воспитания и обучения солдат.

Но подлинное использование возможностей психологии в интересах военного дела началась лишь в 20 веке.
Первая мировая война послужила предпосылкой к прикладному использованию психологических знаний в армии и толчком к дальнейшему развитию практической психологии в целом. В США власти обратились к крупнейшим психологам страны – Э.Торндайку, Р.Йерксу, Г.Уипплу. Психологическая комиссия с их участием решала проблемы применения психологии в военном деле. Под руководством Р.Йерксабылы созданы первые групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: армейский тест «альфа» для грамотных и «бета» для неграмотных.

Первая мировая война послужила толчком для развития военной психологии и в России. Так, в 1897г. В Учебно-воздухоплавательном парке военный врач С.П.Мунт провел первые в России специальные физиологические и психологические исследования о влиянии полетов на воздушных шарах на человека.

Большое участие в развитии психологической мысли в России в 1920-х гг. принял М.В.Фрунзе. В 1924-1925 гг., будучи во главе вооруженных сил, М.В.Фрунзе активно способствовал созданию центральных, окружных и школьных психофизиологических лабораторий, которые положили начало серьезным исследованиям психологии воинской деятельности. Военные психологи занимались исследованием психофизиологических характеристик работы воинов различных специальностей (авиаторов,водителей, пехотинцев, танкистов).

Активная исследовательская и практическая работа в области военной психологии прекратилась в 1937 г.
, когда психологические и психофизиологические лаборатории

были ликвидированы в ходе разгрома педологии – науки о развитии и воспитании детей, в соответствии со специальным постановлением ЦК ВКПб.

В годы Великой Отечественной войны особое направление деятельности психологов составляли вопросы медико-психологической реабилитации и восстановлении боеспособности и трудоспособности раненых военнослужащих. Существенный вклад в решение данной проблемы внесли советские психологи Б.Г.Ананьев,С.Г.Гнллерштейн,А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.

В послевоенные годы в ряде военно-учебных заведений в 1946-1947 гг. был введен курс военной психологии, что резко активизировало военно-психологические исследования.

В конце 20 – начале 21 в. Россия столкнулась с локальным военным конфликтом на территории Северного Кавказа. Необходимость решения практических задач по повышению деятельности в боевой обстановке и профилактика посттравматических расстройств обусловили активное развитие такого направления военной психологии, как медико-психологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих.

В настоящее время отечественная военная психология продолжает решать проблемы, возникающие под влиянием потребностей войсковой практики, внося ощутимый вклад в повышение боеспособности Вооруженных сил.
Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "История зарождения и развития психологических знаний военной психологии"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    истории военной психологии. Объект, предмет и основные задачи военной психологии. Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития. Особенности строения нервной системы и ее влияние на жизнь и деятельность военнослужащих. Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности. Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности.
  2. Военная акмеология
    история культуры земной цивилизации содержит конструктивные начала, которые в конечном итоге определяют поступательное ее развитие. Вместе с тем общество на всех этапах его развития в числе основных своих институтов содержало армию. В ней неизменно аккумулировались передовые достижения мысли и дела лучших людей. Там, где наиболее продуктивно задействовался весь данный потенциал, там и общество
  3. Военная акмеология
    история культуры земной цивилизации содержит конструктивные начала, которые в конечном итоге определяют поступательное ее развитие. Вместе с тем общество на всех этапах его развития в числе основных своих институтов содержало армию. В ней неизменно аккумулировались передовые достижения мысли и дела лучших людей. Там, где наиболее продуктивно задействовался весь данный потенциал, там и общество
  4. Приложение № 5 Методы социально-психологического изучения личности
    историческом, художественном, "умелые руки", математическом, авиамодельном, военно-прикладных, других)? 14. Какие постоянные общественные поручения выполняли? Когда? 15. Какие награды, поощрения Вы получали? За что? 16. Приходилось ли Вам выступать по радио, телевидению, в прессе, на митингах и собраниях? Как часто? 17. Перечислите 3 - 4 школьных предмета, которые Вам нравились
  5. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ
    исторические, социально-политические условия труда, быта и досуга людей играют решающую роль в определении их образа жизни. Но вместе с тем влияние объективных условий на образ жизни, различные виды жизнедеятельности людей всегда опосредовано мотивами поведения, психологией, целями, потребностями, т.е. субъективными условиями образа жизни. Как феномен, явление образ жизни раскрывается в том,
  6. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности
    исторических предпосылках их появления. Идея создания психолого-акмеологических служб является развитием концепции «психологических» или «социально-психологических служб», разработанной еще в восьмидесятых годах XX века. В те годы психологическая служба мыслилась и создавалась как организационная система практического использования возможностей психологии для решения актуальных практических задач
  7. ВВЕДЕНИЕ
    исторического развития идеи акмеологии в России была прослежена Н.В. Кузьминой, которая открыла малоизвестные страницы отечественной дореволюционной философско-религиозной мысли, гуманистические философские и антропологические идеи о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский). В современной России после длительного периода
  8. А
    история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая, в свою очередь, протекает в динамически меняющемся
  9. Р
    историей отклонения альтернатив. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ – это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в результате
  10. Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении человека (или введение в психологическую теорию относительности).
    исторической среды. Понятие «аномальное поведение» включает в себя не только представление об отставании от нормы, болезни, антисоциальном поведении, но и представление о поисковом поведении, связанном как с изменением и развитием социума, так и с изменением роли и места личности в социуме. В эту категорию может быть отнесено поведение религиозных подвижников, защитников окружающей среды и

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011