<< Предыдушая Следующая >>

Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности

ЧУВСТВА – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает к вещам и явлениям, другим людям и к себе.

Общая характеристика мира человеческих чувств:

1. Чувства специфичны, т. е. отличаются от психических познавательных процессов тем, что в основе последних сама материальная действительность, а в основе чувств – переживание человеком своего отношения к ней. Тем самым чувства объективны.

2. Чувства связаны с изменениями в работе некоторых органов организма, т.е. имеют физиологическую основу. Например: при сильном испуге- бледнеет человек, а о стыда- вспыхивает.

3. Чувства имеют внешнее проявление: они отражаются в движениях тела, мимике, жестах, тембре голоса и т.д.

4. Полярность чувств. Они могут быть диаметрально противоположными, их переход от одного полюса к другому осуществляется быстро. Вспомните “От любви до ненависти – один шаг”. Хорошее настроение испортить легко.

5. Чувства очень пластичны. Разные причины вызывают одинаковые чувства и их внешнее проявление. Например: чувства разные – проявление одно: слезы матери при проводах в армию или возвращении сына домой.


6. Чувства связанные с практической деятельностью человека.Любой поступок, любая деятельность могут условно быть разделены на три характерных этапа: подготовительный, когда человек готовится к действиям; этап выполнения действия, когда он действует; заключительный, когда действие завершено.

Простые или элементарные чувства возникают на основе безусловных рефлексов, в связи с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей. К ним относятся например: жажда, голод, испуг, тревога за жизнь и т.п. Простые чувства носят названия- эмоции.

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности.

Сложные или высшие чувства возникают на основе условно-рефлекторной деятельности мозга. Они обусловлены, социальными причинами

Среди сложных чувств выделяются как: морально-политические, интеллектуальные и эстетические, правовые и ряд других.

К морально/ политическим относятся: любовь к Родине и ненависть к ее врагам, любовь к воинскому делу и службе в армии, чувства патриотизма и интернационализма, коллективизм, честь, достоинство, верность воинскому Интеллектуальные чувства возникают в связи с умственной, познавательной деятельностью человека, особенно при решении новых и трудных задач.
К ним относятся: любознательность, интерес, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли и т.д. Эстетические чувства- проявления эстетического отношения к деятельности. Чувства красивого и не красивого, удовлетворения и неудовольства, трагического или возвышенного, отвращения, гнева и т.д

Большое значение в формировании эмоций и чувств имеет умелое использование примеров, раскрывающих высокий духовный и нравственный облик людей, героев войны и мирных дней. Влияние романтики подвигов на нравственное, эстетические и интеллектуальные чувства воинов усиливается, если во время бесед о героизме людей подробно рассказывается об обстановке, в которой были совершены подвиги, о побуждениях и нравственных качествах героя жизненном пути.





<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности"
  1. Шпаргалка. Программные вопросы по дисциплине «Военная психология» по специальности «Психология», 2012
    чувства в условиях воинской деятельности. Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности. Краткая характеристика эмоциональных состояний военнослужащего (настроение, аффект, страсть). Состояние фрустрации и условия возникновения в воинском коллективе. Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих. Характеристика основных волевых качеств военнослужащих и пути их
  2. ЛИТЕРАТУРА
    чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. Новые направления лечения и самопознания //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих. М., 1997. Гусева
  3. Гендерные роли и гендерные отношения
    эмоции человеком и способ, которым он это делает, сильно зависит от гендерных норм, т. е. о стереотипных представлениях, предписывающих гендерам соответствующее поведение. Компоненты мужской роли - норма успешности/статуса, норма умственной твердости, норма физической твердости предъявляют к мужчинам требования, которые противоречат человеческой природе и часто являются стрессорами даже для
  4. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи
    эмоции, воля); г) по источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны других); д) по используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музыкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия. Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986): • при острой истерической,симптоматике применяется суггестия;
  5. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих
    эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение потери смысла жизни. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая
  6. Педагогическая характеристика основных методов индивидуальной воспитательной работы
    эмоции радости, у холерика - гнева, у меланхолика - страха, у флегматика эмоции устойчивы, иногда трудно определимы. Изучение опыта индивидуального подхода к подчиненным свидетельствует о необходимости для каждого воспитателя помнить, что не всегда можно судить о человеке по его внешнему виду, по отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. Иногда по одному проступку
  7. Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий
    эмоции с такой силой, что парализует волевое регулирование действий в бою. Полностью преодолеть страх невозможно, ему подвержены все, у 90 % участвующих в бою он имеет явно выраженные формы, у 25 % наблюдается рвота, у 20 % – нарушение способности контролировать функцию кишечника и т.п.). По опыту Второй мировой войны 39 % испытывали наибольший страх перед боем, 35 % – в бою, 16 % – после него,
  8. Способы организации психологической подготовки
    эмоции и состояния, вплоть до близких к шоковым, действия «противника», воссоздание внешней картины боя, нагнетание сложной ситуационной обстановки, ведение действий, связанных с реальной опасностью, «применение» ОМП – все это позволяет в ходе маневров и учений всесторонне готовить войска к войне, в том числе и в морально-психологическом отношении. Целесообразно постепенно увеличивать
  9. Основные направления познания предмета военной психологии
    эмоции выражаются значительно интенсивнее, чем у отдельных лиц. Причинами паники являются: привитие внушения беспомощности или неминуемой гибели, вызванные как действительными, так и обманными восприятиями; обман чувств; внезапность появления противника; упадок нравственных и физических сил бойцов. Третье направление исследований – это воинская дисциплина, и в частности проблема самоубийств
  10. Психологические механизмы агрессивности военнослужащих в различных видах и условиях деятельности
    эмоции гнева, мотивацию агрессивного поведения. 2. Объектными, характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда, в которых раскрывается провоцирующее воздействие ситуативных стимулов, а также степень нанесенных объекту повреждений. 3. Социально - нормативными, оценочными, такими как морально - этические нормы или уголовный кодекс, которые квалифицируют

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011