<< Предыдушая Следующая >>

Экспериментально-психологический метод исследования психического состояния военнослужащих

Одним из широко используемых методов оценки психического состояния военнослужащих являются психодиагностические методики. Чаще применяются: "Прогноз", "Прогноз-2", опросник Айзенка, опросник СМИЛ и 16-ФЛО, методика "Неоконченные предложения", "Q - сортировка". Четыре последние методики предполагают наличие специальной подготовленности экспериментатора. Несколько реже используются другие методики, с помощью которых косвенно можно судить о психическом состоянии военнослужащего. Это опросники: Спилбергера, Тейлора, Ротера (УСК), методика ЧХТ. Могут применяться и проективные методики (тест Розенцвейга).

Методикой выбора , наиболее полно отвечающей целям диагностики психического состояния военнослужащих, оценки адаптивных возможностей индивида к профессиональному военному обучению и последующей деятельности и определения причин, лежащих в основе девиантного поведения является многоуровневый личностный опросник "Адаптивность", отражающий интегративные особенности нервно-психической устойчивости и социального развития личности. Экспериментально-психологические методики, применение которых нами описано, мы подробно не приводим в связи с их широкой распространенностью и доступностью.

В методиках, направленных на изучение личностной дизадаптации, исходят из того, что особое значение в этом сложном психологическом явлении имеет "отношение к себе" как отражение степени эмоционально-психологического благополучия, как фактор, способствующий формированию и развитию адекватного представления о себе и самосознания в целом, что является необходимым условием обеспечения полноценного функционирования личности и ее адаптации.
Поэтому первым шагом на пути изучения личностной дизадаптации становится исследование отношения к себе, самооценки, для чего используется достаточно распространенная психологическая методика Q-сортировки.

В основе применения Q-сортировки лежит положение, согласно которому каждый человек имеет "Я-концепцию", которой он хотел бы соответствовать, и реальный образ, вытекающий из собственного опыта и актуальных переживаний. Психически здоровые, адаптированные индивиды характеризуются более высоким совпадением реального и идеального образов "Я" в сравнении, например, с лицами, имеющими невротические расстройства. Совпадение измеряется посредством коэффициента корреляции между реальным и идеальным образами "Я". Низкий коэффициент корреляции свидетельствует о существенном расхождении между ними, которое переживается как внутреннее напряжение, неудовлетворенность, неуверенность, психологический дискомфорт. Этот коэффициент корреляции обозначается и как индекс "удовлетворенности собой", являясь по сути дела мерой психологической адаптации индивида. Методика Q-сортировки может быть использована не только однократно как инструмент исследования самооценки, но и повторно, выступая в качестве индикатора личностных изменений в процессе психокоррекционной работы.

Другой важной характеристикой, имеющей непосредственное отношение к проблеме адаптации, является "фрустрационная толерантность". Фрустрация - один из видов психических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.
Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из нее. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Фрустрированная толерантность в какой-то мере определяет и поведение человека в трудных ситуациях, но такая зависимость не может быть однозначной, так как в экстремальных ситуациях более полно раскрываются все потенциальные ресурсы личности.

Для изучения фрустрационных реакций используется тест "рисуночной ассоциации Розенцвейга". Методика позволяет оценить фрустрационные реакции по направлению (экстрапунитивные, интрапунитивные, импунитивные) и по типу (реакции "с фиксацией на препятствии", "с фиксацией на самозащите", "с фиксацией на удовлетворении и потребности"), а также вычислить показатель степени социальной адаптации. Материалы исследования можно использовать в процессе психокоррекции.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Экспериментально-психологический метод исследования психического состояния военнослужащих"
  1. Лекция. Психологическая коррекция, 2012
    психологический метод исследования психического состояния военнослужащих. Организация проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими. Методы психокоррекции психических расстройств у военнослужащих. Элементы рациональной психотерапии. Психическая
  2. А
    экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Второе направление мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого
  3. Зависимость развития аутопсихологической компетентности от профессионально-карьерных и социально-демографических параметров
    экспериментальные исследования подтвердили выдвинутое предположение о взаимозависимости уровня развития аутопсихологической компетентности и карьерно-должностного статуса госслужащего. Полученные в наших исследованиях данные подтверждаются также результатами проводимого мониторинга (руководители – А.А.Деркач, Ю.В.Синягин). Получены ряд важных с точки зрения типологического подхода данных .
  4. Профессионально-этические нормы деятельности психолога
    экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Психолог принимает все меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио - и видеопленок, связанных с работой. Он не должен допускать: утечки информации, имеющей интимный характер;
  5. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    экспериментальной, профилактической и т. д. Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем могут и должны быть следующие сведения: 1) биографические данные; 2) состав, условия жизни членов семьи; 3) ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом; 4) время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной
  6. Психологическое консультирование
    психологическом плане основными состояниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п. Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения
  7. Психологическая модель боя как средство анализа влияния боя на психику воинов
    экспериментальный. Психологическая модель боя представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою. Наиболее релевантной теоретико-методологической базой такой модели, как представляется, может выступить психологическая концепция конфликтов (в частности, разрабатываемая А. Я. Аицуповым). В рамках этого подхода под
  8. Методы расчета психогенных потерь полка
    экспериментальные психологические и психофизиологические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания. Расчеты психогенных потерь носят ориентировочный, вероятностный характер. Главными, определяющими показателями психогенных потерь являются их величина и структура. Под величиной понимают размеры
  9. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс методами индивидуальной психотерапии
    экспериментальных теорий научения. В настоящее время их можно разделить на методики, основанные на модели И. П. Павлова (классическое обусловливание) и на модели Скиннера (Skinner B. F.) (оиерантное обусловливание). В методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются привлекательные стимулы (например, алкоголь или обильная еда) с болезненным, неприятным, вызывающим отвращение
  10. Военнослужащие-женщины как объект воспитательной деятельности в воинской части
    экспериментальных частях, женщина достаточно автономна в своем поведении. Позиция непредсказуемости поведения и мышления женщины отражена в искренних ответах самих женщин в ходе многочисленных бесед с ними: “Мы сами часто не знаем, как поведем себя в следующую минуту, - говорили многие женщины. – Многое зависит от ситуации, нашего настроения и самочувствия”. Подчеркивая эту мысль, известная
  11. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения у военнослужащих
    экспериментальной работы; - изучение практического запроса; - формулировка проблемы; - выдвижение рабочей гипотезы; - выбор методов диагностики и прогностики. 2.Выявление мотивов и потребностей в диагностической и прогностической деятельности: - осознание необходимости и важности данного вида превентивной деятельности; - определение своего места и собственных возможностей в
  12. Состояние военно-психологических исследований в России после завершения Великой отечественной войны
    экспериментальную науку. В 1968 г. психология выделяется как самостоятельная специализация, по которой осуществляется присуждение ученых степеней, в 1971 г. создан НИИ психологии АН СССР. В Московском и Ленинградском государственных университетах созданы факультеты психологии. Развивается социальная психология, психология труда, инженерная психология, космическая и медицинская психология,
  13. Теоретические и организационные основы развития военной психологии в США
    экспериментальная дисциплина, пытающаяся найти решение социальных проблем, внешне нейтральными, техническими процедурами. Проводятся многочисленные исследования, в том числе в боевой обстановке, делаются обобщения по личности солдата, в большей мере с точки зрения его двигательных проявлений, то есть бихевиористский подход S–R. В последующем военная психология все больше превращается из
  14. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    экспериментальных групп военнослужащих, различающихся степенью адаптации, изучается самооценка адаптации военнослужащих с разной объективной степенью адаптации. Показано, что профессиональная и социально-психологическая адаптация военнослужащих на этапе освоения воинской специальности тесно взаимосвязаны и являются компонентами единого адаптационного процесса, особенностью которого является
  15. Профессионально-этические нормы деятельности войскового психолога
    экспериментального исследования, но и тогда не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Военный психолог должен принимать все меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио - и видеопленок, связанных с работой. Он не должен допускать случаев обнародования информации,
  16. Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части
    экспериментальные расчеты, оценить исследование, включая расчет оснащения, сбор данных, анализ данных и объяснение результатов; • разработать план выступления, основанный на расшифровке и оценке результатов исследования (обследования); • дать общий обзор литературы по психологии, в том числе военно-психологических исследований; Оценка
  17. Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
    экспериментальной, профилактической и т.д. При умелом проведении беседы психолог может оценить не только формальные (биографические) данные военнослужащего, но и его потребности, мотивы, интересы, черты характера, познавательные процессы, выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе,
  18. Приложение № 5 Методы социально-психологического изучения личности
    экспериментальной, профилактической и т.д. Основной задачей ознакомительной беседы военного психолога с военнослужащим является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно
  19. Военная профессиология как теория
    экспериментальной разработкой данного направления успешно занимались П.Я. Гальперин и представители его школы. В практике военного профессиолога и психолога целесообразно использовать все три способа взаимосогласования военной профессии и человека. Являясь социально-гуманитарной по содержанию и интегративной по происхождению, профессиология несет в себе черты как общественных, так и

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011