<< Предыдушая Следующая >>

Ассоциативная методика психической саморегуляции

Это методика ПСР с использованием элементов эриксонианского гипноза и НЛП, что позволило расширить контингент обучаемых, за счет модификации семишаговой модели М.Эриксона, адаптированной для группового использования; создать более дифференцированные, приемлемые и оптимальные для каждого обучаемого ключей доступа за счет создания их самим пациентом в состоянии саморегуляции под руководством врача;решить некоторых частных проблем пациента с помощью достаточно простых психотехник, используемых в НЛП, на фоне достигнутого состояния саморегуляции (по другой терминологии "трансового состояния", "состояния аутогенного погружения").

Методика апробирована в клинике психиатрии Военно-медицинской академии. При сравнительном анализе, а также по заключениям лечащих врачей была выявлена ее высокая эффективность. Возможно применение методики как в качестве психотерапевтической (с целью лечения психических заболеваний), так и психокоррекционной (с целью коррекции различных предпатологических психических состояний у практически здоровых людей).

Описание методики



Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) оптимально проводить в закрытой группе из 10-12 человек. Цикл состоит из 10 ежедневных занятий в форме гетеротренинга под руководством врача продолжительностью около часа.

На первом занятии проводится подготовительная беседа, в задачи которой входят: знакомство с понятием транса (ИСС) "как особого состояния саморегуляции", его краткая характеристика (невербальность, состояние релаксации, отдыха и покоя); создание мотивации на освоение методики, которое включает формирование в ходе занятий установки на позитивные изменения, уверенности в своих силах и наличия необходимых для этого внутренних ресурсов.

Второе - четвертое занятия - обучение вхождению в особое состояние саморегуляции с помощью ведущего.

Пятое - седьмое занятия - формирование индивидуальных "ключей доступа" и обучение самостоятельному вхождению с их помощью в это состояние.

Восьмое - десятое занятия - закрепление навыков самостоятельного вхождения в состояние саморегуляции и обучение правильному формированию желаемой цели для достижения желаемых результатов. При этом десятое занятие является итоговым и проводится самостоятельно под контролем ведущего.

Каждое занятие, за исключением вводного, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части в доступной форме излагаются цели занятия, проводится инструктаж участников и даются ответы на вопросы; в основной

- обучение в соответствии с целью занятия; в третьей, заключительной - опрос с целью получения обратной связи, объяснения возникающих феноменов, даются ответы на вопросы. Продолжительность вводной части - 10 мин, основной - 35 мин, заключительной - 15 мин.

На вводном занятии необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать уверенность в своих силах, наличии внутренних ресурсов, необходимых для процессов самооздоровления. Приводятся примеры, при этом указывается, что каждый человек обладает внутренними резервами, механизмами саморегуляции и саногенеза (например, естественное, без лечения, заживление ран, естественный сон, регуляция внутренних функций организма и т.д.).

2. Ознакомить с понятием психической саморегуляции, которое определяется через способность входить в "особое состояние", характеризующееся возросшей управляемостью своим психоэмоциональным и физическим состоянием. Приводятся некоторые характеристики этого состояния - редукция внутреннего диалога, релаксация, приятное чувство отдыха и покоя. Подчеркивается, что в этом состоянии наше "Я" лишь наблюдает за происходящими изменениями и при этом не следует пытаться анализировать происходящие во время сеанса изменения и тем более вмешиваться в них, а "просто довериться мудрости своего организма, процессам саморегуляции, протекающим в нем".

3. Создать мотивацию (активную установку) на освоение методики. Разъяснить доступность и пользу освоения "особого состояния" ПСР с помощью предлагаемой методики с целью достижения в короткие сроки состояния релаксации, возможности полноценно отдохнуть, восстановить силы самостоятельно решить свои проблемы. Приводятся соответствующие примеры. Подчеркивается необходимость выполнения инструкций во время занятий и самостоятельной работы в дальнейшем.

4. Ответить на вопросы. Обучение вхождению в состояние ПСР под руководством ведущего (со 2-го по 4-е занятия). Состоит из двух частей.

1. Вводная часть. Вкратце повторяются основные идеи вводного занятия. Подчеркивается необходимость "активного сотрудничества", выражающаяся в направленности внимания во время проведения основной части на слова ведущего, музыку и возникающие ощущения. Разъясняется, что в этом состоянии могут возникать различные психические феномены (телесные ощущения, зрительные образы, звуки, отдельные непроизвольные движения и т.д.), необходимые для "позитивных, полезных, желаемых изменений". (Создается "неопределенная конструктивная установка", направленная на ожидание этих полезных изменений и активацию подсознательных процессов, нужных для них.)

2. Основная часть. В основу обучения вхождения в состояние саморегуляции методикой АПСР положена модификация семишаговой модели М.Эриксона наведения трансового состояния в такой последовательности: при инструктаже обучаемым предлагается принять удобную, "открытую" позу, примерно одинаковую для всех; сконцентрировать внимание на каком-либо объекте, уделяя особое внимание дыханию; организовать речь так, чтобы разделить подсознание и сознание обучаемых; сообщить обучаемым о наблюдаемых у них признаках транса; дать установку на "ничего-не-делание"; использовать транс для достижения цели; произвести возвращение из транса.

Более подробный комментарий к изложенной модели и внесенные изменения даются по ходу описания отдельных занятий.

Текст



"Итак, мы начинаем. Прежде чем погрузиться в особое состояние саморегуляции, займите наиболее удобное для Вас положение, в котором можно спокойно и без напряжения провести ближайшие тридцать минут. При этом желательно, чтобы ступни полностью соприкасались с полом, ладони расслаблено лежали на коленях, руки и ноги не перекрещивались... Хорошо. Как Вы уже знаете, сейчас с моей помощью Ваш организм перейдет в особое состояние саморегуляции, особое состояние внутренней тишины, отдыха и покоя. И поэтому Вы можете позволить себе просто отдохнуть и расслабиться, в то время как процессы саморегуляции происходящие вне Вашего сознания, проделывают полезную работу, направленную на восстановление Вашего физического благополучия, душевного равновесия и решение некоторых Ваших проблем... И поскольку Вы уже знаете, что все, что сейчас будет происходить, направлено на полезные изменения, приобретение новых знаний и достижение хорошего самочувствия, то Вы можете позволить себе сбросить накопившееся напряжение, чуть больше расслабиться и успокоиться... Расслабленность, покой и отдых бывают приятнее, когда глаза закрыты, а тело спокойно. И поэтому Вы можете спокойно закрыть глаза и еще больше расслабиться... Хорошо. И слушая мой голос, звуки успокаивающей музыки, Вы можете почувствовать, что кресло, в котором вы находитесь, достаточно удобное, прочное и надежное. Оно свободно выдерживает вес Вашего тела. Вам удобно, приятно и спокойно. И поэтому Вы можете просто довериться этому креслу, атмосфере происходящего, успокаивающим звукам мелодии и моему голосу. Еще больше расслабиться и успокоиться. Расслабиться и успокоиться. И пока Ваши глаза закрыты, Вы можете заметить, что Вас окружает тишина, в которой могут возникать какие-либо звуки, которые, к Вашему удивлению, помогают еще полнее ощутить покой и комфорт. Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... Хорошо. И продолжая наблюдать за своим дыханием, Вы можете почувствовать свое тело более полно и целостно. Вы начинаете еще лучше и полнее ощущать свое тело.., его вес.., давление, которое оно оказывает на кресло..., насколько тело расслабленное или тяжелое... Ощутите температуру тела... Мышцы спины..., насколько они расслаблены или напряжены..., ощутите давление, которое оказывает тело на спинку кресла..., ощутите свои руки..., их вес..., давление, которое они оказывают на подлокотники кресла или на бедра ног..., насколько руки расслабленные или тяжелые... И, может быть, Вы ощутите тепло в ладонях... там, где руки соприкасаются с телом...или где-то еще... И так же, как Вы ощущаете руки, Вы можете ощутить свои ноги..., их вес, давление, которое они оказывают на сиденье кресла и пол..., насколько ноги расслаблены или напряжены..., температуру ног... И сидя сейчас в этом кресле и слушая мой голос, Вы можете осознать ритм своего дыхания и обратить внимание, как с каждым вдохом грудная клетка поднимается и расширяется, а во время выдоха она опускается под собственной тяжестью. И с каждым вдохом в Вас проникает свежий и чистый воздух, с каждым выдохом Вас покидает выдыхаемый воздух... И в то время, как Вы дышите, Вы можете расслаблено замечать, как с каждым выдохом дыхание становится все более медленным, спокойным и ритмичным. Оно происходит само по себе, безо всяких усилий, свободно и естественно. И, как всегда, когда Вы погружаетесь в состояние отдыха, покоя, внутренней тишины и безмятежности, мышцы тела расслабляются с каждым выдохом все больше, больше и больше. Ощутите как расслабляются мышцы лица... лицо становится полностью расслабленным, спокойным и неподвижным... Расслабляются мышцы шеи, и голова чуть больше отклоняется под собственной тяжестью, туда, куда ей удобно... Расслабляются мышцы плечевого пояса, и плечи опускаются вниз под тяжестью рук... Расслабляются мышцы рук, и руки становятся расслабленными, неподвижными и тяжелыми... Расслабленными и тяжелыми... Руки отдыхают... Руки полностью расслабленные и приятно тяжелые... Следом за ними расслабляются мышцы спины, и Ваше тело погружается глубже... Расслабляются мышцы грудной клетки, живота...и поэтому дыхание становится все более спокойным, ритмичным, ровным, происходящим само по себе, безо всяких усилий и напряжения. Дыхание ровное, спокойное и свободное... Ровное и спокойное. Расслабляются мышцы ног... Ноги расслабленные и приятно тяжелые. Все тело расслабленное, неподвижное и приятно тяжелое... Ощутите свои руки. Чувство приятного тепла там, где руки соприкасаются с телом. Кисти рук наполняются теплом, словно их погрузили в горячую воду. Руки согреваются, наполняются теплом, становятся теплыми, почти горячими. Руки расслабленные, тяжелые и теплые... Расслабленные, тяжелые и теплые. Руки отдыхают в тепле и покое. Грудь наполняется теплом... Приятное чувство тепла появляется в области живота. Словно внутренний источник тепла излучает волны тепла и покоя, согревая и наполняя теплом руки, туловище и ноги. Ноги расслабленные, тяжелые и теплые. И все тело расслабленное, неподвижное, тяжелое и теплое. Наступает приятное состояние покоя и отдыха. Состояние покоя и отдыха. Все окружающие звуки, шумы и шорохи уходят куда-то за край сознания, растворяются и исчезают в звуках музыки и моего голоса. Растворяются и исчезают. Все окружающее полностью безразлично. Приятное состояние отдыха, покоя, безмятежности, в котором исчезают и растворяются все Ваши тревоги, волнения и заботы. И Вы можете позволить себе погрузиться в это особое, приятное состояние отдыха и покоя настолько полно и глубоко, насколько это необходимо Вам для того, чтобы хорошо отдохнуть, восстановить свои силы, душевное равновесие, научиться чему-то новому и полезному. И абсолютно неважно, продолжаете ли Вы осознавать окружающее и слышать приятные звуки музыки и мой голос или Вы можете позволить себе отключиться и словно погрузиться в глубокий, крепкий сон. И при этом Вы можете продолжать осознавать, что находитесь в этом удобном, комфортном кресле, и ощущать вес своего тела, тепло в тех местах, где Ваши руки касаются ног, и температуру окружающего воздуха открытыми участками своего тела. И слушая мой голос, Вы можете довериться ему и следовать за ним даже во сне, понимая, что Вы находитесь в уютном, тихом помещении, где можно просто расслабиться и отдохнуть. И я не знаю, будете ли Вы продолжать слушать мой голос или сможете дышать еще спокойнее, или просто будете наблюдать за теми ощущениями, которые могут появляться в разных частях Вашего тела, но Вы можете позволить себе погрузиться в состояние отдыха, покоя, внутренней тишины и безмятежности еще глубже. И в то время, как Вас уносит все дальше и дальше в это приятное состояние отдыха, покоя, внутренней тишины, перед Вами могут возникать какие-то туманные и неясные или отчетливые и устойчивые образы, фантазии или воспоминания. И, может быть, Вы испытываете какие-то удивительно приятные ощущения и чувства или, может, улавливаете в доносящихся до Вас успокаивающих звуках мелодии какие-то другие приятные, успокаивающие звуки и голоса. И какие бы образы, звуки и ощущения Вы не переживали, все они и необходимы, и полезны. И внутри Вас могут возникать какие-либо ощущения, или воспоминания, или образы, или звуки, которые помогают еще глубже погружаться в это особое состояние внутренней сосредоточенности и покоя. И продолжая погружаться в это особое состояние саморегуляции, Вы можете еще не осознавать, что уже начали учиться чему-то новому и интересному и внутри Вас происходят нужные и необходимые процессы саморегуляции и изменения. И поэтому Вы можете еще больше довериться природной мудрости организма, происходящим процессам саморегуляции, моему голосу и еще больше расслабиться, успокоиться, погрузиться в особое состояние внутренней тишины и покоя, состояние саморегуляции. И наступающее состояние глубокого покоя, внутренней тишины и безмятежности может напомнить какое-то другое, когда Вы чувствовали себя приятно расслабленным, спокойным, наслаждающимся каждым мгновением этого состояния. И это состояние отдыха, покоя, внутренней тишины и безмятежности может быть похожим на то, словно Вы находитесь в надежной, удобной лодке и медленно, спокойно и плавно скользите вниз по течению тихой, спокойной реки. И Вам очень удобно с закрытыми глазами в этой позе. Тихо. спокойно, плавно... И Вас уносит все дальше, дальше и дальше. Река спокойная, течение плавное. Спокойная, удивительно плавно течет. И пока Вас уносит все дальше в это особое состояние саморегуляции, мимо Вас могут проплывать какие-то приятные, успокаивающие картины природы, образы и воспоминания, которое помогают Вам еще больше успокоиться, узнать что-то важное, научиться чему-то новому и полезному. Спокойная, тихая гладь воды... И Вы замечали, как вода притягивает внимание, потому что в любом водоеме, даже в совершенно тихую, безветренную погоду..., по воде бегут мелкие волны...и через них хорошо видно дно..., камешки и песчинки. Монотонный, успокаивающий шум прибоя, в котором растворяются и исчезают все посторонние звуки, шумы и шорохи... Волны так похожи одна на другую и в то же время неповторимы. Если светит солнце, то на воде играют яркие солнечные зайчики. Они очень утомляют зрение..., даже в тихий и спокойный день. И Вы погружаетесь в себя..., свой внутренний мир, все глубже... И, при желании можно видеть, как по чистому синему небу медленно проплывают легкие белые облака. Они появляются, медленно проплывают по небу и исчезают, бесследно растворяясь в его синеве. А на смену им появляются другие, которые также появляются и исчезают. И эти облака чем-то похожи на Ваши мысли, образы, воспоминания, которые также появляются, проходят перед Вами, сменяются другими, оставляя Вас полностью спокойным, расслабленным и отрешенным. Расслабленным, спокойным и отрешенным. И постепенно их становится все меньше и меньше, они полностью растворяются в синеве неба, в этом приятном состоянии отдыха, покоя, внутренней тишины и отрешенности. И когда набегает легкий теплый ветерок можно слышать приятный, успокаивающий шум листьев деревьев, травы, который появляется, усиливается и исчезает, оставляя после себя еще более глубокую и полную тишину. И в этой тишине могут возникать какие-то звуки, шумы, шорохи. Шум падающей ветки, пение птиц, какие-то другие звуки позволяют еще полнее почувствовать и услышать это состояние внутренней тишины и покоя.
Особое состояние покоя, отдыха, внутренней тишины и отрешенности. Тело расслабленное, приятно тяжелое, мягкое, теплое. Дыхание ровное, спокойное, свободное. И Вы можете позволить себе просто находиться в этом особом состоянии, в то время как процессы саморегуляции, происходящие вне Вашего сознания, проделывают полезную работу, направленную на восстановление Вашего физического благополучия, душевного равновесия и решение некоторых Ваших проблем... И внутри Вас могут возникать какие-то зрительные образы, воспоминания, переживания или чувства, а может быть, и непроизвольные, спонтанные движения, которые Вы можете осознавать или не осознавать. И хотя Ваш сознательный разум может быть удивлен тем, что происходит, Ваше подсознательное знает, что ему делать для Вас как для целостного организма. И все испытываемые Вами переживания, чувства, воспоминания полезны, необходимы и важны для происходящих процессов саморегуляции. И поэтому просто доверьтесь мудрости своего организма, войдите в это особое состояние саморегуляции настолько глубоко и полно, насколько это Вам необходимо и нужно, чтобы восстановить свои силы, душевное равновесие, измениться в нужную для Вас сторону... И позвольте себе испытать все то нужное и полезное, что необходимо Вам для позитивных и желаемых изменений...Останьтесь самостоятельно на 3 - 5 мин в этом особом состоянии саморегуляции, приятном состоянии отдыха, внутренней тишины и покоя... (Пауза 3-5 мин) - до изменения музыки..., выход из состояния измененного сознания, используется и в последующих занятиях.)

Хорошо. Вы достаточно отдохнули, восстановили свои силы и душевное равновесие. И хотя пока еще Вы находитесь в этом особом состоянии и Ваше тело расслаблено и неподвижно, Вы уже начинаете осознавать произошедшие в Вас позитивные и полезные изменения. И Вы можете еще не знать о всех этих произошедших изменениях и полученных новых знаниях, но можете ощущать свое дыхание и замечать, как постепенно дыхание становится более глубоким, свободным и энергичным. И это может быть похоже на то, как когда-то, может быть в далеком далеком детстве, Вы спали глубоким и крепким сном и Вам снились какие-то удивительно приятные сны, но где-то в глубине души знаете, что впереди Вас ждут какие-то новые открытия, интересные дела и свершения. И поэтому Вы можете начать возвращаться обратно, вобрав в себя все то приятное, нужное и полезное, что Вы испытали и пережили в этом состоянии саморегуляции. И слушая тонизирующие, энергичные звуки мелодии, Вы можете сконцентрироваться на своем дыхании. Ощутите, как с каждым вдохом расширяется грудная клетка, как с каждым вдохом Ваши легкие наполняет свежий и чистый воздух. Дыхание свободное, энергичное, глубокое. И поэтому с каждым вдохом тело становится все более легким, свободным и энергичным. Легким, свободным, энергичным. Появляется желание сбросить неподвижность и скованность. Почувствуйте свои руки, как с каждым вдохом руки наполняются легкостью, энергией и силой. Как с каждым вдохом мышцы ног становятся все более сильными, упругими и легкими. И все тело становится легким, энергичным, наполняется силой, бодростью, активностью. И, как всегда в таких случаях, голова становится ясной, чистой и свежей. Только приятные мысли и образы. И поэтому появляется желание глубоко и энергично вдохнуть, встряхнуться, потянуться всем телом и открыть глаза. Тело легкое, энергичное. Голова ясная, светлая. И после окончания занятия тело будет бодрым, голова свежей, сознание ясным. Вы будете чувствовать себя хорошо, приятно. Вы будете уравновешенным и спокойным. И Вы можете вернуться обратно сюда, в это время и место, в удобном для Вас темпе, может быть, раньше, чем закончит звучать эта музыка или, может быть, сразу после ее окончания. (Пауза..., и сразу после окончания ее.)

Хорошо. А теперь максимально глубоко и энергично вдохните...выдохните... И вместе со следующим глубоким вдохом потянитесь всем телом... Задержите дыхание... Быстро и энергично выдохните и откройте глаза... Хорошо. Занятие закончено".

Заключительная часть. Проводят опрос обучаемых с целью установления обратной связи. Внимание акцентируется на положительных моментах в ходе сеанса (ощущениях расслабленности мышц, тяжести, тепла, редукции внутреннего диалога и т.д.). Подчеркивается, что в ходе дальнейших занятий состояние саморегуляции будет наступать быстрее и становиться все более глубоким и полезным для здоровья. Подводятся итоги занятия.

Проведение занятия по начальному формированию индивидуальных "ключей доступа" и самостоятельному вхождению с их помощью в состояние ПСР (5-е занятие).

Вводная часть. Более подробно объясняется, что для самостоятельного вхождения в "особое состояние саморегуляции" достаточно овладеть "индивидуальными ключами доступа". С их помощью можно оптимально быстро входить в состояние саморегуляции на необходимые время и глубину. Указывается, что указанные "ключи доступа" являются "личными", т.е. отличающимися друг от друга и специфичными для каждого пациента. "Ключами" могут служить любые психические феномены, прочно ассоциированные с состоянием релаксации (состоянием отдыха и покоя, когда Вы отдыхаете, восстанавливаете свои силы и энергию). Это могут быть зрительные образы (успокаивающие картины природы, какие-то символы, абстрактные фигуры), телесные ощущения (тепло или тяжесть во всем теле или в каких-то его отдельных областях, фиксация на дыхании), слуховые образы (приятная мелодия, шум моря), какие-то слова и т.д. Предлагается в течение нескольких минут вспомнить и вновь пережить любое позитивное состояние отдыха и покоя (например, состояние релаксации, достигнутое на предыдущих занятиях), не связанное с использованием каких-либо веществ (алкоголя, транквилизаторов и т.д.). Затем кратко обсуждаются особенности испытанного состояния у различных пациентов. Подчеркивается наличие различных ведущих репрезентативных систем у разных людей. Объясняется, что для нахождения ключей доступа необходимо, во-первых, войти под руководством ведущего в уже хорошо знакомое состояние саморегуляции; во-вторых, оставаясь в этом состоянии релаксации, позволить себе выбрать наиболее подходящие ключи доступа. Под "наиболее подходящими" подразумеваются самые стойкие, постоянные, спонтанно возникающие в этом состоянии психические феномены, непосредственно связанные с ним в сознании. Более подробно формирование ключей доступа изложено по ходу описания проведения отдельных занятий.



Основная часть.

Текст



"Итак, переходим к нашему занятию. Сегодня Вы сможете подобрать, найти наиболее подходящие для себя Ваши личные ключи доступа к уже хорошо знакомому Вам особому состоянию саморегуляции. С их помощью Вы сможете быстро и самостоятельно входить в это приятное и полезное состояние отдыха и покоя на нужные Вам время и необходимую глубину.

И, прежде чем погрузиться в это особое состояние саморегуляции, займите наиболее удобное для Вас положение, чтобы руки и ноги не перекрещивались, а ладони расслабленно лежали на коленях... Вспомните предыдущие занятия: приятное состояние отдыха, покоя и безмятежности. Вспомните, как расслабляется и тяжелеет тело, наполняясь теплом и покоем... Дыхание становится все более спокойным, ровным и ритмичным... Хорошо. И, в то время когда Вы начинаете погружаться в это особое состояние саморегуляции, сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Обратите внимание на свой вдох... и выдох... Вдох... и выдох... Как с каждым вдохом грудная клетка поднимается и расширяется, а с каждым выдохом опускается. И в то время, как Вы дышите, Вы можете расслабленно замечать как с каждым выдохом дыхание становится все медленнее, спокойнее и ритмичнее. И, как и всегда, когда Вы погружаетесь в состояние отдыха, безмятежности, внутренней тишины и покоя, мышцы тела расслабляются с каждым выдохом все больше, больше и больше. И, продолжая наблюдать за своим дыханием, Вы начинаете ощущать свое тело все более полно и целостно. Сконцентрируйте внимание на своих ощущениях. Почувствуйте свое тело.., его вес.., давление, которое оно оказывает на кресло..., насколько тело расслабленное или тяжелое... Ощутите температуру тела... Ощутите мышцы лица..., лицо расслаблено, спокойно и неподвижно... Мышцы спины..., насколько они расслаблены ... и позвольте им расслабиться еще полнее..., ощутите давление, которое оказывает тело на спинку кресла... Ощутите свои руки..., их вес..., насколько руки расслабленные и тяжелые... Ощутите тепло в ладонях... и там, где руки соприкасаются с телом... Обратите внимание на ноги..., ощутите их вес, давление, которое они оказывают на сиденье кресла и пол..., как ноги становятся все более расслабленными и тяжелыми. И все тело расслабленное, неподвижное, тяжелое и теплое. Наступает приятное состояние покоя и отдыха. Состояние покоя и отдыха. Все окружающие звуки, шумы и шорохи уходят куда-то за край сознания, растворяются и исчезают в звуках музыки и моего голоса. Растворяются и исчезают. Все окружающее полностью безразлично. Приятное состояние отдыха, покоя, безмятежности, в котором исчезают и растворяются все Ваши тревоги, волнения и заботы. И Вы можете позволить себе погрузиться в это особое, приятное состояние отдыха и покоя настолько полно и глубоко, насколько это необходимо Вам, чтобы хорошо отдохнуть, восстановить силы, душевное равновесие, научиться чему-то новому и полезному. И это состояние может чем-то напоминать сон, особый и необычный сон, в котором Вы продолжаете осознавать свои ощущения, тело, себя. И поэтому Вы можете чувствовать, что находитесь в удобном, комфортном кресле, и ощущать вес своего тела, тепло в тех местах, где Ваши руки соприкасаются с ногами, насколько расслабленны мышцы лица..., шеи..., плечевого пояса..., руки..., спина..., мышцы живота..., ноги... И я не знаю, станет ли Ваше дыхание еще спокойнее или глубже, в то время когда Вы наблюдаете за теми приятными ощущениями, которые появляются в разных частях Вашего тела, но Вы можете позволить себе погрузиться в состояние отдыха, покоя, внутренней тишины и безмятежности еще глубже. И в то время как Вас уносит все дальше и дальше в это приятное состояние отдыха, покоя, внутренней тишины, перед Вами могут возникать какие-то туманные и неясные или отчетливые и устойчивые образы, фантазии или воспоминания. И, может быть, Вы испытываете какие-то удивительно приятные ощущения и чувства или улавливаете в доносящихся до Вас успокаивающих звуках мелодии какие-то другие приятные, успокаивающие звуки и голоса... И какие бы образы, звуки и ощущения Вы не переживали, все они необходимы и полезны. И некоторые из этих ощущений или воспоминаний, или образов, или звуков помогают Вам еще глубже погружаться в особое состояние внутренней сосредоточенности и покоя. И чем глубже Вы погружаетесь в это целебное состояние отдыха, внутренней тишины и покоя и чем дольше Вы находитесь в этом особом состоянии, тем все более ясными, четкими и ощутимыми становятся эти образы, ощущения или звуки. И это могут быть приятные, успокаивающие воспоминания или представления, например о том, как Вы когда-то отдыхали, или какие-то картины природы: спокойная, тихая гладь воды, берег моря, бескрайнее поле, лес, полный тишины и покоя... Любые образы или символы, связанные с состоянием отдыха, покоя, внутренней тишины и безмятежности. Или это могут быть какие-то ощущения, которые всегда появляются, а затем еще больше усиливаются при погружении в это особое состояние. И это может быть приятная тяжесть или, наоборот, легкость во всем теле или в его отдельных частях: руках, ногах, или ощущение тепла: в кистях рук, в области живота или где-то еще. А может быть, это будут какие-то успокаивающие звуки: монотонный шум прибоя, пенье птиц или легкий шелест листвы... И кто-то может вспомнить запах моря, травы, нагретой солнцем земли... И пока Вы находитесь в этом приятном и необычном состоянии, Ваше тело, Ваше сознание запоминают, впитывают в себя эти переживания, образы, ощущения и эмоции. И, возможно, Вам понадобится несколько секунд или даже минут для того, чтобы выделить из своих ощущений тот ключевой образ, чувство, запах или ощущение, которые наиболее связаны для Вас с переживаемым в настоящий момент особым состоянием саморегуляции, и навсегда его запомнить. И какие бы образы, ощущения или звуки не возникали в сознании, позвольте им возникать, меняться и уходить до тех пор, пока у Вас не появится уверенность в том, что Вы нашли подходящий Вам ключевой образ. Может быть, это будут ощущения, а может быть, образы или звуки. И спокойно, расслабленно наблюдая за происходящими полезными, целебными изменениями и возникающими ощущениями, можно еще больше расслабиться, успокоиться и погрузиться в особое состояние внутренней тишины и покоя, состояние саморегуляции. Поэтому доверьтесь мудрости своего организма, войдите в это особое состояние саморегуляции настолько глубоко и полно, насколько это необходимо и нужно, чтобы выделить из своих возникающих ощущений тот ключевой образ, чувство, запах или ощущение, которые наиболее связаны для Вас с переживаемым в настоящий момент особым состоянием саморегуляции. Останьтесь самостоятельно на три-пять минут в этом особом состоянии саморегуляции, приятном состоянии отдыха, внутренней тишины и покоя... И за это время Вы сможете найти наиболее подходящий для себя ключ доступа к этому целебному состоянию и надежно его запомнить". (Пауза 3-5 минут до изменения музыки.)

Выход (см. предыдущее занятие)

Заключительная часть. Обсуждение полученных результатов. Подведение итогов. Продолжение формирования индивидуальных "ключей доступа" и самостоятельному вхождению с их помощью в состояние ПСР (6-е занятие).

Вводная часть. В доступной для пациентов форме рассказывают о первой и второй сигнальных системах по И.П.Павлову и объясняют различие между ними. Указывают, что на предыдущем занятии "ключи доступа" в состоянии саморегуляции пациент создавал, используя первую сигнальную систему (образы, звуки, ощущения). Действие выработанных "ключей доступа" значительно усиливается при подкреплении их со стороны второй сигнальной системы, т.е. словами. Формируется цель занятия - создание словесного "ключа доступа". Поясняется, что после вхождения в состояние саморегуляции будет предложено самостоятельно найти для себя слова, которые наиболее тесно ассоциативно связаны с состоянием релаксации. Количество слов произвольно - от одного до четырех - пяти. Подчеркивается, что желательным является не сознательный, связанный с волевым усилием поиск слов, а бессознательный, связанный с состоянием релаксации и спонтанным возникновением слов в сознании.

Основная часть и выход строится по образцу 5-го (предыдущего) занятия.

Заключительная часть. Обсуждаются полученные результаты. При необходимости проводится коррекция индивидуальных "ключей доступа".

Обучение вхождению в состояние саморегуляции с использованием индивидуальных "ключей доступа" под руководством ведущего (7-е занятие).

Вводная часть. Формулируется цель занятия. Указывается, что начиная с этого занятия, пациенты начинают учиться самостоятельно входить в состояние саморегуляции. Помощь ведущего будет уменьшаться с каждым занятием.

Приводится пошаговая схема самостоятельного вхождения в состояние саморегуляции:

П е р в ы й ш а г. Занять наиболее удобное положение, в котором тело будет наиболее расслабленным и в котором можно оставаться без напряжения достаточно длительное время.

В т о р о й ш а г. Сконцентрировать внимание на своем дыхании, преимущественно на выдохе.

Т р е т и й ш а г. Продолжая наблюдать за своим дыханием, "прочувствовать" сначала все тело целиком; затем последовательно, сверху вниз, начиная с головы и заканчивая ногами и, наконец, вновь прочувствовать тело целиком.

Ч е т в е р т ы й ш а г. Воспроизвести "ключи доступа": сначала относящиеся к первой сигнальной системе (образы, ощущения, звуки), затем - ко второй (слова).

Слова следует произносить про себя или очень тихо (как бы беззвучным шепотом, плавно и медленно "выдыхая" эти слова).

П я т ы й ш а г. Удерживая в сознании первые "ключи доступа", повторять вторые до достижения желаемой глубины состояния.

Ш е с т о й ш а г.
Оставаться в состоянии саморегуляции на заранее запланированное или неопределенное время. При этом образы, ощущения, звуки могут начать спонтанно сменяться другими. Этому процессу не следует мешать, продолжая оставаться в позиции "наблюдателя".

С е д ь м о й ш а г. Выход. Осуществляется или спонтанно, или с помощью концентрации внимания на дыхании, преимущественно на вдохе и возникающих ощущениях. При этом можно использовать "мобилизационные ключи" (их формирование рассматривается на следующем, 8-м занятии).

Основная часть.

Текст



"Переходим к основной части нашего занятия. С моей помощью Вы научитесь самостоятельно входить в особое состояние саморегуляции посредством подобранных Вами индивидуальных "ключей доступа" к этому целебному состоянию отдыха и покоя. С их помощью Вы сможете быстро и самостоятельно входить в это приятное и полезное состояние на нужное Вам время и необходимую глубину". (Далее - по аналогии с предыдущим занятием, но более кратко.)

Заключительная часть занятия. Обсуждение полученных результатов. Подведение итогов.

Формирование "мобилизационных ключей" и закрепление навыков самостоятельного вхождения в состояние ПСР (8-е занятие).

Вводная часть. Объясняется, что по принципу формирования "ключей доступа" к состоянию саморегуляции могут быть созданы и "мобилизационные ключи". Последние во первых, облегчают выход из состояния саморегуляции, во вторых, могут использоваться самостоятельно, когда необходимо, например, настроиться на предстоящую работу или мобилизовать силы в экстремальной ситуации.

Основная часть. Для формирования "мобилизационных ключей" предлагается вспомнить и заново пережить одно или несколько состояний мобилизации, сопровождающихся чувствами уверенности в себе, прилива сил, энергии. Крайне важно, чтобы, во первых, вышеуказанные состояния воспроизводились в ассоциированной форме, во вторых, достигались ранее без помощи каких-либо стимулирующих препаратов. Если пациент утверждает, что не может вспомнить о каких-либо мобилизирующих переживаниях, то ему можно предложить, например, представить какого-то известного ему человека (знакомого, киногероя) в таком состоянии и затем поставить себя на его место. Или можно предложить ему представить, что он будто бы переживает состояние уверенности и силы.

После достижения мобилизационного состояния предлагается выделить наиболее значимые для пациента образы, ощущения или звуки из этого переживания. Затем дается инструкция подобрать наиболее ассоциативно связанные с этим состоянием слова.

Возвращение в обычное состояние. Обсуждение и при необходимости корректировка полученных "мобилизационных ключей".

Закрепление навыков вхождения в состояние саморегуляции с использованием "ключей доступа" и "мобилизационных ключей" под руководством ведущего.

Текст



"Обучившись на предыдущих занятиях входить в особое состояние саморегуляции, сегодня Вы сможете самостоятельно с помощью индивидуальных ключей доступа войти в это уже хорошо Вам знакомое состояние отдыха и покоя.

И для того, чтобы наиболее быстро погрузиться в это особое состояние саморегуляции, займите наиболее удобное для Вас положение... Хорошо. Вспомните предыдущие занятия - ... приятное состояние отдыха, покоя и безмятежности... И в то время, как Вы начинаете погружаться в это особое состояние саморегуляции, сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Обратите внимание на свой вдох... и выдох... Вдох... и выдох... Обратите внимание на свой выдох...Как с каждым выдохом дыхание становится все медленнее, спокойнее и ритмичнее. Дыхание все ровнее, спокойнее и ритмичнее. И, продолжая наблюдать за своим дыханием, Вы начинаете ощущать свое тело все более полно и целостно. Сконцентрируйте внимание на своих ощущениях. Ощутите тело.., его вес.., давление, которое оно оказывает на кресло..., насколько тело расслабленное или тяжелое... Ощутите температуру тела... Ощутите мышцы лица..., лицо расслабленное, спокойное и неподвижное... Мышцы шеи, спины..., насколько они расслаблены ..., и позвольте им расслабиться еще полнее... Ощутите свои руки..., их вес..., насколько руки расслабленные и тяжелые...Ощутите тепло в ладонях... там, где руки соприкасаются с телом... Обратите внимание на ноги..., ощутите их вес, давление, которое они оказывают на сиденье кресла и пол... Как ноги становятся все более расслабленными и тяжелыми. И, как и всегда, когда Вы погружаетесь в состояние отдыха, безмятежности, внутренней тишины и покоя, мышцы тела расслабляются с каждым выдохом все больше, больше и больше. И все тело расслабленное, неподвижное, тяжелое и теплое. Наступает приятное состояние покоя и отдыха. Приятное состояние отдыха, покоя, безмятежности, в котором исчезают и растворяются все Ваши тревоги, волнения и заботы.

И для того, чтобы погрузиться в это приятное состояние отдыха и покоя настолько полно и глубоко, насколько это Вам необходимо, вспомните свои "ключи доступа"..., прочувствуйте их... Хорошо. И продолжая удерживать их в своем сознании, произнесите про себя, на выдохе ключевые слова доступа к особому состоянию саморегуляции. С каждым выдохом, спокойно и расслаблено Вы произносите одно ключевое слово, словно медленно "выдыхая" его вместе с воздухом. Одно за другим... Хорошо. И если у Вас возникла потребность, Вы можете повторить эти ключевые слова про себя еще один или несколько раз. Самостоятельно, на выдохе, спокойно и расслабленно... Хорошо. Особое состояние покоя, отдыха, внутренней тишины и отрешенности. Тело расслабленное, приятно тяжелое, мягкое, теплое. Дыхание ровное, спокойное, свободное. И Вы можете позволить себе просто находиться в этом особом состоянии, в то время как процессы саморегуляции, происходящие вне Вашего сознания, проделывают полезную работу, направленную на восстановление Вашего физического благополучия, душевного равновесия и на решение некоторых Ваших проблем... И внутри Вас могут возникать какие-то другие зрительные образы, воспоминания, переживания или чувства, может быть, непроизвольные, спонтанные движения, которые Вы можете осознавать или не осознавать. И все испытываемые Вами переживания, чувства, воспоминания полезны, необходимы и важны для процесса саморегуляции. И поэтому просто доверьтесь мудрости своего организма, войдите в это особое состояние саморегуляции настолько глубоко и полно, насколько это Вам необходимо и нужно, чтобы восстановить свои силы, душевное равновесие, измениться в нужную для Вас сторону... И позвольте себе испытать все то нужное и полезное, что необходимо Вам для позитивных и желаемых изменений...Останьтесь самостоятельно на 3 - 5 мин в этом особом состоянии саморегуляции, приятном состоянии отдыха, внутренней тишины и покоя...

(Пауза 3-5 мин.)

Хорошо. Вы достаточно отдохнули, восстановили свои силы и душевное равновесие. И хотя пока еще находитесь в этом особом состоянии и Ваше тело расслабленное и неподвижное, Вы уже начинаете осознавать происшедшие в Вас позитивные и полезные изменения. И поэтому Вы можете начать возвращаться обратно, вобрав в себя все то приятное, нужное и полезное, что Вы испытали и пережили в этом состоянии саморегуляции. Обратите внимание на свое дыхание. Обратите внимание на вдох... и выдох. Сконцентрируйте внимание на вдохе. Ощутите, как с каждым вдохом расширяется грудная клетка, как с каждым вдохом в Вас проникает свежий и чистый воздух, все более полно наполняющий легкие. Дыхание свободное, все более энергичное, глубокое. И поэтому с каждым вдохом тело становится все более легким, свободным и энергичным. Почувствуйте свои руки, как с каждым вдохом руки наполняются легкостью, энергией и силой. Как с каждым вдохом мышцы ног становятся все более сильными, упругими и легкими. И все тело становится легким, энергичным, наполняется силой, бодростью, активностью. И, как всегда в таких случаях, голова становится ясной, чистой и свежей. Только приятные мысли и образы. Вызовите в своем сознании мобилизационные ключи, сконцентрируйтесь на них. Удерживая их в своем сознании, произнесите энергично, про себя мобилизирующие слова, прочувствуйте их... Повторите их еще раз, энергично и с чувством...Хорошо. Тело легкое, энергичное. Голова ясная, светлая. Вы уравновешены и спокойны. Хорошо. А теперь максимально глубоко и энергично вдохните...выдохните... И вместе со следующим глубоким вдохом потянитесь всем телом...Задержите дыхание...Быстро и энергично выдохните и откройте глаза...Хорошо. Занятие закончено."

Заключительная часть. Проводится опрос обучаемых с целью получения обратной связи. При этом внимание акцентируется на позитивных переживаниях, свидетельствующих об овладении методикой. Подчеркивается, что в ходе самостоятельных занятий состояние саморегуляции будет наступать все быстрее и каждый раз становиться глубже.

Обучение приемам целенаправленного самовоздействия в состоянии саморегуляции (9-е и 10-е занятия).

Вводная часть. Напоминают, что состояние саморегуляции есть состояние сознательного отдыха и покоя при активных бессознательных процессах, направленных на нормализацию физического и психического состояний. Формулируется цель занятия - обучиться самостоятельному целенаправленному самовоздействию в состоянии саморегуляции для решения отдельных проблем физического и (или) психологического уровня. Для более наглядного объяснения приемов самовоздействия можно использовать ряд метафор или сравнений, например человеческого мозга с компьютером. Объясняют, что в человека исходно "вложены" некие "программы", на основе которых происходят процессы адаптации, заживления ран, иммунного реагирования и т.д. Для целенаправленного обращения к этим оздоровляющим механизмам необходимо составить для них "команду" на понятном для мозга языке. Учитывая преимущественно бессознательный характер процессов саморегуляции, и конкретную команду надо составлять на языке бессознательного. В отличие от логического, вербального, высоко абстрактного языка сознания, языком бессознательного являются конкретные психические феномены в виде образов, ощущений и т.д.

Иными словами, обучаемым предлагается сформировать конкретный и реалистичный желаемый Я-образ. Доводится общий шаблон составления таких "команд" "саморегулирования", "самопрограммирования".

Схема составления заключается в следующем.

Выбрать проблему психологического или соматического плана. Например поведение в определенных ситуациях, не удовлетворяющее пациента; чувство "комка в горле", возникающее в определенных ситуациях; навязчивое влечение к приему алкоголя; головная боль и т.д.

Сформулировать для себя в положительных, позитивных терминах желаемую цель. Принцип следующий: цель определяется не в терминах "от чего я хочу избавиться?" или "я не хочу страдать чем-то", а по-принципу "чего я хочу достичь?", "я хочу быть таким-то" и т.д. Не "я хочу, чтобы моя голова не болела", а "я хочу, чтобы моя голова была чистая и свежая". Не "я не хочу быть неуверенным", "я хочу быть уверенным и сильным". Не "я не хочу употреблять алкоголь" или "я хочу бросить пить", а "я хочу быть свободным от влечения к алкоголю" или "я хочу достигать чего-либо без алкоголя" и т.д. В общем виде инструкция ведущего звучит следующим образом: "Найдите то новое поведение (состояние), которое Вы предпочли бы в этой ситуации".

При этом цель должна быть реалистичной и достижимой для данного человека. Например, следующие формулировки цели являются некорректными:"я хочу вырасти на 30 см" для уже взрослого человека; "я хочу, чтобы у меня выросла рука" для человека с отсутствующей рукой и т.д. Реалистичность цели определяется возможностью ее реального достижения данным конкретным человеком, например желание тщедушного молодого человека быть "как Шварцнеггер" следует разбить на несколько последовательных ступеней, каждая из которых реально достижима в течение какого-то намеченного времени. После достижения первой "подцели" по тем же принципам формулируется следующая и т.д.

"Перевести" составленную цель на язык образов, чувств, ощущений. Другими словами, пациент конструирует удовлетворяющий себя образ, для которого его нежелательное поведение (состояние) не является проблемой, так как этот Я-образ обладает более удовлетворяющими конкретными вариантами поведения в проблемной ситуации или находится в более оптимальном состоянии.

Желаемый Я-образ в диссоциированном виде. "Представьте себя со стороны как можно более детально, осуществляющим это новое поведение; преодолевшим свои старые ограничения, проблемы или реакции (избавившимся от неприятных ощущений, состояний, физического дискомфорта). Свободным и независимым от них.

Увидьте себя со стороны свободным от этой бывшей проблемы, обладающим новыми вариантами поведения, возможностями выбора в этой ранее сложной для Вас, проблемной до сегодняшнего момента ситуации. Отметьте и как можно подробнее рассмотрите положительные изменения в этом новом удовлетворяющем Вас поведении или состоянии. Отметьте, обратите внимание на то, как, может быть, изменилось Ваше выражение лица..., манера улыбаться или быть серьезным... Ваши движения: манера двигаться..., походка... Детально рассмотрите, как и в чем изменилась Ваша манера общения с окружающими, реагирование на них...

А теперь добавьте, если Вы этого еще не сделали и если в этом есть необходимость, звук в эту картину. И обратите внимание на то, какие позитивные изменения произошли в Вашей манере разговаривать..., смеяться... и, может быть, как это не парадоксально, в Вашей манере молчать...

Хорошо. И теперь еще раз целостно и полно просмотрите и прослушайте эту картину, "фильм" от начала до конца. И если Вас что-то не устраивает в Вашем новом поведении, Вы можете заменить это на что-то более подходящее и полезное. Еще раз, спокойно и внимательно... Хорошо".

После получения нового, устраивающего пациента поведения или другого более позитивного состояния проводится ассоциирование обучаемого с этим новым опытом.

"И после того, как Вы просмотрели и прослушали все полностью, до конца, войдите в эту картину, внутрь этого "фильма" и ощутите, прочувствуйте, насколько удобно и комфортно Вы себя чувствуете, осуществляя это новое более устраивающее Вас поведение или находясь в этом более позитивном состоянии. Представьте, что Вы уже здесь и сейчас осуществляете это поведение или находитесь в этом состоянии. Прочувствуйте изнутри, от начала до конца, обращая внимание на все приятные, полезные чувства и ощущения, возникающие при этом... Хорошо."

Объясняют, что после полного проигрывания выработанного Я-образа в ассоциированном виде его можно "оставить", "отпустить"; позволить войти сознанию в состояние покоя и отдыха, хорошо знакомого по прошлым занятиям. В состоянии саморегуляции этот желаемый Я-образ "запускает" программы(процессы саморегуляции), направленные на его выполнение. После "запуска" активное вмешательство сознания может быть не только не нужным, но и вредным (по аналогии с попыткой ввести другие команды в компьютер во время выполнения какой-то определенной программы).

Основная часть.

Формулирование цели (см. схему составления).

Вхождение в состояние саморегуляции с помощью "ключей доступа".

Вхождение в желаемый Я образ в ассоциированном виде.

Проигрывание Я образа с фиксацией внимания на возникающих положительных чувствах и ощущениях.

"Отпускание" желаемого Я образа; при необходимости - повтор "ключей доступа".

Нахождение в состоянии саморегуляции. Желательно при наличии времени, чтобы обучаемые находились в этом состоянии произвольное время, связанное с их внутренней потребностью.

Выход из состояния саморегуляции с помощью "мобилизационных ключей".

Заключительная часть.

Проводим опрос обучаемых для получения обратной связи. Внимание акцентируется на позитивных переживаниях, свидетельствующих об овладении методикой. Подчеркивается, что в ходе самостоятельных занятий состояние саморегуляции будет наступать все быстрее и становиться с глубже.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Ассоциативная методика психической саморегуляции"
  1. Психическая саморегуляция
    ассоциативная методика психической саморегуляции. . Регуляция мышечного тонуса . Произвольное повышение тонуса мышц не требует выработки специальных навыков, так как эта функция достаточно развита и подконтрольна у человека. Отработка же навыков релаксации требует специальной тренировки, которую следует начинать с расслабления мышц лица и правой руки, играющих ведущую роль в формировании
  2. Основное содержание работы
    ассоциативно и апперцептивно-детерминированных процессов, объясняет целенаправленность и планомерность профессиональной деятельности. В функциональных системах (П.К.Анохин) системообразующим является результат продуктивного действия (Н.В.Кузьмина) – психические новообразования личности, деятельности, индивидуальности, созидание самодавлеющей предметности (А.Ф.Лосев). Профессионал разрешает
  3. Терминологический словарь
    ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания. Мания — болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо. Маргинальная личность — человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью. Маскулинность — понятие для обозначения
  4. Методы психокоррекции психических расстройств у военнослужащих
    ассоциативную методику саморегуляции. На третьем этапе желателен социально-психологический тренинг. Опыт показывает, что в генезе и проявлениях психических нарушений у военнослужащих важное место занимают нарушения в плане межличностных отношений, в свою очередь, порождающие невротические паттерны поведения (усиливающие невротическую симптоматику), и таким путем формирующие образование
  5. Техника тройной диссоциации
    ассоциативной саморегуляции). 3. Предложить пациенту представить себя со стороны как более молодого, непосредственно перед переживанием психотравмирующего эпизода, еще не знающим, что с ним произойдет в дальнейшем. Возможны два варианта проведения: предложить непосредственно представить себя со стороны до происшедших психотравмирующих событий; предложить "прокрутить" назад свою жизнь "как
  6. Модифицированный шестишаговый рефрейминг
    ассоциативную методику саморегуляции, проделывали техники якорения, взмаха, линии времени, а также выполняли упражнения из психосинтеза, включаются и выполняют данную методику без особых трудностей. Поэтому шестишаговый рефрейминг рекомендуется применять уже на основе указанных методик. Для создания зрительного образа субличности (части), символизирующего неудовлетворяющий паттерн поведения
  7. ЭПИЛЕПСИЯ И СУДОРОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ
    ассоциативные пути (включая мозолистое тело) и субкортикальные пути. Следовательно, фокальные приступы могут сопровождаться локальным или генерализованным распространением эпилептической активности по мозгу. За быструю генерализацию некоторых форм эпилепсии, включая малые припадки, по-видимому, ответственны широко разветвляющиеся таламокортикальные пути. Во время эпилептических разрядов в
  8. Нейрофизиологические основы родовой боли
    методики исследования болевой чувствительности. В литературе опубликовано большое число работ по изучению электрического сопротивления кожи, которое снижается в очагах гипералгезии. Но впоследствии этот метод исследования не получил широкого распространения, так как изменение электрического сопротивления кожи не является типичным для различных категорий женщин. Ряд ученых использовали для оценки
  9. Применение медицинского озона в лечении акушерских и гинекологических больных
    методик при гиперфункции щитовидной железы, а также некоторых психических заболеваниях. В отношении дозировки известно следующее: а) о высокие концентрации (2,5—3,0 мг/л для внутривенного введения) необходимы для проявления бактерицидного действия озона, т.е. при лечении септических процессов; б) о низкие концентрации (0,5—2,0 мг/л), наоборот, используются для ускорения заявления
  10. Г
    ассоциативные, связывающие разные участки коры полушария. В толще белого вещества полушарий расположены полость бокового желудочка Г. м., подкорковые, или базальные, ядра (главные из них полосатое тело, ограда и миндалевидное тело, состоящие из серого вещества). На внутренней поверхности полушарий находится лимбическая область. К промежуточному мозгу (diencephalon) относятся зрительный бугор,
  11. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ
    методикой замораживания некоторого количества яйцеклеток. В 30-летнем возрасте, уже будучи замужем в течение 9 лет, она захотела прервать карьеру ради рождения детей...» «Мы прервали контрацепцию и стали ожидать беременности,– рассказывает Сэлли. – Однако она не наступала. Мы всегда хотели иметь детей, только лишь откладывали их появление. Теперь я испытываю лишь чувство вины за то, что не
  12. Понятие о стресс-реакции или адаптационном синдроме. Диагностика и профилактика стрессовых состояний
    методики закаливания, рекомендуемые органами здравоохранения, как не дающие эффекта, и пристальнее изучать накопившийся опыт энтузиастов нетрадиционных методов закалки". И.П.Павлов объяснял механизм благотворного влияния холода на организм "встряской нервных клеток". Нежная прохлада не может дать необходимой оздоровительной встряски, в то же время секундное обливание ледяной водой не
  13. ДВИЖЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
    методики и организации занятий физкультурой для людей 40-60 лет: 1). Принцип удовлетворения конкретных потребностей организма. Для этого надо использовать также занятия физической культурой, которые способствуют восстановлению ослабленных сторон жизнедеятельности. 2). Принцип соответствия возможностям организма. При этом необходимо систематическое врачебное наблюдение и самонаблюдение, как
  14. Тренирующее, адаптогенное воздействие дозированного стресса.
    методики закаливания, рекомендуемые органами здравоохранения, как не дающие эффекта, и пристальнее изучать накопившийся опыт энтузиастов нетрадиционных методов закалки". И.П.Павлов объяснял механизм благотворного влияния холода на организм "встряской нервных клеток". Нежная прохлада не может дать необходимой оздоровительной встряски, в то же время секундное обливание ледяной водой не
  15. Аутогенная тренировка (АГ)
    методик учат своих пациентов и учеников быть хозяевами своей судьбы, видеть в ней как можно больше положительных сторон и уметь управлять своими ощущениями, чувствами и восприятиями, пользуясь для этого достижениями современной науки. Нельзя не сказать и об аппаратных методах психофизиологической саморегуляции. Прежде всего это аппараты с обратной связью, дающие пациенту возможность видеть на
  16. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
    ассоциативного запоминания применяют другую методику. Больного просят запомнить ряд слов Для наилучшего запоминания слов предлагается использовать соответствующую картинку. Например, во время запоминания слова “обед” можно использовать картинку с изображением хлеба После того как больной отберет картинки в ответ на называемые слова, их откладывают в сторону. Спустя 40 — 60 мин ему дают картинки и
  17. Приложение
    ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значение полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области; 1; 3, 40, 39 в теменной области; 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в височной области. Значение биологического и социального в развитии коры головного мозга. Проводящие пути коры
  18. Черепные нервы
    ассоциативной зоной обонятельной системы. Следует иметь в виду, что третьи нейроны связаны с корковыми проекционными полями как своей, так и противоположной стороны; переход части волокон на другую сторону происходит через переднюю спайку. Эта спайка соединяет обе обонятельные области и височные доли обоих полушарий большого мозга, а также обеспечивает связь с лимбической системой.
  19. Высшие психические функции и их нарушения
    ассоциативные слои; эти зоны коры имеют многочисленные связи с окружающими их областями. Таким образом, функциональная система речи соединяет различные отделы полушарий большого мозга. Роль звеньев этой сложной функциональной системы, включающей речедвигательный и слуховой анализаторы, неодинакова, что проявляется при органическом повреждении какой либо из речевых зон. В этих случаях нарушается

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011