СОДЕРЖАНИЕ:
Под ред. И. С. Клециной. Гендерная психология., 2009
Гендерная психология.
Во втором, переработанном и дополненном, издании практикума (предыдущее вышло в 2003 г.), подготовленном коллективом специалистов во главе с профессором И. С. Клециной, представлены методические разработки практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Практикум предназначен для подготовки студентов гуманитарных, технических и естественнонаучных направлений в области гендерной психологии и других гендерно-ориентированных дисциплин.

Данное практическое пособие адресовано преподавателям высших учебных заведений, читающим курсы и спецкурсы по гендерной тематике, исследователям, аспирантам, студентам и всем тем, кто интересуется гендерной проблематикой или хотел бы с ней познакомиться.
Введение в гендерную психологию
Что такое гендер
Вводные замечания
Этап 1. Знакомство. Презентация личного гендерного образа
Этап 2. Обсуждение личных презентаций
Этап 3. Групповая дискуссия «Настоящий» мужчина, «настоящая» женщина
Этап 4. Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам
Методические указания к дискуссии
Приложение
Исследование гендерных характеристик студентов
Вводные замечания
Этап 1. Диагностическое анкетирование
Этап 2. Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение
Этап 3. Дискуссия «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?»
Этап 4. Обсуждение понятия «Гендерный стереотип»
Этап 5. Упражнение «Цена стереотипа»
Этап 6. Дискуссия «Кто формирует гендерные стереотипы?»
Этап 7. Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?»
Этап 8. Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал(а) о себе?»
Приложение
Взаимосвязь биологических и психологических характеристик личности: гендерный аспект
Вводные замечания
Особенности соматических характеристик мужчин и женщин
Особенности психофизиологических характеристик мужчин и женщин
Этап 1. Диагностическое анкетирование «Что я думаю (знаю) о психофизиологических особенностях мужчин и женщин»
Этап 2. Информационный
Этап 3. Исследование межполушарной асимметрии (определение ведущего полушария) у мужчин и у женщин
Этап 4. Заключительный. Подведение итогов занятия
Приложение 1
Приложение 2
Психология больших гендерных групп
Вводные замечания
Занятие 1. Игра «Путешествие по планете»
Занятие 2. Игра «Диалог культур»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Феминизм как предпосылка возникновения гендерных исследований в психологии
Вводные замечания
Этап 1. Осознание собственного отношения к феминизму
Этап 2. Заполнение таблицы «Основные направления феминизма»
Этап 3. Выполнение задания «Гендерная мозаика»
Этап 4. Подведение итогов занятия
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Гендерная социализация
Гендерная социализация
Вводные замечания
Этап 1. Проверка знаний студентов
Этап 2. Обсуждение особенностей гендерной социализации
Этап 3. Выполнение практического задания
Этап 4. Гендерный анализ детской литературы
Этап 5. Обобщение полученных знаний
Приложение 1
Приложение 2
Родительство в гендерном аспекте
Этап 1. Составление психологических портретов «хорошей матери» и «идеальной женщины»
Этап 2. Составление психологических портретов «хорошего отца» и «идеального мужчины»
Этап 3. Составление собственного психологического портрета
Этап 4. Сопоставление составленных портретов и обсуждение полученных результатов
Этап 5. Дискуссия на тему «Возможно ли счастливое отцовство?»
Этап 6. Подведение итогов занятия
Приложение 1 sssn Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Приложение 2
Детская художественная литература как институт гендерной социализации
Вводные замечания
Этап 1. Закрепление и осмысление теоретического материала по проблеме
Этап 2. Работа с народными сказками
Этап 3. Гендерный анализ произведений детской художественной литературы
Этап 4. Составление проекта несексистской хрестоматии для детского чтения и разработка рекомендаций по использованию гендерно-стереотипных произведений
Этап 5. Домашнее задание
Подведение итогов: обобщение знаний
Приложение
Женские образы в произведениях художественной литературы
Вводные замечания
Этап 1. Теоретический анализ художественного произведения
Этап 2. Анализ образов женщин в классической художественной литературе
Приложение 1
Приложение 2
Школа как институт гендерной социализации
Вводные замечания
Этап 1. Теоретическое информирование
Этап 2. Дискуссия «Раздельное по полу обучение: “за” и “против”»
Этап 3. Подведение итогов занятия
Приложение
Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации
Вводные замечания
Этап 1. Актуализация теоретического материала
Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации»
Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография»
Приложение
Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода
Вводные замечания
Этап 1. Закрепление и осмысление теоретического материала по проблеме
Этап 2. Анализ публикаций, отражающих современный дискурс ориентиров в воспитании девочек и мальчиков
Этап 3. Освоение практических навыков
Этап 4. Разработка концепции психолого-педагогического сопровождения процесса личностного становления ребенка с позиций нетрадиционной (альтернативной) гендерной социализации
Этап 5. Домашнее задание
Этап 6. Подведение итогов: обобщение знаний
Приложение
Гендерные характеристики личности
Гендерные стереотипы: возрастной аспект
Вводные замечания
Этап 1. Предварительная подготовка
Этап 2. Выступления студентов
Этап 3. Подведение итогов семинаров
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Гендерная идентичность
Вводные замечания
Этап 1. «Терминологическая разминка»
Этап 2. Составление «блок=схемы» из основных понятий, относящихся к теме «Гендерная идентичность»
Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография»
Приложение
Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности
Вводные замечания
Этап 1. Заполнение опросника «Кто Я?»
Этап 2. Обработка результатов опросника «Кто Я?»
Этап 3. Обсуждение результатов
Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина/мужчина»
Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина»
Этап 6. Обсуждение результатов
Изучение гендерной идентичности при помощи качественных методов: фокус=группа
Вводные замечания
Этап 1. Составление вопросов
Этап 2. Проведение фокус=группы
Этап 3. Обработка результатов
Приложение
Исследование гендерных установок в ситуации конфликта
Вводные замечания
Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе»
Этап 2. Обработка результатов сочинения
Этап 3. Обсуждение результатов
Этап 4. Информационное сообщение преподавателя
Этап 5. СюжетноEролевая игра «Собеседование»
Этап 6. Обсуждение результатов
Приложение
Социально=психологический анализ гендерных ролей
Вводные замечания
Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы
Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей
Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей
Приложение 1
Приложение 2
Гендерная компетентность личности
Вводные замечания
Этап 1. Теоретическое информирование
Этап 2. Работа с анкетой
Этап 3. Выполнение задания «Анализ гендерной компетентности личности»
Этап 4. Подведение итогов занятия
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Сексуальность личности: социально-конструкционистский подход
Вводные замечания
Этап 1. Выполнение упражнения «Ассоциации»
Этап 2. Знакомство с основными этапами развития сексологического знания
Этап 3. Выполнение упражнения «Пентаграмма С. Гингера»
Приложение
Гендерные роли и сексуальность
Вводные замечания
Этап 1. Исследование гендерных представлений и стереотипов студентов в сфере сексуальных отношений
Этап 2. Выполнение упражнения «Противоречия гендерной и сексуальной ролей»
Приложение 1
Приложение 2
Прикладные аспекты гендерной психологии
Женщина в сфере занятости
Вводные замечания
Этап 1. Теоретическое информирование
Этап 2. Обобщение знаний по теме в процессе заполнения сводной таблицы «Социально-экономическая зависимость женщин в сфере оплачиваемой и семейной занятости»
Этап 3. Применение полученных знаний
Приложение
Гендерный подход в практике школьного психолога
Вводные замечания
Этап 1. Актуализация теоретического материала
Этап 2. Практическое задание
Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности гендерного и полоролевого подходов
Приложение
Гендерная экспертиза урока
Вводные замечания
Этап 1. Вводная часть
Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт
Этап 3. Обсуждение и выводы
Этап 4. Выработка рекомендаций
Этап 5. Домашнее задание
Приложение
Сексуальное образование: стереотипы и реальность
Вводные замечания
Этап 1. Игра «Суд над сексуальным образованием».
Этап 2. Работа со сценарием
Этап 3. Групповая дискуссия
Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений
Вводные замечания
Этап 1. Обсуждение содержания феномена манипуляции
Этап 2. Знакомство с понятием гендерной манипуляции
Этап 3. Групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против»
Этап 4. Подведение итогов занятия
Приложение
Роль эталона физической привлекательности в оценке собственной внешности
Вводные замечания
Этап 1. Информационное сообщение преподавателя о значимости изучения проблемы неудовлетворенности человека собственной внешностью
Этап 2. Исследование (диагностика) отношения к своей внешности
Этап 3. Анализ последствий для личности позитивного и негативного отношения к собственной внешности
Этап 4. Анализ гендерных различий в степени удовлетворенности собственной внешностью
Этап 5. Анализ причин позитивного и негативного отношения к собственной внешности
Этап 6. Выделение характеристик современного эталона физической привлекательности
Этап 7. Выделение гендерной специфики современного эталона физической привлекательности
Этап 8. Подведение итогов занятия
Приложение
Гендерные стереотипы в спорте
Вводные замечания
Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1
Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2
Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3
Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4
Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5
Насилие в семье: гендерный аспект
Вводные замечания
Этап 1. Информационный
Этап 2. Аналитический
Этап 3. Практический
Приложение
Гендерная психология:
  1. Диплом. Гендерные различия в психологии моды - 2010 год
  2. Коллектив авторов. Гендер для «чайников»-2 - 2009 год
  3. Дусказиева Ж.Г.. Гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции - 2009 год
  4. Г. П. Цыганкова. Психология гендерного воспитания в высшем колледже - 2009 год
  5. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации - 2008 год
  6. Коллектив авторов. Гендер ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ» - 2006 год
  7. Булычев И.И.. О содержании ключевых понятий гендеристики - 2005 год
  8. Под редакцией С.Р. Касымовой. Гендер: традиции и современность. Сборник статей по гендерным исследованиям - 2005 год
  9. И. Г. Малкина-Пых. Гендерная терапия. Справочник практического психолога - 2003 год
  10. Михайлова Е.Л.. “Я у себя одна”, или Веретено Василисы - 2003 год
  11. Шон Бурн. Гендерная психология - 2002 год

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011