<< Предыдушая Следующая >>

Теоретический анализ проблемы профессиональной направленности в психологической литературе

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному:

- "динамическая тенденция";

- "смыслообразующий мотив";

- "основная жизненная направленность";

- "динамическая организация "сущностных сил" человека" и т.д.

Но как бы эта характеристика личности ни раскрывалась, во всех концепциях ей придается ведущее значение.

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова - это система потребностей; у К. К. Платонова - совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л. И. Божович и Р. С. Немова - система или совокупность мотивов и т.д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане. Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, т.е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения.

Направленность личности, как отмечает В. С. Мерлин, может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе. М. С. Неймарк, например, выделял личную, коллективистическую и деловую направленность личности.

Выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистической установкой и т.п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек "настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее".

Вместе с тем сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим отметим, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.д. Таким образом, он делает вывод о том, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

Итак, рассмотрев направленность личности в контексте общих психологических подходов, нам необходимо более конкретизировать и посмотреть направленность личности в сфере профессиональной деятельности.

Э. Зеер определяет профессиональную направленность как одну из важнейших характеристик личности, которая позволяет прогнозировать ее будущее и представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство активного и целенаправленного развития личности [18; С.27].

Профессиональная направленность, по мнению Э. Зеера, представляет собой систему эмоционально ценностных отношений, задающих соответственно их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах вуза. Критерием эффективности профессионального становления может служить учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по блокам учебных дисциплин. Совпадение мотивационной структуры личности, определяющей отношение к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального становления специалиста еще на этапе обучения в вузе.

Учёные С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович определяют направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов [8]; такого же мнения придерживаются Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров ("Направленность личности - совокупность устойчивых, не зависимых от ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности" [19; С. 91]), А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (направленность личности - это "совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций" [44; С. 230]). В. Н.Мясищев, П. М. Якобсон направленность связывают с доминирующим отношением личности к миру, окружающим людям и самому себе [35; С. 30]. B. C. Мерлин, Н. И. Макаров, Н. Д. Левитов и др. - с психическими свойствами, определяющими деятельность человека, ее общее направление в различных конкретных обстоятельствах. B. C. Мерлин замечает, такие психические свойства, как направленность личности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности [41; С.288]. М. Г. Резниченко, конкретизируя определение направленности, называет ее мотивационной обусловленностью действий человека, его поступков, поведения, связанной с конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования к его личности [52; С.
22].

Таким образом, направленность можно понимать как совокупность устойчивых мотивов, обусловленных ценностными ориентациями и отношениями личности.

Современные авторы рассматривают направленность как отдельную сторону личности, ее интегративное свойство.

По мнению Г. Л. Смирнова, Е. А. Шумилина направленностью является типологическая характеристика личности, определяющая и иллюстрирующая ее отношения к своим основным социальным ролям и, в целом, социальную сущность человека.

А. Сейтешев, C. Л. Рубинштейн, B. C. Мерлин, Т. Е. Конникова, Э. Г. Юдин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, говорят о направленности, что это качество личности, которое обеспечивает и присвоение целей общества, и выработку собственных целей жизнедеятельности, то есть, это смыслообразующая структура личности.

По мнению Б. Ф. Ломова, Э. Г. Юдина, B. C. Мерлина «направленность личности представляет собой систему внутренних условий, опосредующих преломление всех внешних воздействий, в результате чего происходит интериоризация социального опыта и сохраняется относительная устойчивость личности».

С. Л. Рубинштейн, А. Сейтешев определяет направленность как активность личности по отношению к окружающим и к себе, тенденции поведения, деятельности и общения человека.

Приведенные характеристики помогают уяснить сущность направленности, но не позволяют однозначно и полно определить ее структуру, поэтому дополним их описанием некоторых функций, которые выполняет направленность по отношению к личности.

Интегральная функция направленности, проявляющаяся в таком взаимодействии ее элементов, которое "вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом" [1; С. 19]. Данная характеристика проявляется, в частности, в тех случаях, когда, например, изменение ценностных ориентаций личности приводит к изменению силы и вектора ее мотивации к деятельности. Направленность личности как система формируется в результате интеграции различных личностных качеств, состав которых А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, например, включают интересы, склонности, убеждения, идеалы, "в которых выражается мировоззрение человека" [42; С. 230]. Она характеризуется тем, что в ней внутренние связи между компонентами преобладают над внешними воздействиями среды [7; С. 123]. Следовательно, чтобы добиться необходимых изменений в направленности личности, следует внешние воздействия перевести во внутренние, обеспечить интериоризацию личностью внешних целей.

Системообразующая функция заключается в том, что направленность обеспечивает внутреннюю согласованность, целостность личности. Именно поэтому человек, с одной стороны, крайне трудно интериоризирует цели деятельности и неохотно выполняет действия, не соответствующие его направленности, и, с другой стороны, способен прилагать титанические усилия для развития качеств и способностей, необходимых ему для достижения успеха в работе, отвечающей направленности его личности. Таким образом, корректируя, целенаправленно развивая направленность личности, можно добиться актуализации сущностных сил человека и стимулировать процессы его самосовершенствования.

Функция целеобразования заключается в том, что направленность задает вектор развития личности, является источником ее ожиданий, поскольку цель, по сути, - это та перспектива, тот результат, ради которой личность живет и действует. В случае, если человек сознательно, на основе собственных интересов и склонностей определяет для себя цель жизнедеятельности, он не нуждается в значительных внешних стимулах для проявления активности. "Целеобразующая функция направленности обеспечивает развитие личности в профессиональном труде, в подготовке к нему" [7, с. 142].

Важнейшей функцией направленности является избирательность, характеризующая ее "с точки зрения отношения человека к себе и к обществу" [32; С. 8], и обеспечивающая развитие индивидуальности личности. Благодаря избирательности, человек придает тот или иной статус, степень значимости различным явлениям, процессам и предметам окружающего его мира в зависимости от их соотношения со сложившимся идеалом, от того, как они способствуют либо препятствуют достижению (осуществлению) идеала. Так, если содержание (или результаты) деятельности не отвечают жизненным целям человека, не способствуют достижению "идеального" результата, то такая деятельность в глазах субъекта теряет привлекательность. Практически все ученые считают, что система ценностных отношений является ядром, системообразующим элементом направленности личности.

Функция поиска недостающих элементов обусловливает актуализацию мотивов деятельности человека в их количественном (сила) и векторном (направление, содержание деятельности) аспектах. Благодаря данной функции направленность определяется как внутренний побудитель, детерминанта постоянного самосовершенствования человека [2; С. 115].

Обобщенные характеристики и функции направленности позволяют более обобщенно и всеобъемлюще определить структуру самой направленности личности, условно выделив в ней следующие интегративные компоненты:

а) целеобразовательный, ценностноориентационный, мотивационный - выделение этих компонентов непосредственно следует из сущности и функций направленности личности;

б) как смыслообразующая структура, определяющая активность личности и тенденции ее поведения и деятельности, направленность должна включать также компонент, "отвечающий" за общую ориентациию "движения" личности (в отличие от ценностей и целей, которые содержательно конкретизируют вектор деятельности человека) - назовем его смыслообразующим, отражающим доминирующую устремленность личности, например, к богатству, к максимальной самореализации, к творческому признанию, профессиональному успеху и т.
п.

"Профессиональная направленность - ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии" [49, с. 279], это "стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствие и трудности в своей работе" [20; С. 91]. Большинством ученых она определяется как совокупность устойчивых мотивов и эмоционально- ценностных отношений, определяющих особенности профессиональной деятельности, поведения, общения и самооценки личности специалиста; ее содержание включает также потребность в профессиональной деятельности и ценностные ориентации как основа мотивации этой деятельности, цели профессиональной деятельности и потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании [52; С.55].

Профессиональная направленность личности - категория, которая является предметом исследования одновременно нескольких наук: философии, психологии, социологии и педагогики. Проблема изучения профессиональной направленности личности является достаточно сложной, так как находится на стыке психологии труда, педагогической психологии, педагогики, психологии развития и психологии личности. Профессиональная направленность личности, проявляющаяся как доминирующее стремление личности к деятельности, стала предметом нашего исследования. В статье обобщаются данные, существующие по проблемам профессиональной направленности личности, а также проводятся результаты авторских исследований и наблюдений, связанных с формированием и развитием профессиональной направленности в процессе образования личности учащейся молодежи. С одной стороны, аспекты профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в последние годы в связи с изменением социально-экономических отношений, появлением рынка труда приобрели особую актуальность. С другой стороны, выбор профессии - важное решение, которое нужно принять каждому человеку в юношеском возрасте. Кроме социальных, существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать такую профессию, которая бы выделяла его в глазах окружающих и приносила ему эмоциональное удовлетворение, давала стабильный материальный доход. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства личности. В юношеском возрасте каждый молодой человек постоянно стремится к раскрытию своей индивидуальности, поэтому очень важной для него именно в этом возрасте становится проблема выбора профессии, мотивация этого выбора, способы самореализации и саморазвития личности старшеклассника в профессиональной деятельности [38; С. 11-25 ].

Профессиональная направленность - ведущее интегральное качество личности, проявляющееся в избирательном и мотивированном отношение учащегося к выбору профессии в соответствии с его призванием и идеалами.

На внешнем уровне профессиональная направленность может проявляться как социально - психологическая установка на определенный вид деятельности, принятие ее целей и задач на основе сформировавшейся потребности в получении профессиональных знаний, выражающаяся в готовности совершить профессиональный выбор.

Таким образом, профессиональная направленность не дана личности от рождения, а развивается в процессе ее жизнедеятельности под влиянием различных факторов объективного и субъективного плана. Она не является абсолютно самостоятельным личностным образованием, а одним из видов общей направленности, которая достаточно подробно рассмотрена в научной литературе. Процесс развития профессиональной направленности личности учащегося длителен, он состоит из 4 ступеней, на каждой из которых желание, установка, интересы, склонности и другие компоненты играют весьма важную роль. Чтобы обеспечить движение профессиональной направленности от одной ступени к другой, необходимо совершенствовать сам воспитательный и педагогический процесс [47. С.206].

Направленность личности современными учеными понимается как мотивационная обусловленность действий и поступков человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются как его базовые потребности, так и требования общества к его личности. Отметим, что существуют различные определения понятия «направленность». Так, С. Рубинштейн определял направленность личности как ее «динамическую тенденцию». Ученый считал, что в деятельности проявляется характер человека, что получает выражение в направленности его действий и поступков, его темперамент и способности, которые, в свою очередь, обуславливают совершенство исполнения [46; С. 129]. А. Н. Леонтьев сопоставлял понятие направленности личности как «смыслообразующий мотив» в то время как Б. Г. Ананьев указывал на существование «основной жизненной направленности» личности. Однако чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от сложившейся ситуации
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Теоретический анализ проблемы профессиональной направленности в психологической литературе"
  1. Дипломная работа. Взаимосвязь самооценки и профессиональной направленности студентов-психологов, 2012
    анализ классического уровня. Математическая обработка экспериментальных данных очень высокого уровня Введение Психологическая характеристика профессиональной направленности Теоретический анализ проблемы профессиональной направленности в психологической литературе Соотношение понятий профессиональная направленность, профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность личности
  2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ, БИОЭТИКИ
    теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль, нравственность. Медицинская этика — совокупность норм поведения и морали медицинских работников. В последние десятилетия наряду с термином медицинская этика часто применяется термин деонтология. Деонтология происходит от греческого deon — должное, долг и logos — учение, т.е. учение о должном. Впервые это понятие было
  3. Экспертиза качества медицинской помощи. Организация экспертной работы, вопросы технологии экспертизы
    теоретических выкладок по технологической и маршрутной карте с фактическим положением дел в отделении ЛПУ, а также сопоставления микробиологических, клинических, серологических данных с характером проводимых манипуляций, учитывая возможности контакта в перевязочной, процедурной пациентов с больными ВБИ. Чем больше признаков исследуется экспертом, тем выше вероятность уточнения
  4. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    теоретической и практической деятельности, которое было оправдано лишь в рамках философского определения, раскрыта их специфика, способы связи, практически реальная, онтологическая сущность деятельности. Причем даже если в некоторых работах практический компонент деятельности трактовался как исполнительский, то он фактически рассматривался лишь как реализация когнитивного, интеллектуального.
  5. Методы акмеологических исследований
    теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные две группы содержали несколько подгрупп. Данная классификация общенаучных методов акмеологических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможны ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим содержанием, т. е. непосредственная демонстрация
  6. Типология стилей
    теоретическими положениями стали идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации. Особенность нашего понимания феномена "стиль" (стиль профессиональной деятельности
  7. "Акме" в художественно-творческой деятельности
    теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно-творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования "акме" в живописи будет существенно отличаться от
  8. Процессуально-технологический аспект продуктивной профессиональной деятельности
    теоретического становления самой акмеологии. В зависимости от того, какие задачи выдвигались практикой, оказывались востребованными те или иные методики, за разработку и теоретическое оснащение которых и принималась акмеология, привлекая для этого весь имеющийся теоретический и практический потенциал смежных наук, выдвигая новые теории профессионализма и поднимаясь при этом на более высокий
  9. Антропотехнические средства повышения профессионального мастерства
    теоретическом освоении профессиональной деятельности, выступающем по отношению к ним в качестве их методологического базиса, и обладая соответствующим этому методологическому базису методическим инструментарием, представляют собой одну из двух основных составляющих комплексной акмеологической практики, включающей в себя как систему исследования актуально существующей профессиональной деятельности
  10. Процессуально-технологический аспект совершенствования профессиональной деятельности кадров управления
    теоретических тем, занятия по освоению компьютерной техники и математических методов в управлении, но главное внимание всегда уделяется практическим занятиям по разбору конкретных хозяйственных ситуаций. Интересен подход к обучению руководителей, широко применяемый специалистами Бостонского Северного регионального центра по управлению (NRMC) - обучение на основе договора [2]. Более чем

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011