<< Предыдушая Следующая >>

Связь самооценки с профессиональной направленностью студентов

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении проявить себя [11; С. 52].

Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности [14; С. 32].

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.

В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Как отмечают исследования (С. Е. Фескиной, Н. Л. Ивановой, Н. В. Комусовой), развитие профессиональной направленности студентов в ВУЗе определяется предшествующими и более ранними формами выражения положительного отношения к профессии и стоящие за этим отношением мотивы. Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является увлечение учебным предметом и интересом к профессии. А поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность (становление), которая характеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Н. В. Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, как объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщенность, устойчивость.

Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения [16; С.
36].

Как уже было указано, студенческий возраст приходится на период ранней юности и зрелости. Это возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности [27; С. 9]. Становление будущего специалиста как высококвалифицированного специалиста, по мнению В. А. Якунина, Н. В. Нестеровой, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении.

Важная роль самооценки в профессиональной деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности; роль же эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях [13; С. 46].

Самооценка во многом определяет формировании целого ряда профессионально важных качеств. Так склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой. Но работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется "отношением к риску". В экстремальных исследованиях Кондрацкого А.А. (Климов Е. А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400с.) показана связь отношения к риску с успешностью профессионального обучения. Во всех случаях неблагоприятны крайние значения выраженности этого свойства. Высокие оценки приводят к тому, что деятельность профессионала детерминируется потребностями аффективного плана; типична недооценка требований ситуации и переоценка собственных возможностей. Низкие оценки связаны с боязнью принятия решений, медлительностью и пассивностью. В обоих случаях нарушено вероятное прогнозирование в деятельности. Результат - существенное снижение общей эффективности [40; С. 96].

Внешнее впечатление от профессии, положительные эмоции выступают побудителями активности субъекта относительно данной деятельности. В условиях погружения студентов в учебно-профессиональную деятельность этапе формирования профессиональной направленности включается когнитивный компонент, который образуется интеграцией представлений о себе как личности и профессионале. Связь «образа - Я» и «образа профессии» отражает специфику профессиональной направленности. Образ будущей профессиональной деятельности определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности.
Самосознание характеризуется своим продуктом - представлением человека о себе. Я - концепцией (Wylie R, 1979), профессиональное самосознание выражает устойчивое представление личности о себе как субъекте профессиональной деятельности и сформированной профессиональной Я- концепции. Образ профессиональной деятельности входит в понятие профессиональной Я-концепции и характеризуется его содержанием. Профессиональную Я-концепцию рассматривают как частный вид Я- концепции (Ritzer, 2006; Pascarella, 1995, 2005), включенную в картину развития личности как профессионала. Изучение профессиональной Я- концепции в отечественной психологии развивается с позиций психолого- акмеологического подхода (К.А. Абульханова; А.А. Бодалев; А.А. Деркач; Э.Ф. Зеер и др.) в рамках профессионального самосознания, включающего Я- понимание, Я-отношение, Я-поведение. Постепенно существующие привычные программы приспособления в результате накопления студентами информации о данной профессии, изучении характера требований, предъявляемых профессией к личности, оценка наличных способностей с необходимыми для эффективной работы в данной сфере заменяются на новую систему регулирующих механизмов, отвечающих новым условиям деятельности, что обеспечивается, по мнению М.С. Яницкого, последовательной сменой стадий привыкания и собственно адаптации [199]. Приобщение к профессиональному содержанию перестраивает логику развития профессиональной направленности студентов.

Пик интенсивного личностного развития совпадает с процессом профессионального самоопределения, в ходе которого не только формируется профессиональная направленность, но и развивается „профессиональная Я-концепция" личности. Она включает следующие составные части: „Образ Я", „Образ профессии" и „Образ Я в профессии". Свое конкретное выражение „профессиональная Я-концепция" находит в профессиональных намерениях или планах учащихся относительно выбора отрасли, профессии или специальности, функциональной пригодности личности (склонностей и способностей) и мотивационной сферы (обоснования выбора). В нашем исследовании было предположено, что структура профессиональной направленности шире и включает социогенные потребности, ценностные представления, мотивацию, интересы, идеалы, готовность к выбору профессии, намерения.

Таким образом, по мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку - профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Связь самооценки с профессиональной направленностью студентов"
  1. Дипломная работа. Взаимосвязь самооценки и профессиональной направленности студентов-психологов, 2012
    самооценки Условия становления самооценки студентов в период обучения в вузе Связь самооценки с профессиональной направленностью студентов Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки с профессиональной направленностью студентов Методы и организация исследования Результаты исследования и их интерпретация Оценка достоверности взаимосвязи самооценки и профессиональной направленности
  2. Р
    связь), определяя ее развитие. Методологический Р.п. рассматривает не только поступательное, но и регрессивное направление развития (возможную деградацию, деструкцию личности). В современной психологии снимаются альтернативы гармонического понимания развития или его осуществления через противоречия, поскольку разрешение противоречий личностью ведет к гармонизации, альтернативы биологической
  3. Аутопсихологическая компетентность в структуре личности профессионала
    связью прав и обязанностей руководителя перед обществом. Со стороны личности руководителя оно определяется соответствием его потребностей и способностей деятельности. Однако в действительности данное соответствие не может быть полным. Отсюда возникает противоречие между ними, составляющее основу личностного самоопределения руководителя. Исходя из этого выделяется два основных механизма
  4. Условия, обеспечивающие продуктивное развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих
    связь, формирует Я-концепцию. В ходе профессиональной социализации АК направляет саморазвитие, делает его произвольным и управляемым. При этом отмечаются некоторые особенности этого процесса. Например, в процессе профессиональной социализации учителей происходит снижение самоактуализации и усиление просоциальности, что выражается в снижении таких параметров самоактуализации, как
  5. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ
    связь между указанной градацией и особенностями проявления индивидуальности человека. Вот строки из сочинения молодой учительницы: «Чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, нужно найти в ней нечто, близкое своей индивидуальности». Действительно, как показали результаты монографического изучения отдельных учителей, в тех случаях, когда профессиональная деятельность занимает значимое
  6. Ситуационный подход в психологии: теория и практика изучения смысложизненных ориентации педагогов
    связь: специфика используемых стратегий поведения, в свою очередь, обусловливается личностными качествами и отражает систему наиболее значимых для субъекта ценностей. Таким образом, стратегии взаимодействия с ситуациями являются не просто механизмами, обеспечивающими адекватность поведения и характеризующими адаптивные возможности индивида, но выступают в качестве своеобразного «индикатора» его
  7. Становление профессионального акме у студентов высшего и среднего педагогического учебного заведения
    связь дифференцировок у филологов, чем у физиков педвуза, и в подгруппах с более высо-кой успеваемостью. В выборке же студентов педколледжа в группах мате-матиков и филологов получена противоположная картина корреляционных связей времени дифференцировок с личностными показателями. Полученные данные свидетельствуют о существовании единых природных основ развития когнитивной и личностной сфер
  8. Динамика представлений о смысле жизни и акме студентов в период обучения в вузе
    связь, а также принимать гнев и агрессию как естественные человеческие проявления. Ставит перед собой достижимые и вполне реальные цели, адекватные самооценке, желает расти личностно, сменить свой уровень жизни на более высокий. В основном абитуриенту свойственно планировать свою профессиональную деятельность, но он не всегда прописывает крите-рии успеха, особенно в семейной и личностной сферах.
  9. Основное содержание работы
    связь преобразования организа- Рис. 5 Диаграмма динамики состоятельности (средних значений 10 показателей) ции - среды с проявлением креативности сотрудников, так и действие механизма опережающей интеллектуализации среды с диагносцированными предпосылками и стремлением к фиксируемым «точкам равновесия» - существование значительного интеллектуального капитала организации и
  10. Описание базы, методики и тезаурус исследования
    самооценки степени интереса и важности проблем образования в области здоровья, здорового образа жизни и культуры здоровья будущего педагога. Для более полной и всесторонней оценки развития ценностно-мотивационного компонента были предложены дополнительные вопросы, позволяющие выявить мотивы, связанные с профессиональной деятельностью по формированию собственной культуры здоровья и здорового

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011