<< Предыдушая Следующая >>

Соотношение понятий профессиональная направленность, профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность личности

Формирование профессиональной пригодности, становление профессионала неразрывно связано с самоопределением личности, то есть с самореализацией, самоутверждением, самосовершенствованием, самопознанием. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Самоопределение личности - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

По мнению Н. С. Пряжникова, профессиональным самоопределением является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [42; С. 182].

Ключом к пониманию феномена самоопределения является внутренняя обусловленность активности человека, через которую преломляются внешние воздействия. И в этом плане самоопределение личности выступает как самодетерминация, саморегуляция [29; С. 182]. Именно активное самоопределение, выражающееся в реальных действиях, ведет к формированию и развитию тех внутренних условий, которые создают возможность дальнейшего самоопределения. К. А. Абульханова-Славская [3; С. 182] акцентирует внимание на самоопределении как активной деятельности по преобразованию собственной жизни и внешней действительности.

Традиционно проблема самоопределения личности рассматривается в возрастной психологии при анализе особенностей подросткового и юношеского возраста. Активное размышление о смысле жизни, поиске своего пути в жизни и конечных ценностей существования в этом возрасте, - иначе говоря, поиск смысла или ценностно-смысловой аспект самоопределения отражается во многих исследованиях [42; С. 182].

Самоопределение личности и, в частности, формирование образа «Я»- профессионал» отражает процесс ее идентификации (отождествления), который в соответствии с концепцией В. В. Столина [51; С. 184] о самосознании, проявляется в:

а) выявлении и переживании сходства с другим лицом («моделью»),

б) переживании эмоций в связи с поведением «модели» в различных ситуациях,

в) стремления к обладанию присущими «модели» качествам,

г) усвоении и воспроизведении поведения и установок «модели».

В данном плане процесс идентификации может явиться одним из механизмов личностного и профессионального самоопределения.

Самоопределение рассматривается и с позиций выбора в проблемной ситуации и в этом плане оно может выступать либо как естественный процесс ценностно-смысловой и личностной перестройки развития на этапах онтогенеза, либо как искусственно организуемый процесс выбора или смены профессии, изменения характера труда и т.п. В последнем случае имеющийся у профессионала опыт и нормы труда приходят в противоречие с новыми условиями.

Таким образом, профессиональное самоопределение личности находится в причинно-следственных отношениях с профессиональным развитием личности, процессом становления профессионала. Оно является личностным механизмом проявления и формирования профессиональной пригодности. В свою очередь, профессиональное самоопределение детерминируется, регулируется и проявляется в виде различных функций, которые отражают соотношения конкретной личности с различными сторонами внутреннего мира и окружающей действительности. В этой связи изучение и учет особенностей профессионального самоопределения личности способствует пониманию Процессов регуляции формирования профессиональной пригодности и становления профессионала, а также эффективного их использования в системе профессионализации личности.

Итак, результаты теоретико-экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что проблема формирования профессиональной пригодности и становления профессионала связана с особенностями процессов профессионализации субъекта труда и закономерностями психического развития личности. Оценка и формирование профпригодности в современных условиях общественного развития становится процедурой динамической, необходимой для применения на различных этапах профессионального пути и, следовательно, возрастного развития.
Это положение обусловливается возрастающей ролью индивидуально значимых социальных, экономических и профессиональных ситуаций, подчас проблемного и кризисного характера.

Профессионализация личности в феноменологическом и результативном (эффективностном) плане взаимосвязана с особенностями ее психического развития. Оба эти процесса обусловливаются как совокупностью внешних активационных воздействий социальных, профессиональных, экологических и других факторов жизни и деятельности, так и влиянием внутренних, субъективных характеристик личности (развитие способностей, формирование самоопределения, влияние функциональных состояний и т.п.).

Идеи профессиогенетического подхода в изучении и совершенствовании трудовой деятельности на основе представлений о психических механизмах регуляции процесса становления профессионала получили развитие и практическое обоснование в целом ряде работ, краткий обзор которых представлен в [6; С. 661-668]. Профессиональная пригодность как категория системы «человек-профессия» Человечество в своем развитии, в стремлении создать лучшие условия для своего существования способно, прежде всего, решить задачи технического прогресса и в значительно меньше степени — социального благополучия. Что же касается биологического и, в частности, психологического совершенствования человека, то темпы этого процесса существенно ниже, и успех его адаптации к развивающемуся миру в значительной степени обуславливается как изучением и учетом его возможностей жить и работать в этом мире, так и созданием системы его социальной и технической защиты и поддержки. Нетрудно понять, что реализация этой задачи требует не только мобилизации значительных ресурсов общества, но и длительного времени.

Конкретному человеку приходится в очень короткий промежуток времени принимать решения по выбору профессионального пути в ситуации, когда конкретные виды деятельности, их особенности предъявляют подчас повышенные требования к уровню подготовленности (общей и специальной), состоянию здоровья, функциональным (психическим, физиологическим и др.) возможностям человека. К некоторым из этих требований можно приспособиться со временем (если оно имеется) или с помощью специальной системы подготовки и адаптации. Другие из них становятся непреодолимым препятствием для некоторых людей на пути освоения профессии.

Именно поэтому процесс выбора профессии, определения профессионального пути, профессионального становления и экспертизы успешности усвоения и реализации трудовой деятельности предусматривает необходимость, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека требованиям профессии, с другой стороны — активного формирования и подготовки его как специалиста [6; С. 10].

Итак, поскольку профессиональная пригодность есть свойство субъекта деятельности, постольку она, как и другие его свойства (работоспособность, профессиональная и функциональная надежность и др.), формируется в процессе деятельности. Однако вряд ли можно отрицать необходимость изучения и определения предпосылок самой профессиональной пригодности, то есть ее психологических, физиологических, медицинских и других факторов, что позволяет в каждом конкретном случае намечать прогноз и пути достижения ее необходимого уровня.

Здесь уместно обратить внимание на высказывание Е.А. Климова о том, что «выражение "профпригодность"- условно: если принять наличные условия и средства труда и особенности человека за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более и менее пригодных для данной работы "здесь и сейчас". Другими словами, свойство пригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное — присущее, строго говоря, не ему, а системе "субъект — объект"... Что касается человека, то пригодность его формируется в самой деятельности, так что до включения в активную деятельность соответствующего рода и быть не может ожидаемой пригодности в целом и "готовом" виде» [21, с. 107]. Отсюда следует подтверждение ранее обоснованному положению, что профессиональная пригодность есть свойство как системы «субъект—объект», так и «объекта», когда в нем (то есть в деятельности — ее средствах, содержании и т.
д.) учитываются и отражаются особенности «человеческого звена» системы и свойство «субъекта», когда его формирование осуществляется в соответствии с требованиями «объекта». Свойство пригодности к конкретной профессии довольно динамично в связи с постоянным развитием как самой деятельности, так и личности профессионала. Профессиональный путь субъекта связан с периодическим и частичным изменением требований деятельности в виду смены или совершенствования ее средств, постановкой новых трудовых задач, появлением экстремальных условий, нарушений в организации деятельности и т. п. Для формирования профессиональной пригодности, осознания путей, способов и критериев достижения наивысших рубежей в этом процессе важным является представление о самоопределении в контексте изучения самосознания, самопознания и «Я-концепции». В данном случае в основу интерпретации самоопределения ставится знание и понимание себя, окружающих условий, которые выступают Kaic когнитивная сущность деятельности и поиска смысла существования, то есть самоопределение в контексте самосознания — это, прежде всего, осознание своих свойств, возможностей в построении и реализации жизненных (профессиональных) смыслов и планов. Как отмечают В. Ф. Сафин и Г. П. Ников, самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество [50; С. 65-73]

Таким образом, проведенный анализ различных подходов к изучению профессионального и личностного самоопределения и его роли в формировании и проявлении профессиональной пригодности субъекта деятельности позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, самоопределение представляет собой процесс и результат смысловых и ценностных ориентации личности, ее жизненных позиций и установок и критериев личного отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризисных ситуациях и т. п.

Во-вторых, самоопределение выступает в качестве механизма детерминации поведения, и в этом отношении его следует рассматривать как регулятор трудовой активности человека, уровня трудовых достижений и, следовательно, степени профессиональной пригодности.

В-третьих, с позиций реализации такой функции самоопределения личности, как поиск смысла, можно говорить о его роли в формировании чувства необходимости, удовлетворенности (неудовлетворенности) процессом и результатом профессиональной деятельности, чувства (и степени) критичности в своем отношении к конкретному трудовому процессу, что, в свою очередь, отражает уровень профессионализации личности.

В-четвертых, самоопределение выступает в качестве механизма образной регуляции процесса становления профессионала на основе формирования и сопоставления представлений о себе как профессионале и профессионале-эталоне — чем адекватнее в действительности эти образы и активнее поведение в целях достижения эталона, тем более благоприятен прогноз высокой пригодности. И, наконец, функция самоопределения по интеграции разнообразных форм трудовой активности, являясь фактором профессионального развития личности, также обуславливает процесс формирования профессиональной пригодности субъекта деятельности.

Профессиональная пригодность к освоению и практической реализации деятельности зависит от степени развития, особенностей проявления и дифференциальных характеристик разнообразных личностных свойств и качеств человека. Однако, несмотря на заметное различие в содержании комплексов профессионально важных качеств в разных видах деятельности, существует ряд личностных качеств, профессионально значимых практически для любой профессии, и их формирование, развитие и проявление связаны с любым видом деятельности. Имеются в виду такие качества, как ответственность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, тревожность и другие.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Соотношение понятий профессиональная направленность, профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность личности"
  1. Военная акмеология
    соотношения теоретико-методологического и прикладного внутри науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода. Очевидно, что решение данных проблем невозможно без всестороннего теоретико-методологического осмысления. Для военной акмеологии принципиально приемлемыми являются
  2. Личностный аспект продуктивной профессиональной деятельности
    соотношения между мотивационно-потребностной сферой личности и процессуальной стороной профессиональной деятельности, заключая в себе идею рассмотрения этого соотношения в развитии, сближается с концепцией профессионального становления личности, выделяющей различные этапы развития профессионализма, характеризующиеся в то же время определенным уровнем профессионального становления личностных
  3. О
    соотношение профессиональной О. (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ – совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний. Р. – процесс возникновения на каждой степени
  4. Р
    соотношение. Р.п. стал основой разработки в отечественной психологии двух важнейших понятий: «сензитивности», обозначающей в определенный период повышенную чувствительность, восприимчивость к развивающим внешним воздействиям (т. е. своеобразное «совпадение» внешних и внутренних условий развития на определенных этапах, ведущие к его оптимизации), «гетерохронности» (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков),
  5. С
    соотношения потенциального и актуального (Т.И.Артемьева, Г.С.Тарасов и др.), который существенен для акмеологии. Актуальные С. не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагносцировать, актуализировать, поддерживать. В современной психологии и акмеологии наиболее актуальной оказывается, во-первых, проблема соответствия (несоответствия) С.
  6. Развитие концептуальных представлений по проблеме аутопсихологической компетентности
    соотношения в процессе самопознания осведомленности и регулятивной функции и выражается высоким, средним и низким уровнями рефлексивной саморегуляции. В работах Н.В. Кузьминой понятие АК конкретизируется, уточняется, становится более содержательным. Н.В. Кузьмина, определяя профессионализм, как меру овладения человеком современными содержаниями и средствами решения профессиональных задач,
  7. Алгоритм продуктивного развития аутопсихологической компетентности госслужащих
    соотношения контроля и самоконтроля в профессиональной деятельности. Уровни определяются как оптимальный, допустимый, критичный, недопустимый и отличаются друг от друга мерой участия и эффективности в них самоконтроля. В рамках концепции НЛП разработан алгоритм личностного развития (достижение абсолютной гибкости в мышлении и поведении), который представлен в виде пятиступенчатой модели
  8. Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
    соотношении (1:2): а) оптимизирующие среду развития профессионала; б) оптимизирующие развитие профессионала средствами среды (макро- и микроуровни реализации
  9. Предмет и законы акмеологии
    соотношения личности и социума, его задач и требований характер; • опираются на понятия модели (имеется в виду общая методологическая модель самого предмета акмеологии, моделирование ситуаций, которые станут содействующими развитию личности, моделирование акмеологических средств и т.д., внешних условий оптимизации деятельности), алгоритма (предполагает выявление сущностных, вариантных и
  10. Военная акмеология
    соотношения теоретико-методологического и прикладного внутри науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода. Очевидно, что решение данных проблем невозможно без всестороннего теоретико-методологического осмысления. Для военной акмеологии принципиально приемлемыми являются

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011