<< Предыдушая Следующая >>

Система ценностей консультанта

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, — "Как я должен жить?" — является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен — проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, — то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них — консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

-жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

-ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

-наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

-индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

-никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

-клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.


На противоположном полюсе — мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, — трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей.


В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой — интересы детей. Что думает об этом консультант — детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Система ценностей консультанта"
  1. Реферат. Особенности личности психолога-консультанта, 2012
    ценностей консультанта Список
  2. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ
    системы ценностей, в разрушении цели и смысла жизни. 6. Наркологическая болезнь – социально-опасное психическое заболевание, угрожающее будущему нации, благополучию и здоровью населения всего государства. Алкоголизм, наркомания – не просто болезни общества, это болезни цивилизации. Символы потребления. Как стриптиз – символ эротизма и сексуальной свободы, модный автомобиль – символ
  3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ, БИОЭТИКИ
    систем и органов. 9. Этические проблемы оказания психиатрической помощи. 10. СПИД: морально-этические проблемы. 11. Проблемы социальной справедливости в современном здравоохранении. В настоящее время эти проблемы обсуждаются средствами массовой информации, влияют на установки медицинских работников и на общественное мнение. Примечательным моментом сегодняшней ситуации является
  4. Система организации медицинской помощи
    система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер и учреждений различных форм собственности имеет следующую структуру: - лчебно-профилактические учреждения (амбулатории, поликлиники, больницы, диспансеры и др.) ? учреждения охраны здоровья и МП женщинам и детям ? учреждения санитарно- противоэпидемических защиты ? фармацевтические учреждения
  5. Сущность акмеологических технологий
    систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации. Овладение акмеологическими технологиями актуализирует самоценность человеческой жизни, способствует наиболее полному раскрытию физической, социальной и духовной сущности каждого индивида. Акмеологические технологии самопознания, саморазвития и
  6. К
    систему психотехнических средств воздействия консультанта на субъективные психологические представления клиента, его жизненные установки, ценностные ориентации, самоотношение, самооценку, образ себя, другие компоненты Я-концепции. Психотехническое воздействие в ходе К. а. направленно на клиента, консультативную ситуацию или самого консультанта, как участника консультативного диалога. К.а.
  7. Проблемы теории и практики самоактуализации
    системного «синергетического» подхода в психологии, ключевые представления которого связаны с понятием «самоорганизация», внимание к этому недооцененному понятию и теории стали возвращаться. Вторая группа проблем – теоретическая: борьба различных направлений в психологии и отдельных течений внутри направлений показала ошибочность наиболее распространенных в это время в философии науки
  8. «Образ жизни» как средство профессионального развития управленца
    системе образования. Вне образования профессионализм педагогов заменяется дилетантской случайностью решения «иными» педагогической задачи. Реально образовательная система чаще всего в значительной сте-пени подобна предобразовательной форме реализации указанной установки и функции. Это связано с крайне слабо развитой системой образо-вательного и педагогического самооопределения и профессионального
  9. Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
    системно объединяющий этапы, стадии, порядок его реализации в ходе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Реализацию психолого-акмеологической модели представляет алгоритм, поскольку он отвечает самому существенному психолого-акмеологическому критерию осуществления деятельности, развития ее субъекта - оптимальности, которая выражается объективно в эффективности здоровьеразвивающей
  10. Основные публикации по теме диссертации
    системе межпоколенных отношений (к постановке проблемы) // Вестник Поморского университета. – Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – 2007. – №1. С. 73-77. (0,5 п.л.) 9. Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России // Известия РГПУ. Общественные и гуманитарные науки (философия, …психология,…). – 2008. – №12(81). С.

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011