<< Предыдушая Следующая >>

Про эмпирическое исследование (кроме работ студентов 2-го курса)

Самая ответственная и серьезная часть работы. Важно оставить на нее около 2-х (лучше 3-х) месяцев времени, чтобы была возможность во всем разобраться и не умирать от страха перед защитой и от стыда во время защиты.

С названием тоже легко: обычно эмпирическую часть называют «емпіричне дослідження …» и дальше пишем выбранную тему.

Для того, чтобы сделать хорошую эмпирическую часть работы, вам нужно ориентироваться в следующих вещах:

а) что такое эксперимент и квазиэксперимент? в чем их принципиальное различие? почему мы часто говорим «эмпирическое исследование», а не «экспериментальное исследование»?

б) что такое коэффициент корреляции? что вообще такое корреляция? когда для исследования обращаются к корреляционному анализу? какие коэффициенты корреляции бывают, и каковы правила (ограничения) их использования? (вам нужно четко знать о коэффициентах r Пирсона и rS Спирмена);

в) что такое значимость различий? какие коэффициенты устанавливают значимость различий? в чем разница между этими коэффициентами? (от вас требуется знание t критерия Стьюдента – для зависимых и независимых выборок – и ?* критерия Фишера);

г) что такое контент-анализ? как его организовывать и проводить?

Все эти вопросы вы вполне можете услышать и во время защиты.

Уже этого будет вполне достаточно (при условии, что вы хорошо разобрались, что к чему). Я не буду здесь подробно на этом останавливаться, это материал курсов «математическая статистика» и «экспериментальная психология». Если в голове пусто, очень рекомендую Р. Солсо «Экспериментальная психология», «Словарь-справочник по психодиагностике» Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова или методичку по математической статистике С. Ю. Скворцова.



Эмпирическая часть тоже имеет свои правила оформления. Обычно она состоит из 2-3 глав: первая глава называется «організація емпіричного дослідження», а вторая и третья могут быть объединены (и тогда называться «результати емпіричного дослідження … (здесь пишем нашу проблему) та їх обговорення»), или быть поданы отдельно (в таком случае их названия будут «результати емпіричного дослідження» и «аналіз та обговорення результатів емпіричного дослідження»).

Конечно, есть масса вариантов того, как вы назовете свои главы в эмпирической части. Например, первая может быть «Теоретичне обґрунтування та організація емпіричного дослідження», а вторая – «Обробка результатів емпіричного дослідження». Главное, чтобы была соблюдена суть того, что здесь подается.



Первая глава должна следовать четкой структуре. Здесь мы последовательно раскрываем такие моменты.

1) Еще раз кратко возращаемся к тому, почему вам пришла в голову идея вообще провести эмпирическое исследование. Например, возможна такая фраза:

На основі вивчених літературних джерел ми зробили висновок, що на формування атракції впливають ціла низка ситуативних та особистісних факторів як самого комунікатора, так і реципієнта.
У даній главі буде розкрито спробу емпіричним шляхом перевірити наявність таких факторів та специфіку їх зв’язку із досліджуваним феноменом.

2) Опять описываем гипотезы, которые мы выдвинули (старшие курсы не забывают, что гипотезы должны быть как концептуальные, так и эмпирические).

3) Снова пишем цель и задачи работы: в эмпирической части задачи отличаются от задач введения, хотя бы потому, что литературу вам здесь анализировать уже не нужно. Обычно задачи стандартные и выглядят приблизительно так:

1) добір методик із метою перевірки гіпотези;

2) якісний і кількісний аналіз отриманих даних емпіричного дослідження;

3) обговорення отриманих результатів і висновки за підсумками дослідження;

4) встановлення подальших перспектив розробки заявленої проблематики.

4) Очень подробно описываем выборку испытуемых: численность, возраст, пол, где учатся / работают, и главное – почему именно такая выборка подходит к цели и задачам нашей работы. Это очень важно! Если вы исследуете адаптацию к новым школьным условиям у студентов, понятно, что выборка должна включать студентов. А если стереотипы в браке – это же не только молодожены! Люди живут в браке и в 30, и в 50, и в 70 лет! Тогда нужна фраза, что вы исследуете то-то и то-то «на прикладі…».

Важна половая принадлежность ваших испытуемых (пожалуйста, запомните: это «досліджувані», а не «випробувані»). Скажем, мы исследуете стили руководства. Тогда в выборке должны быть и руководители-мужчины, и руководители-женщины, иначе вы исследуете мужские стили руководства, а это не совсем то, что заявлено в теме.

По объему выборки я уже писала на стр. 9.

5) Даем характеристику тем методикам, которые используем в нашем исследовании. Не растекайтесь мыслью, это дурной тон, особенно, если методики известны. Тогда закрадывается подозрение, что вам просто нечего писать, вот вы и описываете методику, которую все знают, на две страницы! Ограничиваемся, максимум, 0,5-0,75 страницами, и обязательно даем ссылку на источник, откуда взята методика (т. е. на сборники, хрестоматии, настольные книги психологов и т. д.). Пишем цель использования каждой методики: эту берем для того, чтобы узнать то-то и то-то, а вторую – для того, чтобы установить уровень того-то и того-то.

Обычно в кратком описании методик пишут ее автора (если это иностранная методика, то кем она была переведена / адаптирована на русский), иногда год создания. Указывают инструкцию испытуемым, и как предполагается производить подсчет результатов.

Если методика малоизвестна, то ее можно вынести в приложение. В других случаях этого не делают (уж точно не нужно туда выносить Кеттела). Но про приложение подробнее на стр. 25.

6) Сводим воедино все методы, к которым планируем обратиться и умещаем их в один абзац текста.




В главе, посвященной результатам / обработке результатов исследования, последовательно излагаем, что, когда и как у нас получилось. Наметьте себе план, как вы что и после чего будете описывать. Можно идти от гипотез: сначала, как подтверждали первую, потом вторую и т. д. Можно следовать методикам: что узнали, применив первую, что вторую и т. п. Если решили сразу и выкладывать результаты и анализировать (т. е. объединить главы), то после описания того, что получилось, сразу пытаемся объяснить: почему? Если будем писать две главы отдельно – одну про результаты, а в другой про анализ, – то просто последовательно рассказываем, что насчитали.

Отдельно о сырых баллах. Очень удобно во время исследования сразу заносить все, что вы получаете, в общий лист Excel. Поверьте, потом вы это оцените. Excel сразу деалем множество нужных нам операций, да и это очень наглядно – многие тенденции видны, как на ладони. Сырые баллы выносятся в дополнение и могут выглядеть так:



Таблиця сирих балів

.

Таблиця сирих балів



Обратите внимание: личная информация должна быть максимально кодирована, т. е. никаких имен и домашних адресов (мы же помним про правило конфиденциальности). Если для нас важен возраст испытуемых, имеет смысл выделить колонку и на эту информацию. То же – с образованием, полом и т. д.

Еще раз напомню, что полученные вами результаты обязательно отражать в рисунках и таблицах (про них уже писала на стр. 18-19).

Что касается обсуждения и анализа, здесь от вас требуется не просто констатировать, что вы насчитали, а объяснять – почему так могло получиться? Внимание: ссылайтесь на теорию, которую вы рассмотрели в первой главе! Иначе – зачем она там? По сути, как раз за тем, чтобы помочь вам объяснить то, что вы получили на практике. Здесь допускаются такие фразы, как «отримані результати цілком узгоджуються із наведеними у главі … теоретичними відомостями щодо ..», «таким чином, здобуті дані цілком співпадають із поглядами Іванова І. І. на феномен …, які було висвітлено у главі …» и так далее.

Не переживайте, если какие-то гипотезы не подтверждаются. Отрицательный результат – тоже результат. Главное, что вы продемонстрируете, как вы владеете теми знаниями, которыми должны владеть к определенному курсу учебы. Это важнее, чем исследование, математическая часть которого сводится к процентному анализу, зато все гипотезу подтвердились.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Про эмпирическое исследование (кроме работ студентов 2-го курса)"
  1. Байер О. В.. Frequently Asked Questions оформление дипломов и курсовых, 2012
    просы. Оформление обложки курсовой. Оформление обложки диплома. Порядок подшивки документов для диплома. Реферат (только для дипломов). Аннотация (только для дипломов). Общее оформление текста. Образец плана. Подробнее про введение. Про теоретический обзор. Оформление рисунков и таблиц. Про эмпирическое исследование (кроме работ студентов 2-го курса). Про выводы. Оформление списка
  2. Из истории развития отечественного военного ветеринарного образования
    прочих царских конюшнях. В то время ветеринарные школы были лишь подготовительными, обучение в них носило ремесленный, эмпирический характер, однако в эпоху отсутствия научного, административного ветеринарного центра, а также высших учебных ветеринарных заведений эти школы были единственными хранителями практических ветеринарных знаний [4]. Во второй половине XVIII в. резко возросла
  3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    профессионального становления; представлена научно-методическая база исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту; указана научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В первой главе «Современное высшее профессиональное образование как предмет психолого-акмеологического осмысления» представлены характеристика современного высшего
  4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
    пробации и внедрении результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. Главы первой части диссертации посвящены раскрытию сущности и психологического содержания ЛГПД, механизмам её формирования, теоретико-методологическим основаниям формирования ЛГПД студентов, главы второй части отражают результаты эмпирической проверки разработанных концептуальных положений и моделей в
  5. Особенности обучения в вузе
    профессиональной и предметной подготовки, на которые отводится основная доля аудиторных занятий - более 3000 часов. Этот блок предполагает подробное изучение различных разделов психологии и педагогики, проведение практикумов. Особенностью вузовского обучения является постоянное увеличение от курса к курсу доли занятий по выбору, позволяющих удовлетворить и развить профессиональные интересы
  6. Оценка индивидуальных различий
    промышленно-развитых странах широко используется объективная оценка индивидуальных различий, особенно различий в когнитивных и интеллектуальных способностях. В начальных школах детей часто распределяют по классам в зависимости от достигнутого ими успеха при прохождении тестов. Тесты на одаренность или способности являются частью процедуры поступления во многие колледжи и большинство
  7. Уступка и сопротивление
    просу. Это жизненный факт, к которому многие из нас привыкают. Если мы решаем, что большинство — более достоверный источник информации, чем собственный опыт, то можем передумать и сообразоваться с мнением большинства. Но представьте себя в ситуации, когда вы считаете, что ваше мнение верно, а группа ошибается. При таких обстоятельствах поддадитесь ли вы социальному давлению и подчинитесь ли ему?
  8. Общее оформление текста
    про введение и его блоки на стр. 12. 7. Текст делится на структурные единицы: самые большие – разделы (название пишется жирными заглавными буквами, обязательно писать слово «раздел»), раздел состоит из глав (название пишется жирными буквами, слово «глава» писать необязательно), глава состоит из пунктов (название пишется жирными курсивными буквами, слово «пункт» не пишем). Например: РОЗДІЛ
  9. Генитальный эндометриоз
    процесс. Первые упоминания о заболевании с характерной симптоматикой эндометриоза и описанием его лечения найдены в египетском папирусе Эберта. Классификация. В зависимости от места локализации эндоме-триоидных гетеротопии различают генитальный и экстрагениталь-ный эндометриоз. Генитальный эндометриоз (ГЭ) делится на внутренний (развивается в матке и интрамуральной части маточных труб) и
  10. Экстрасистолия
    проводившееся лечение и его эффективность, а также осложнения терапии. На II этапе выявляют признаки основного заболевания, а также саму экстрасистолию. В момент обследования экстрасистолия может не определяться, в таком случае необходимо провести «провоцирующие» ее появление тесты (изменение положения тела, глубокое дыхание, физическая нагрузка). Топику экстрасистолы при осмотре определить

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011