<< Предыдушая Следующая >>

Особенности психологической науки

Психология - наука особого типа. Оформлению психологии как науки предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. В системе наук о человеке психологии отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.



Отличия психологии от других наук:



1. Человек в психологии одновременно является и субъектом и объектом исследования;

2. предмет исследования психологии – наиболее сложная субстанция из всех известных человечеству;

3. уникальные практические следствия;

4. занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками;

5. состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии.



1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Армянский поэт Паруйр Севак писал: «Мы ещё толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой».



2) Во-вторых, в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Т.е. психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.
е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Таким образом в психологии научное сознание человека становится его научным самосознанием.



3). В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Американский психолог Френк Бич справедливо заметил: «Труднейшая задача в наши дни заключается не в том чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научится им управлять».

Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, грандиозная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

4) Психология, состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии;

5) Занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Особенности психологической науки"
  1. Лекции. Житейская и научная практическая психология. Часть 1, 2011
    психологических знаний. Классификация наук. Критерии психологии как науки. Место психологии в системе наук. Наука. Основные функции науки. Основные этапы становления психологии как науки. Особенности психологической науки. Отличие научного познания от других видов познания. Отрасли психологии. Соотношение научной и житейской психологии. Сравнение научной и житейской психологии.
  2. КОНТРАЦЕПЦИЯ У ЖЕНЩИН С ГИПЕРАНДРОГЕНИЕЙ
    особенностями человека. Обновление волоса происходит каждые 5—6 лет. Удлиняется волос в среднем на 1 см в месяц. В сутки выпадает от 40 до 80 волос. Толщина волоса зависит от возраста. Так, в младенчестве их толщина составляет 20—40 мкм, у взрослого человека — 70—100 мкм, в старости — 50—70 мкм. Самые толстые волосы наблюдаются у рыжих (до 100 мкм), самые тонкие — у блондинов (50 мкм).
  3. ОЖИРЕНИЕ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ
    особенностями центральной регуляции как пищевого поведения, так и жирового обмена и особенностями нейромедиаторной регуляции различных отделов центральной нервной системы. Безусловно, определенную роль играют семейные и национальные традиции, определяющие тип питания. Переедание, т.е. та ситуация, которая приводит к тому, что потребление пищи и энергия, с ней поступающая, превышают ее расход, —
  4. II триместр беременности (период системогенеза, или средний плодный)
    особенностях роста плода в среднем периоде гестационного возраста. 6.3.2.1. Сердечно-сосудистая система Кровоснабжение плода отличается от кровоснабжения новрожденного во внеутробной жизни: • оксигенация крови происходит в плаценте; • правый и левый желудочки сокращаются скорее одновременно, чем последовательно; при этом сердце, голова и верхняя часть туловища получают кровь
  5. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ЭНДОКРИННОЙ ГИНЕКОЛОГИИ
    особенно пожилых с большим профессиональным и жизненным опытом), экономический эффект от которого с лихвой перекрывает затраты на реабилитационные мероприятия. Морально-этическую предпосылку реабилитации представляет высокий гуманизм медицины и общества. Научно-методические предпосылки — это использование разнообразных достижений медицины, науки и техники для обеспечения практической
  6. Плацентарный барьер в анестезиологическом плане. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств, используемых в акушерской анестезиологии
    особенности трансплацентарного перехода того или иного фармакологического средства. Известно, что трансплацентарный переход различных фармакологических веществ осуществляется с помощью диффузии, активного транспорта и транспорта через ворсинки хориона. Степень и скорость перехода лекарственных веществ через плаценту зависят от суммарной поверхности плацентарной мембраны и ее толщины,
  7. ХИРУРГИЯ УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, РАЗВИВАЕТ
    особен решиться далеко не каждый. Н.И. Мирон • Хирургия! Что же это такое? Наука? Искусство? Врачебное ремесло? Хирургия - это наука, хирургия - это искусство, хирургия - это ремесло. Хирургия - это ещё и философия, и призвание, и образ жизни подданных Её Величества. Н.И. Мирон • Хирургия есть особая наука, связанная с высоким профессионализмом, эрудицией и
  8. ВВЕДЕНИЕ
    особен создавать духовные ценности. Таким образом, человек является не только биологическим, но и социальным, так называемым биосоциальным, видом, который, будучи неотъемлемой частью биосферы, вступает в специфические взаимоотношения не только с тремя ее составляющими (атмосферой, гидросферой и литосферой), но и с человеческим сообществом. Термин "биосфера" впервые применил в 1875 г.
  9. Здоровье в иерархии потребностей
    особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, родители в таких семьях имеют низкий уровень культуры, низкий образовательный уровень, морально-этические представления у членов таких семей могут быть снижены, что при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат и наносит вред здоровью ребенка. Однако встречается и другая крайность. Есть
  10. Основные понятия валеологии
    особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению пределов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенсированы без нарушающих нормальную деятельность организма

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011