Следующая >>

Основные варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии

( по Вачкову И.В, Гриншпун И.Б., Пряжникову Н.С.)



Следует разделять такие понятия, как «право», «мораль» и «нравственность».

• Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества).

• Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи.
Одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми.

• Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (понятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил поведения не напасешься).
Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.

Соответственно, при рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни:

Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Основные варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии"
  1. Лекции. Профессиональная этика психолога. Часть 3, 2011
    варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии. Основные этические принципы в работе психолога. Профессиональная этика. Этические принципы и правила работы психолога. Этические стандарты
  2. Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером
    основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При
  3. С
    основного мотива и цели человеческой жизни. Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX в.– К. Роджерса (1902–1987). Для него С. – сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все
  4. Проблемы теории и практики самоактуализации
    основном, было поглощено контр-культурным движением с такими сопутствующими ему социальными феноменами как движение за свободу слова, движение хиппи, движение за расширение сознания (представлявшее, по сути наркокультуру), движение в защиту человеческого потенциала, движение за сексуальную свободу. Теория Маслоу и Роджерса получила вульгарное истолкование в духе призыва к уходу от реальности
  5. Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении человека (или введение в психологическую теорию относительности).
    основных тем отечественной психологии становится проблема развития психики в процессе обучения, рассматриваемого как деятельность (А.Н. Леонтьев). Если Л.С. Выготский видел в развитии высших психических функций прежде всего механизмы интериоризации, когда в процессе общения в культурной среде «интерпсихическое» превращается в «интерпсихическое», то изучавший зарождение и развитие сознания А.Н.
  6. Компетентностный подход в современном российском образовании
    основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой «прогрессистской» установки делаются утверждения (В.В. Краевский): • компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); • компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин); • компетентностный
  7. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    основные показатели психологического здоровья личности под влиянием таких условий, как самореализация личности, ее адаптация в социальной среде и ценностная ориентация в нравственном выборе. Влияние адаптационных, антропоцентрических и феноменологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья дополняется психологическими факторами, определяющими этот процесс. В
  8. Основные этические принципы в работе психолога
    основных уровня этических принципов в психологии (по Вачкову И.В, Гриншпун И.Б., Пряжникову Н.С.): 1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем–то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются. Например, психолог–консультант
  9. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией (APA)
    основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения. К сторонам взаимоотношений, влияющим, по–видимому, на решение клиента, относятся регистрация интервью, использование материала интервью в учебных целях и наблюдение за интервьюированием посторонних лиц. Когда сам клиент не компетентен в оценке ситуации (как ребенок,
  10. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РЕДАКТОРЫ)
    основным элементом медицинской деятельности. Совокупность медицинских знаний, интуиции и умения принимать решения и составляет понятие «искусство врача». Оно также необходимо для медицинской деятельности, как и солидная научная база. Как бы ни углублялись фундаментальные медицинские знания (процесс, который наблюдается сейчас и будет происходить в дальнейшем), основная обязанность врача —

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011