<< Предыдушая Следующая >>

Наука. Признаки науки

Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, построение на их основе образа мира (научная картина мира) и способов взаимодействия с ним (научно обоснованная практика). Наука важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира. Вот почему философское видение мира органично включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно.

Понятие «наука» достаточно многозначно. Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях.

• форма (сфера) человеческой деятельности;

• особый способ познания мира;

• система или совокупность дисциплинарных знаний;

• социальный институт (система учреждений и организаций).

Под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). В этом смысле мы используем понятие «наука», говоря, например, о том, что кто–то «занимается научной деятельностью», «увлечен наукой» и т. д.

Во–вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта (о чем речь ниже). В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных, о том, что нечто является научно установленным и пр.

В–третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. В этом смысле мы говорим о так называемой Науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что…»), физической науке (то есть о системе знаний, выработанных физикой), биологической науке и т. д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы — открытые устойчивые связи между явлениями, — формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности.

Науку чаще определяют как систему знаний; так и Кант определял. Но такое определение узко, ибо ограничивается лишь гносеологической характеристикой; здесь не отражается социальная функция науки и ее творчески-деятельный вектор. Кроме того, наука включает в себя не только знания, но и учреждения, поэтому наука все чаще определяется как вид духовного производства. Однако обобщающего определения науки пока нет.

Наконец, в–четвертых, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т.
п.), в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т. д. В таком значении мы используем термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто–то «занят в сфере науки» или «является работником науки» — по аналогии с тем, что кто–то может быть занят в сфере производства или в сфере торговли.

По поводу возникновения и критериев научного знания среди ученых-науковедов имеются очень большие расхождения. Укажем на две крайние точки зрения. Согласно первой из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в 15-17 веках, в период, именуемый «великой научной революцией». Ее возникновение связывается с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени относится рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук.

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки жестких ограничений. По мнению ее сторонников, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки, например, следует отнести к тому времени, когда человек начал производить самые элементарные операции с числами: астрономия появилась с первыми наблюдениями за движением небесных светил; зоология и ботаника — с появлением первых сведений о флоре и фауне и т. д.

Ясно, что проблема возникновения науки упирается в проблему выделения родовых характеристик научного знания, по которым и можно провести демаркационную линию между знанием научным и ненаучньм.

Характерные признаки науки удачно выделены И.Д. Рожанским и П.П. Гайденко в их работах, посвященных исследованию античной цивилизации.

Во-первых, всякая наука не просто совокупность знаний, что имеет место и в обыденном познании. Гораздо важнее то что наука есть особая деятельность, а именно - деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, которые и занимаются получением новых знаний. Необходимым условием научной деятельности является возможность фиксации получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности. Общество, лишенное письменности, не может иметь науки.

Отсюда следует, что традиционные или архаичные цивилизации, обладавшие механизмом хранения и передачи накопленной информации, но где отсутствовала деятельность по получению новых знаний, не имели науки. Не умаляя достижений архаичных цивилизаций: древнеегипетской, шумеро-вавилонской, хараппской, древнеиндийской, древнекитайской и др. — можно сказать так: в них формировалась протонаука, так и не превратившаяся в науку.


Второй признак науки в собственном смысле слова, состоит в ее самоценности. Целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижение истины. Научная деятельность по получению новых знаний не может быть направлена лишь на решение практических задач; в последнем случае она попадает в сферу прикладных дисциплин.

Для греков, наоборот, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, что оказалось недоступно всей восточной математике. Таким образом, отличительной чертой античной науки с момента ее зарождения была теоретичность, то есть стремление к знанию ради самого знания, а не ради практических применений.

Третьим признаком настоящей науки следует считать ее рациональный характер. Переход «от мифа к логосу», то есть к рациональному объяснению любых явлений, был огромным шагом в развитии, истоки ранней греческой науки тоже следует искать в мифологии, в частности, в космогонических мифах.

В-четвертых, следующим признаком настоящей науки является ее систематичность. Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных знаний, даже если они относятся к одной и той же реальности, еще не образуют науки.

Псевдонау?ка (от др.-греч. ?????? — «ложный» + наука; реже: лженау?ка, квазинау?ка, альтернати?вная нау?ка) — деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиознх установок, догм.

Разработчики непризнанных научным сообществом теорий нередко действуют как «борцы с закостенелой официальной наукой». При этом они считают, что представители «официальной науки», например, члены комиссии по борьбе с лженаукой, отстаивают групповые интересы (круговая порука), политически заангажированы, не желают признавать свои ошибки и, как следствие, отстаивают «устаревшие» представления в ущерб новой истине, которую несёт именно их теория. Часть ненаучных концепций получили название паранаука.



Основные функции науки:

<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Наука. Признаки науки"
  1. МЕДИЦИНСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ
    наука о способах и механизмах защиты от генетически чужеродных веществ с целью поддержания гомеостаза организма Возникновение и становление иммунологии как науки, этапы формирования иммунологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии иммунологии, нобелевские лауреаты в области иммунологии. Основные направления современной иммунологии: клеточная, молекулярная, клиническая,
  2. ТРОФОБЛАСТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ
    признаки злокачественных клеток: усиленный про-теолизис, гликолиз и пентолиз. При каждой беременности происходит инвазия эпителия хориона в decidua basalis. Ткань пузырного заноса и нормальный трофобласт биологически подобны по следующим признакам: в обоих случаях в матке возникает децидуальная ткань, в яичниках разрастаются лютеиновые кисты, в гипофизе наблюдаются "клетки беременности", в крови
  3. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
    наука и искусство одновременно/, всегда оставались небольшими скептиками и помнили известное выражение двух выдающихся ученых, ставших Нобелевскими лауреатами в молодом возрасте - Д.Уотсона и Ф.Крика: “Если молодой человек, решивший заниматься наукой, не вобъет себе в голову, что не только среди профессоров, но и академиков бывают не просто ограниченные люди, но и круглые дураки, он ничего не
  4. А
    наука, изучающая вопросы физиологии и патологии половых процессов и осеменения животных, беременность, роды и послеродовой период, а также болезни молочной железы и новорождённых. А. — отрасль клинической ветеринарии. Оно тесно связано и рассматривается совместно с гинекологией — наукой о функциональных расстройствах и патологических процессах в половых и др. органах, обусловливающих бесплодие.
  5. В
    науками. Объекты В. — все виды сельскохозяйственных домашних и диких животных, а также продукты и сырьё животного происхождения, корма, вода, животноводческие помещения, пастбища, рыбохозяйственные водоёмы, средства для перевозки скота, птицы, продуктов животноводства. Как система специальных и организационных мер В. (ветеринарное дело, ветеринарная служба) связана со многими отраслями
  6. Г
    наука о паразитических червях (гельминтах) и вызываемых ими болезнях (гельминтозах) у человека, животных и растений. Г. изучает морфологию паразитических червей, их физиологию, биохимию, циклы развития, экологию, географическое распространение и положение в зоологической системе (общая Г.), а также клинические признаки, патогенез, эпидемиологию и эпизоотологию гельминтозов; разрабатывает методы
  7. М
    науках применяются идентичные методы исследования. Важнейшие достижения медицинских наук используются в ветеринарии, в свою очередь ветеринарная наука обогащает М. знаниями в области общей и сравнительной патологии. Лит.: Глязер Г., Основные черты современной медицины, пер. с нем., М., 1962; История медицины СССР, под ред. Б. Д. Петрова, М., 1964. +++ медный купорос, то же, что меди
  8. П
    наука, изучающая паразитов, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними у животных, растений и человека. В зависимости от природы паразитических организмов П. разделяют на: фитопаразитологию, изучающую паразитические растения (бактерии, грибы), а также вирусы и инфекционные болезни, ими вызываемые (См. Эпизоотология, Вирусология, Микология); зоопаразитологию, изучающую паразитических животных —
  9. Р
    наука, изучающая действие всех видов ионизирующих излучений на живые организмы, их сообщества и биосферу в целом. Ионизирующие излучения обладают сильно выраженной биологической активностью и даже в малых дозах могут вызвать в организме глубокие изменения. Задачи Р. — изучить эти изменения, классифицировать их и провести причинный анализ для выявления определённых закономерностей. Вероятность
  10. С
    науками, методы и приёмы которых она использует. См. также Искусственный отбор. +++ селен (Selenium; от греч. sel{{e?}}n{{e}} — луна), Se, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева. Как микроэлемент содержится в почвах, растениях. При поступлении в организм животного в избыточном количестве С. вытесняет серу из многих органических соединений. У животных развиваются

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011