<< Предыдушая Следующая >>

Модель специалиста по А.К. Марковой

Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.

Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста - как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Различают:

• модель специалиста (работающего, функционирующего);

• модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.

При построении модели специалиста возможны варианты:

• модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;

• модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.

Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. К каждому виду профессиональной деятельности желательно подбирать, разрабатывать личностные качества. Например, для модели деятельности инженера описаны профессиональные задачи (специальные технические, экономико-организационные, задачи по подбору и расстановке кадров, повышению своей квалификации); там же в модели личности инженера разработаны психологические качества, умения и знания для каждого вида профессиональной деятельности; тип организации и подразделения, должности от начальной до более высоких.


Отмечается ряд пожеланий к модели специалиста и к модели подготовки специалиста:

• модель специалиста может быть различной для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста, ибо по мере профессионализации и на разных ее стадиях для специалиста будет характерно разное соотношение качеств. Одни авторы считают, что лучше строить модель деятельности и личности уже сложившегося специалиста, другие отмечают, что ошибочно, например, в профессиограмме завышать требования и рассчитывать только на идеального, а не на среднего работника;

• модель специалиста должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции;

• модель специалистов, имеющих одну и ту же специальность, но получивших разные специализации, могут очень отличаться;

• модель подготовки специалиста исходит из модели специалиста и включает виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, воспитательные меры, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалистов. Надо уметь построить модель специалиста и переводить ее в модели подготовки специалиста.

В литературе высказывается ряд соображений о разновидностях моделей специалиста. Вариантом модели специалиста является профессионально-квалификационная модель, где отражены: виды профессиональной деятельности на разных должностях и различных рабочих местах, обязанности и функции, качества, знания и навыки. Такие модели необходимы для подбора и расстановки кадров, для аттестации, для составления программы подготовки и переподготовки специалистов.

Квалификационная характеристика специалиста отражает специальность (специализации) и уровень квалификации. Данная характеристика может иметь вид профиля специалиста. В профиле указываются виды профессиональной деятельности, обычно не более двух-трех, например, инженер-исследователь-конструктор или инженер-конструктор-технолог.
Возможны модели специалистов узкого и широкого профиля. Квалификационную характеристику называют еще нормативной моделью - это обобщенные требования к деятельности и личности специалиста, паспорт специалиста. Квалификационный профиль - это выражение необходимых работнику качеств в количественном выражении.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

• профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

• профессионально-должностные требования (ПДТ) - описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

• квалификационный профиль - сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты.

Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты - должностные требования, квалификационные разряды устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Модель специалиста по А.К. Марковой"
  1. Лекции. Личность профессионала. Часть 2, 2011
    специалиста по Марковой. Понятие профессиограммы по Марковой. Противопоказания для работы в качестве психолога. Профессиональная компетентность психолога. Профессиональные способности психолога
  2. М
    моделях были установлены генетическая функция нуклеиновых кислот, механизм мутагенеза и генетической рекомбинации, изучена тонкая структура гена. Вместе с тем М. широко пользуется методами других наук — химии, физики, генетики, ботаники и др. Ветеринарная микробиология изучает возбудителей инфекционных болезней сельскохозяйственных, промысловых и диких животных, а также возбудителей болезней,
  3. Ветеринария в послевоенные годы
    модель, научно-исследовательские учреждения в ХХ веке концентрировали внимание на изучении возбудителей инфекционных болезней и модификации их в вакцинные штаммы. Вакцины получались. Но их эффективность для профилактики многих болезней, объединенных в определенную эпизоотологическую группу, оставалась крайне низкой или вообще не просматривалась. Поскольку внимание исследователей
  4. Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека
    модели электроприборов с большим уровнем электропотребления (чем меньше мощность бытового прибора, тем лучше) - Не спать головой к углу комнаты (обычно излучение от многих источников «собирается» в углах). - Чаще проветривать помещение: помимо притока кислорода это позволит снизить аэроионное загрязнение помещения из-за работающих мониторов ПК, экрана телевизора и др. - Не включать
  5. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    моделирования. Принцип моделирования был разработан в середине века в сферах управления социальными, производственными и другими системами и в каждом нашел свою спецификацию и конкретизацию. В методологии науки принцип моделирования был в известной степени формализован для унификации моделей поисковых, исследовательских и оперативных в систематике научного знания. Основой понимания природы
  6. Методы акмеологических исследований
    моделей высокопродуктивной деятельности, что было впервые осуществлено в акмеологических исследованиях профессионализма педагогов и учебных мастеров. О проблеме акмеологических моделей следует сказать особо. В науке под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства объекта-оригинала. Иными словами, модель — это всегда некое подобие. Наличие этого
  7. Феномен "технология"
    модели технологий по типу отношений с социальными явлениями. Наиболее значительной в отечественной литературе нам представляется работа В.Н. Иванова "Социальные технологии в современном мире". Существующие модели социальных технологий, в основном, опираются на концептуальные подходы болгарских ученых М.Маркова, Н.Стефанова, а также разработки отечественных специалистов в этой области
  8. Акмеологические понятия и категории
    моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Данная категория предложена А.С.Гусевой. Акметектоника – это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной
  9. Содержание акмеологической концепции
    модель профессионально-нравственной культуры субъекта труда в его движении к АКМЕ, включающая последовательную систему алгоритмов саморазвития: • актуализация потребности в личностном и профессиональном самопознании с целью осуществления личностно-профессионального роста до уровня профессионализма; • ознакомление с основными средствами психологической самодиагностики и освоение их; •
  10. Краткий акмеологический словарь
    моделирования и развития профессионального образа АКМЕ субъекта деятельности. Акметектоника — это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ АКМЕ.

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011