Следующая >>

Индивидуальный стиль деятельности психолога

При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - это целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин).

Индивидуальные стили профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):

1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.

2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.

3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.

4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.


5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.

6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.

7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.

8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.

9. Творческий стиль – при этом стиле специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег.

10. Избыточный стиль – работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум.

Этапы формирования индивидуального стиля деятельности:

1. – освоение профессиональной деятельности по уже отработанным схемам и процедурам (важно научиться работать так, «как положено»)

1.
1. – общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник уже знает или представляет, как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может;

1.2. – освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методов работы;

1.3. освоение деятельности в целом, по нормативно-одобряемому образцу.

2. – отступление от нормативно-одобряемых образцов работы

2.1. – возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему (примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную задачу иначе, чем это делается обычно);

2.2. – проба и освоение отдельных действий по-новому;

2.3. – постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование своего индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Индивидуальный стиль деятельности психолога"
  1. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ
    индивидуальные качества каждого супруга. Здесь речь идет об умении строить отношения, уживчивости, привычках, наклонностях, интересах и т.п. Взаимоуважение – показатель дружбы и доверия Для супружеской жизни, для гармонии в духовной сфере общения весьма существенно то, насколько мужа и жену связывает родство душ, сходство вкусов, единство интересов. Одним из показателей духовности семьи
  2. Основные направления валеологизации процесса обучения в школе
    индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса (выяснение необходимости обучения в классе КРО); - анализ и оценку адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе; - развитие и тренировку психических функций учащихся (развивающие занятия с детьми в классах КРО по специально разработанным для каждого класса
  3. История и перспективы развития валеологии в России
    индивидуально, с учетом желания и интересов детей; их типологических моторных признаков, физических сил и возможностей, возрастных особенностей, пола, состояния здоровья и др. Творческое оживление фактора дополнительного образования в общеобразовательных школах и в учреждениях отразилось и на деятельности учебных заведений высшего профессионального образования. О необходимости системного
  4. Определение образа жизни
    индивидуальном уровне жизнедеятельность человека выражается понятием «индивидуальный образ жизни», внутри которого выделяют трудовую деятельность, общественную сферу, сферу семейно-бытовых отношений и досуг (Философский энциклопедический словарь, 1983). Следовательно, образ жизни воплощает в себе диалектику взаимоотношений социального и индивидуального. На этой основе происходит и внутреннее
  5. Тесты для самоконтроля
    индивидуального здоровья предлагается рассматривать с холистических позиций? 1) телесный, психологический, духовный 2) телесный, душевный, духовный 3) соматический, душевный, духовный 4) физический, психический, духовный 6. В телесное здоровье входят следующие составляющие: 1) физиологическая, физическая, репродуктивная 2) соматическая, физическая, репродуктивная
  6. Высшие психические функции и их нарушения
    индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий, приспособлению к жизни в обществе. Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций. По своему происхождению эти функции являются
  7. Духовно-психосоматическая депривация детей с ДЦП как причина развития госпитализма и институционализма. Ятрогенный или “нажитый” ДЦП
    индивидуальных особенностей неврологического статуса проводилась также музыкотерапия для новорожденных (5 специально составленных на основе классической и народной музыки программ, рассчитанных на ритмико-стимулирующий или успокаивающий эффект). По наблюдениям авторов, у большинства новорожденных детей музыкотерапия способствует нормализации неврологического статуса: при повышенной возбудимости
  8. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ (ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)
    индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: - поведенческий, - ситуационный, - подход с позиции личных качеств. Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения по отношению к подчиненным. Авторитарный стиль характерно
  9. Акмеологическая экспертиза
    индивидуальных экспертных оценок; методы экспертной оценки личности, группы людей, организаций и др.; морфологический экспертный метод, метод рейтинга, проективного оценивания, парного сравнения, ролевого списка и др.; методы экспертной оценки качественно разнородных явлений и качественно однородных явлений; экспертные оценки, даваемые по заданному алгоритму, по заданной методике с использованием
  10. Личность как субъект жизненного пути
    индивидуально-психологическим типом. Активность проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, но, согласно теории отношений В.Н.Мясищева, только при позитивном отношении к соответствующей сфере. Активность имеет у разных типов личности разный способ связи ее форм — инициативы и ответственности (преобладание одной или другой), включая их противоречие, погашающее уровень активности,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011