<< Предыдушая Следующая >>

Синдромы речевых нарушений

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

У детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Наряду с псевдобульбарной дизартрией, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме детского церебрального паралича. Эта форма характеризуется мышечной дистонией гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь).

Часто встречается смешанная дизартрия. Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще дизатрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

Алалия

Алалия - явление, при котором отсутствует речь или наблюдается ее четкое недоразвитие. При этом слух и интеллектуальное развитие у детей с диагнозом «алалия» находится на нормальном уровне. Как правило, алалия спровоцирована родовыми травмами — когда повреждаются речевые отделы больших полушарий головного мозга. Если случай алалии тяжелый, то речь отсутствует полностью либо заменяется на бессвязный лепет в то время, как нормальное развитие речи ребенка предполагает уже достаточно большой набор слов и произнесение их без проблем.

Алалия бывает двух видов: сенсорная и моторная. При сенсорной алалии наблюдается разрыв связи между звуковой оболочкой и значением слова. При моторной алалии возникает недоразвитие словарного запаса, перестановка слогов, искажение звуковой картины слова. При моторной алалии ребенок понимает звучащую речь, а вот при сенсорной это понимание нарушается.

Алалия способна спровоцировать задержку психического развития и снижение работоспособности, внимания, увеличение утомляемости, усталости даже после непродолжительной определенной умственной работы.
Алалия может сопровождаться заиканием, отсутствует плавность речи, наблюдается прерывистость и «дерганье».



29. ДЕТСКИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ ПАРАЛИЧИ

Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Причиной развития детских церебральных параличей бывают различные факторы. К первой группе этих факторов следует отнести инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечнососудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесенные во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе следует отнести церебральные параличи вследствие менинтита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное развитие.

Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами. эпилептиформными припадками.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Синдромы речевых нарушений"
  1. СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
    синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения). Заикание необходимо отличать от расстройств темпа речи (тахиалия и брадилалия). Тахилалия — это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму речь. Брадилалия — это замедленная, растянутая речь. Тахилалия и брадилалия могут быть обусловлены врожденными особенностями нервной
  2. Синдромы речевых нарушений
    речевого развития, дизартрией и алалией. Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с
  3. Оказание неотложной помощи в условиях поликлиники
    синдром, приступ бронхиальной астмы, крапивница, отек Квинке, гипертермический синдром. Различные отравления, тепловой и солнечный удар встречаются крайне редко. ОБМОРОК Обморок — внезапно возникающая кратковременная утрата сознания с ослаблением деятельности сердечной и дыхательной систем. Обморок является легкой формой острой сосудистой мозговой недостаточности и обусловлен анемией
  4. ТАКТИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЖАЛОБАМИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
    синдром), тревоге (страх, паническое состояние) и гневу (раздраженность, ярость). Одни люди довольно точно различают и контролируют свои ощущения, у других это затруднено. Соответствующее выражение лица, повышенный голос, гримасничанье, скрежетание зубами, сжатые кулаки, сверкающие глаза, повышенное потоотделение, слезы и др. не только свидетельствуют о наличии определенных эмоций, но и позволяют
  5. НАРУШЕНИЯ ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ И СЛУХА
    синдром Каллманна. На основании жалоб больного или объективных данных можно выделить следующие расстройства обоняния: полную (общую) аносмию — отсутствие обоняния; частичную аносмию — способность различать некоторые (но не все) запахи, специфическую аносмию — неспособность различать какой-либо определенный запах (запахи), полную (общую) гипосмию—понижение чувствительности ко всем запахам;
  6. Нарушения речи, встречающиеся во врачебной практике
    синдромов, не зависящих от таковых при поражении задних (сенсорных) зон. Дисфазии можно разделить на моторную (Брока) и сенсорную (Вернике), а затем, исходя из локализации поражения, можно выделить субкортикальную, кортикальную и транскортикальную дисфазии. Полагают, что при субкортикальном поражении прерываются основные афферентные или эфферентные проекции коркового центра; при кортикальных
  7. Видимые особенности поведения больного
    синдроме (см. ниже) новые факты временно регистрируются, однако не могут сохраняться в памяти более чем на несколько минут, также отмечают дефект вспоминания и воспроизведения фактов, которые запомнились за несколько дней, недель и даже лет до начала заболевания (ретроградная амнезия). Доказательством сохранности кратковременной памяти, т. е. регистрации, служит способность повторять предложения
  8. Известные синдромы
    синдрома- При легком течении, как это бывает при лихорадке, делирий характеризуется появлением случайных блуждающих мыслей и бессвязных высказываний, прерываемых периодами просветления. Такую форму болезни с отсутствием двигательной и вегетативной гиперактивности иногда называют спокойным (или гипокинетическим) делирием и считают наиболее трудной для дифференциальной диагностики с другими
  9. Специфические противобактериальные препараты
    синдромов, в частности при акне, обострениях бактериального бронхита, синдроме нарушения абсорбции и синуситах. Они не относятся к препаратам выбора при стрептококковых и пневмококковых инфекциях, а также при анаэробных инфекциях органов брюшной полости. Хлорамфеникол (левомицетин). Левомицетин (хлорамфеникол) — антибиотик широкого спектра действия, в США стали использовать в 1949
  10. ЭПИЛЕПСИЯ И СУДОРОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ
    синдромом системного заболевания. Эпилепсия встречается и в идиопатической форме; в данном случае речь идет о тех больных, в анамнезе которых нет указаний на поражение нервной системы или явных признаков нарушения ее функций. Единичные, нерецидивирующие эпилептические припадки могут отмечаться у практически здоровых людей в силу многих причин, и в подобных случаях не следует говорить о

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011