<< Предыдушая Следующая >>

Расстройства гнозиса (агнозии)

Гнозис (греч. gnosis — знание) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (соматосенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной “корковой слепоте”, при которой зрение как таковое остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка (рис. 78). Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое.

В некоторых случаях больной способен узнавать и различать отдельные характеристики предметов: величину, форму, характер поверхности, но не знает предмета в целом. Например, при предъявлении расчески он может сказать, что это продолговатый, плоский предмет “с зубчиками”, но что это такое — он не знает.


При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д. Так, с целью запомнить, а затем узнать лечащего врача больной вынужден запоминать, что его врач блондин и в кармане у него находится платок голубого цвета. Своеобразным признаком является также игнорирование левой половины поля зрения.

Например, рисуя по заданию домик, больной не дорисовывает его левую часть и не замечает этого дефекта. При право-полущарных зрительных агнозиях иногда наблюдается неузнавание своих собственных вещей. Больной понимает, что перед ним шапка, но не узнает в ней свою собственную. Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при поражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника.

При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются мужские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации.

Тактильная (или соматосенсорная) агнозия возникает при поражении теменной доли мозга сзади от задней центральной извилины.
Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.

Астереогноз — неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.

Расстройство схемы тела — неспособность показать части своего тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать.

Анозогнозия — неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдается при поражении правого полушария. Например, больной с параличом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.

Обонятельная и вкусовая агнозии заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агнозий не имеют существенного практического значения.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Расстройства гнозиса (агнозии)"
  1. СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
    расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании. Обонятельная и вкусовая агнозии заключаются соответственно в
  2. ВЫСШИЕ КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ
    расстройства движений, чувствительности и зрения возможны при поражении соответствующего участка одного из полушарий. Данные нарушения возникают на стороне, противоположной локализации патологического очага. Корковые расстройства слуха, вкуса и обоняния наблюдаются только при двустороннем поражении анализаторных зон или их связей. Наличие симметричных анализаторных отделов в правом и левом
  3. ОПУХОЛИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
    расстройства и изменения поведения. Нарушается концентрация внимания, снижается память. Дети становятся заторможенными, замыкаются в себе, временами как бы отсутствуют. Вначале эти симптомы нередко рассматривают как особенности характера ребенка. Постепенно усиливаются заторможенность и оглушенность. Признаком повышения внутричерепного давления является также и головная боль. Постепенно
  4. Расстройства двигательных функций
    расстройства, при которых двигательная функция только ослаблена, но не выключена совсем. Причинами параличей являются инфекционные, травматические или обменные (склероз) поражения, вызывающие непосредственно нарушение нервных путей и центров или расстраивающие сосудистую систему, в результате чего нормальное питание этих областей кровью прекращается, например при инсультах. Параличи
  5. Приложение
    расстройств, их проявления в разные возрастные сроки, методы лечебно-коррекционного воздействия. В связи с этим основной задачей курса "Невропатология детского возраста" является изучение анатомо-физиологических закономерностей формирования нервной системы в возрастном аспекте, развития анализаторов и функциональных систем, обусловливающих становление высшей нервной деятельности. Программа
  6. Высшие психические функции и их нарушения
    расстройства при очаговых поражениях мозга всегда были в поле зрения неврологов. По мере совершенствования структурно функциональных представлений о мозге, законах нервной деятельности, биолого социальной природе человека, законах человеческой психики, языка представления о гнозисе, праксисе, речи и мышлении усложнялись, перестраивались и получали освещение в смежных научных дисциплинах, в первую
  7. Функции головного мозга и возможные нарушения этих функций
    расстройстве иннервации речевого аппарата. Это может быть паралич или парез речевого аппарата, поражение мозжечка или стриопаллидарной системы. Дислалия – неправильное произношение звуков при речи. Алалия – задержка речевого развития. В норме ребенок начинает говорить к 1–1,5 годам. Иногда алалия возникает в связи со слабоумием, при котором ребенок отстает также в психическом развитии.
  8. Виды патологий черепно-мозговых нервов и методы их исследования
    расстройствами). Односторонние нарушения обоняния связаны в основном с патологическими процессами в области передней черепной ямки (опухолью, кистой, абсцессом, сосудистой мальформацией, гематомой или повреждением основания черепа и ушибом мозга). Нарушение узнавания предъявляемых запахов (обонятельная агнозия) наблюдается относительно редко, поскольку обонятельные рецепторы имеют двустороннее
  9. Хронический гепатит
    расстройства обычно выражены незначительно. В период репликации повышается температура тела до субфебрильных цифр, появляются нерезко выраженные боли в суставах и мышцах («ревматические» жалобы), головная боль. На I этапе диагностического поиска можно выявить связь настоящего заболевания с перенесенным ранее острым вирусным гепатитом. У незначительной части пациентов ХВГеп В может
  10. Двигательная система
    расстройств. Паралич означает потерю мышцами способности сокращаться вследствие прерывания одного или более двигательных путей, идущих от головного мозга к мышечному волокну. В повседневной медицинской практике параличом или плегией обычно называют частичную или полную утрату функции, а для обозначения умеренных нарушений функции предпочтительнее использовать термин парез. Кроме слабости, важным

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011