<< Предыдушая Следующая >>

Абилитация и реабилитация

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.
У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий.
Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Абилитация и реабилитация"
  1. КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЗГА
    абилитации лиц с теми или иными отклонениями в развитии. При помощи специальных приемов дефектолог может компенсировать нарушенные функции за счет сохранных. Так, в случае врожденной глухоты или тугоухости ребенка можно обучить зрительному восприятию устной речи, т. е. считыванию с губ. В качестве временного заместителя устной речи может быть использована дактильная речь. При повреждении левой
  2. АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
    абилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое
  3. ДЕОНТОЛОГИЯ В НЕВРОПАТОЛОГИИ
    абилитация и реадаптация. Важную роль в этом должны сыграть врач и педагог-дефектолог. Многие больные с двигательными, психическими и речевыми дефектами вполне могут быть адаптированы в кругу семьи, школе, интернате. Большинство оказываются в состоянии заниматься общественно полезным трудом. Необходимо помнить, что конечной целью труда врачей, педагогов-дефектологов и всего персонала является
  4. Общие положения
    абилитации – свое время. Конечно, проблема эта далека от своего разрешения и на данный момент может только ставиться. Исходя из предложения В.А.Илюхиной (1979), что для разных структур существует генетически детерминированная, онтогенетически сформированная и закрепленная шкала возможных состояний, нельзя исключить, что начало лечебно-реабилитационных мероприятий в критический период развития
  5. Духовно-психосоматическая депривация детей с ДЦП как причина развития госпитализма и институционализма. Ятрогенный или “нажитый” ДЦП
    абилитационного процесса позволит больным максимально использовать природные задатки, более эффективно участвовать в воспитательном процессе и наилучшим образом включиться в социальную среду”. Применяя дифференцированные абилитационные программы, Д.Н.Исаев и В.Н.Попов более чем у 90% детей с разной глубиной нервно-психического дефекта (задержка психического развития, дебильность, имбецильность),
  6. Эффективность лечения и реабилитации больных ДЦП
    абилитация и абилитация. – И.С.). Еще тяжелее преодоление речевых дефектов – различных форм дизартрии. Вот почему либо больные этого возраста становятся инвалидами, хотя их двигательные возможности и увеличиваются, либо (в лучшем случае) у них остаются довольно тяжелые косметические дефекты. Ортопедо-хирургические вмешательства у больных ДЦП подросткового и юношеского возраста приводят в 50-60%
  7. Гипертоническая болезнь.
    абилитацию этих пациентов достигли 1 млр.$ в год. Ежегодно в странах Европы диагностируется около 450 тыс. новых случаев заболевания. На Украине около 15-20% населения среднего возраста, страдают повышенным АД и среди пожилых лиц распространённость эссенциальной гипертензией достигает 30-40%. На XVIII европейском кардиологическом конгрессе в Бирмингеме, были представлены интересные данные,
  8. ЛЕЧЕНИЕ
    абилитации больных с патологией желчных путей. Физиотерапевтические процедуры оказывают спазмолитическое, седативное действие, усиливают желчеобразование и желчеотделение. В качестве тепловых процедур для коррекции гипертонуса приме-няется электрогрелка на область правого подреберья или под правую лопатку по 1-2 часа, 2 раза в сутки, аппликации парафина, озокерита. Широко используются
  9. 2.16. ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
    абилитация - отказ от курения - вакцинация против гриппа, гепатита В - медикаментозное лечение Диета: 1. ограничение приема поваренной соли: - 1 ф.к. до 3 г/сут - 2 ф.к. до 1,5 г/сут - 3 ф.к. менее 1,0 г/сут 2. максимум приема жидкости 1,5 л/сут 3. пища должна быть калорийная, легко усваиваемая, с достаточным содержанием витаминов, белка 4. при ИМТ более
  10. Оральные контрацептивы – современный подход
    абилитация после эктопической беременности, акне, жирная себорея, гирсутизм; следует подчеркнуть, что при трех последних состояниях предпочтение отдается препаратам, содержащим прогестагены третьего поколения - Марвелон, Мерсилон, Силест), • необходимость обратимого контроля рождаемости и/ или соответствующего интервала между родами, • сексуальная активность молодых нерожавших женщин

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011