<< Предыдушая Следующая >>

Закономерности становления понятийной системы химии в историко-культурном развитии науки

Одним из способов изучения механизмов, закономерностей и условий становления ментальных структур, лежащих в основе специальных способностей, является историко-культурный анализ развития предметного содержания химии как науки. Такая реконструкция предмета химии позволяет воспроизвести зафиксированную и опредмеченную в культуре химическую картину мира. Решение данной задачи возможно с точки зрения двух взаимодополняющих подходов: содержательного и хронологического.

Содержательный подход позволяет выявить качественные скачки в развитии предметного содержания химии: из всего потока химической формы движения материи сознание человека первоначально выделяет элементный состав вещества, затем его структуру и только после этого начинает рассматриваться вся кинетическая система в целом. Формируется способность различать все большее число признаков, определяющих свойства вещества, таких как состав и структура вещества; природа и относительные количества реагентов; внешние условия, в которых находится система; веществ, стехиометрически не участвующих в реакции (примеси, катализатор, растворитель и т.п.), но влияющих на протекание химического процесса. Более глубокое изучение химического процесса приводит к открытию переходных состояний. В понятии «переходное состояние» объединены все абстрактные моменты химизма: строение, кинетика, термодинамические свойства, условия протекания процесса, в него как бы вписаны исходные и конечные продукты. Тем самым более тонкая дифференциация ведет к интеграции, стирающей грань между понятиями «химическая частица» и «химическая реакция» Химический процесс и химическая частица объединяются в единое целое; превращение одной стабильной химической формы в другую происходит через «бесформенное состояние», через ломку всех характеристик обычных стабильных молекул (Жданов, 1977).
В простейших химических системах открываются своего рода механизмы предбиологической адаптации, завершается концептуальный строй химии и дается научно-теоретическое обоснование концептуальным системам биологии (Руденко, 1983).

Хронологический подход позволяет более детально раскрыть процесс формирования понятийных систем химии. В античном периоде развития химии можно обнаружить прообразы ключевых понятий, составляющие каркас современной науки, – элемент, атом, связь, соединение (миксис), химическое явление, специфика химического взаимодействия (пропорциональность), строение; высказаны основные идеи, необходимые для определения понятия «элемент», – «атом», характеристика атома (вес, размер, форма), ограниченность числа форм атомов. То есть элемент – это совокупность атомов определенного вида. Но поскольку понятие «элемент» не было отделено от понятия «тело», «вещество», «агрегатное состояние», операционализация этого ключевого понятия химии затянулось на века – пока шло освобождение объективной химической картины мира от субъективных воззрений ученых разных эпох. Только тогда появилась возможность интеграции этих понятий, возможность операционализации понятия «элемент».

Анализируя учение о химическом строении вещества, следует отметить, что впервые идею геометрической структуры разных видов материи можно найти у Платона, идею строения соединений – в химической символике Дальтона. Эта идея глобальна. Затем появляются первые экспериментальные данные, доказывающие влияние строения на свойства вещества (изомерия). Однако неопределенность понятий атом, молекула, элемент, атомная масса долгое время мешала выявлению строения соединений.


Использование дутья и флюсов в технологии получения железа (II тысячелетия до н.э.) свидетельствует об интуитивном применении законов термодинамики и кинетики химических процессов, которые получат экспериментальное подтверждение и теоретическое обоснование только в XX веке. Но это знание глобально, потом оно расчленяется на элементы – выделяется «теплота» как составной элемент, материальная субстанция; затем устанавливается связь между теплотой и движением частиц. Дальнейшее дифференцирование действительности привело к необходимости четкого различения таких сторон «теплоты», как «количество теплоты» и «интенсивность теплоты», «теплоемкости» и «скрытой теплоты изменения агрегатного состояния вещества» и т.д. Начинается упорядочивание свойств и отношений между компонентами реагирующей системы, устанавливаются различные взаимосвязи и отношения, формулируются фундаментальные законы термохимии, термодинамики и химической кинетики.

Анализ фактов показывает, что процесс эволюции специальных способностей и ментальных структур, лежащих в их основе, зафиксированный и опредмеченный в орудиях производства и письменных источниках, подчиняется дифференционно-интеграционному принципу. Таким образом, опираясь на эволюционный критерий, можно утвердительно говорить о существовании специальных химических способностей и ментальных структур, лежащих в их основе.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Закономерности становления понятийной системы химии в историко-культурном развитии науки"
  1. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ СМЫСЛА жизни и АКМЕ с другими понятиями
    закономерностей и механизмов, определяющих такой тип развития людей как индивидов, личностей и субъектов деятельности, который означает достижение ими наиболее высокого уровня в этом развитии. А конкретнее - уровня, когда, став взрослыми, они оказываются физически здоровыми, высоконравственными, мастерски владеющими полученной ими профессией. Одним из путей постижения указанных закономерностей и
  2. Введение ПРАКТИЧЕСКОЕ ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА
    закономерностях их возникновения и развития призвана была стать своеобразной философией клинической медицины, дать систему взглядов на проблемы этиологии, патогенеза, лечения и профилактики заболеваний. На смену догматизму и мертвящей схоластике, происходившим из Средневековья, на смену царившим еще в XVIII в. рутине и шаблону приходило опытное знание. Развитие естествознания давало надежный
  3. Концептуальная схема методологии системной реконструкции структур ментального опыта субъекта
    закономерности становления ментальных структур, названной нами правилом константности зрелой структуры: при высокой степени зрелости ментальных структур время реакции сложного выбора становится величиной постоянной. 3. Форма упорядоченности структур (количество уровней обобщенности, особенности их интеграции). Ментальные структуры имеют сложное иерархическое строение, состоят из разных
  4. В
    закономерностей В. н. д. сельскохозяйственных животных позволяет правильно организовать воспитание молодняка и рациональный уход за животными, выработать у них стереотип на распорядок дня, научно обосновать тренинг. В обычных условиях существования поведение животных складывается из совокупности врождённых (включая сложные инстинктивные) и приобретённых (условнорефлекторных) элементов. Чем выше
  5. М
    закономерностей, открытых австрийским естествоиспытателем Г. Менделем (G. Mendel) в 1865. М. положил начало генетике как науке. Методическая основа М. — генетический анализ, состоящий в экспериментальном скрещивании генетически различающихся особей и последующем количественном анализе полученных гибридов и их потомства. Анализируя результаты скрещиваний чистых линий гороха, Мендель пришёл к
  6. ИСТОРИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
    закономерностей транслокации этих веществ в биосфере и выявления особенностей канцерогенного, аллергенного, мутагенного и других видов их воздействия на человека. Актуальной стала проблема гигиенического нормирования содержания различных веществ в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продуктах, воздухе помещений. Значительное распространение и социальное значение сердечно-сосудистых,
  7. История развития санитарной охраны почвы. Показатели, характеризующие основные свойства почвы, их гигиеническое значение
    закономерностей миграции химических веществ из почвы в атмосферный воздух и подземные воды, установки, моделирующие поступление ЭХВ с поверхностным стоком в открытые водоемы. Кроме того, был предложен единый модельный эталон почвы (МЭП), который имеет постоянный гранулометрический и физико-химический состав, максимальную фильтрующую, минимальную сорбционную и поглотительную способность. Научно
  8. Занятие 9 Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ В XIX ВЕКЕ. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА
    закономерным. В связи с усилением капиталистических отношений значительно возросли потребности в медицинской помощи как городского, так и сельского населения. Учреждения приказа общественного призрения (преимущественно больницы в губернских и уездных городах) уже не могли удовлетворить эти потребности. Земской медициной была разработана оригинальная форма сельского здравоохранения в виде
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ
    закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения. Таким образом, общественное здоровье характеризуется одновременным, комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и многих других факторов. Многие из этих факторов могут быть
  10. Процессуально-технологический аспект продуктивной профессиональной деятельности
    закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов" [15]. Данные словарные определения технологии сориентированы, главным образом, на выделение технологий материального производства и, следовательно, принимают во внимание прежде всего те физические, материальные закономерности, которые выглядят как наиболее существенные

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011