<< Предыдушая Следующая >>

Задачи исследования

разработать теоретико-методологические основы исследования психологически здоровой личности, включая историко-научные предпосылки, принципы и подходы к изучению акмеологических ресурсов этого феномена;

• раскрыть онтологическую сущность акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи как личностного феномена с отношением к себе и системой межличностных отношений в индивидуальном и социальном аспекте;

• дифференцировать инвариантные и вариативные характеристики акмеологических ресурсов психологического здоровья личности молодежи, развиваемые под влиянием детерминирующих их психологических условий и факторов;

• раскрыть механизмы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи с входящими в него взаимодействующими звеньями, определить критерии оценки его сформированности и показать пути реализации данного механизма в ходе формирующего эксперимента.

Методологическую основу исследования акмеологических ресурсов психологического здоровья личности молодежи составили принципы системного подхода (М.Я.Басов, В.А. Барабанщиков, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Г.П. Щедровицкий и др.), потенциального и актуального (О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, С.Л.Рубинштейн, И.Н. Семенов), представление о целостности человека, единстве социального и биологического в человеке (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.С. Ильин, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.А. Ухтомский и др.), фундаментальные труды в области психологии личности (К.А Абульханова, А.Г. Асмолов, М.К. Мамардашвили, Е.В. Шорохова и др.), акмеологического аспекта личностного развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, В.М. Розин, Э.В. Сайко и др.), деятельностная теория развития личности, ее субъектности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.), гуманистическая теория личностного роста (А. Адлер, Г. Олпорт, К. Роджерс, Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер и др.), иерархическая теория потребностей личности (С.Б. Каверин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Д. Шадриков, и др.) и ее самореализации (Л.И. Анцыферова, В.П. Зинченко, О.А. Конопкин, В.И. Слободчиков и др.), теория адаптации личности в социальной среде (Ж.
М. Глозман, Т.В. Снигирева, С.Т. Посохова, Е.Ф. Филлипова и др.), а также теоретические предпосылки развития личностной автономии (Э.В. Галажинский, К. Гольдштейн, С. Мадди, Г. Олпорт, В.В. Столин и др.), психологические исследования в области личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков, А.С. Мельничук, Ю.В. Синягин и др.).

Теоретическую основу исследования составили работы, исследующие психологические аспекты здоровья индивида (Н.А. Агаджанян, Л.В. Васина, Е.А Уваров и др.) и психологические причины его нарушения (О.С. Васильева, Г.С. Никифоров, В.Д. Тополянский и др.), психологические исследования соматических состояний человека (А.В. Кириченко, В.А. Пономаренко, М. Фуко и др.), труды, посвященные адаптации личности в социальной среде (Ф.Б. Березин А.Л. Журавлев, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, и др.), работы в области кризисных личностных состояний (Т.В. Башкирева, Ф.Е. Василюк, М.А. Гулина и др.), исследования эмоциональной сферы личности (Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Б.И. Додонов, В.А. Лабунская, и др.) и аффективных состояний (С.Н.Ениколопов Е.О. Лазебная, В.Д. Менделевич, В.Н. Мясищев, А.Б. Холмогорова, H.S. Akiskal, J. Angst и др.), эмоциональной саморегуляции (Б.А. Вяткин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.О. Прохоров и др.) и фрустрации (Р. Барнер, Л.И. Ермолаева, Н.Д. Левитов, Н. Майер и др.), изучение влияния межличностной поддержки на преодоление внутриличностных проблем (В.А. Горянина, В.В. Знаков, М.Ш. Магомед-Эминов, А.У. Хараш, О.В. Хлудова, Е.В. Цуканова и др.), научно-теоретический и психолого-практический анализ процессов и состояний депривации, отвергания, отторжения, изоляции и лишений (Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, И.С. Кон, В.Н. Косырев, В.Н. Мясищев, Е.В. Осин Э.Фромм и др.), конфликтологические исследования (И.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Ф. Глазл, И.В. Грошев, Л. Козер, А.И. Шипилов, G. Krug и др.).

Методы исследования включали теоретико-методологический анализ литературы по проблеме психологического здоровья как личностного феномена, теоретическое общение историко-научных предпосылок изучения этой проблемы, систематизацию существующих научных подходов, структурирование принципов исследования акмеологической сущности психологически здоровой личности, методологическое обоснование подхода к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья личности, теоретическое разграничение инвариантной и варативной сущности этого феномена, моделирование механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности как психологического феномена.
На этапе констатирующего исследования акмеологических ресурсов психологического здоровья личности были применены следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (CЖО) Д.А. Леонтьева; морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной; стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98) В.И. Моросановой; самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозман; шкала оценки потребности в достижении Ю.М.Орлова; многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина; шкалы опросника для выявления и оценки невротического состояния Д.М. Менделевича, К.К. Яхина; тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; Калифорнийский психологический опросник (СРI); диагностика уровня развития рефлексивности (методика А.В. Карпова); методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н. Собчик. В эмпирической части исследования использовались разработанные автором опросник для выявления психологичексих факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья и анкета для оценки сформированности акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи. Формирующий эксперимент представлял собой поэтапную программу реализации механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистического пакета SPSS 17.0., факторный (Varimax), корреляционный, кластерный и дискриминантный анализы, коэффициент корреляции Пирсона, критерии Стьюдента, Вилкоксона-Манна-Уитни, Фишера.

Эмпирической базой исследования явилась выборочная совокупность:958 студентов специальностей разных укрупненных групп (гуманитарной, естестственнонаучной, экономической, культуры и искусств) Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Задачи исследования"
  1. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    задач было проведено комплексное обследование 294 человек. В ходе исследования все пациенты были разделены на следующие группы: в первую группу вошли 56 человек с язвенной болезнью ДПК, осложненной перфорацией, во вторую 82 человека с язвенной болезнью ДПК, осложненной кровотечением, в третью 24 человека с язвенной болезнью желудка, осложненной кровотечением, в четвертую 81 человек с язвенной
  2. Инструкция по обработке данных, полученных с помощью опросника SF-36
    задачи исследования: Исполнители (Ф. И. О.): Использование опросника возможно только в вышеуказанном исследовании и в соответствии с перечисленными ниже условиями: 1. Исследование проводится без прямого или косвенного (предоставление препарата и т.д.) спонсирования или иной финансовой помощи со стороны фармацевтических компаний или медицинских коммерческих учреждений или организаций.
  3. Эхографическое исследование при беременности
    задач, связанных с выявлением возможных осложнений самых ранних ее сроков. Исследование на этом этапе проводят в сроки от 7 до 14 нед беременности. Основными задачами исследования являются: • выявление развивающейся беременности; • оценка соответствия размеров плодного яйца и эмбриона предполагаемому сроку беременности; • обнаружение многоплодной беременности; • определение места
  4. Практическая часть
    задачами исследования (родовой, видовой, внутривидовой принадлежности). Бактериологическое исследование проводится в несколько этапов: 1. Посев доставленного материала на среды обогащения. Для некоторых видов материалов осуществляют предварительную подготовку их для посева, а затем инкубацию посевов для всех видов при условиях, соответствующих свойствам искомых бактерий. 2. Изучение чашек с
  5. В
    задачи. См. также Биометрия. +++ варикозное расширение вен (Varices venarum; ед. ч. varix), вариксы, болезнь поверхностных вен, выражающаяся увеличением их просвета и изменением формы и консистенции, выпячиванием в зоне истончённой венозной стенки и нарушением кровотока. У животных поражаются чаще вены семенного канатика, молочной железы, влагалища, шейка матки, прямой кишки (геморрой у
  6. Г
    задач исследования Г. а. может быть проведён на молекулярном, клеточном и организменном уровнях. Возможности Г. а. значительно расширяются при использовании его в сочетании с цитологическим, биохимическим и др. методами. Лит.: Серебровский А. С., Генетический анализ, М., 1970. +++ генетический код, система «записи» наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде
  7. Ф
    задачу современной Ф. наряду с этим входит использование лекарственных средств для профилактики болезней животных (фармакопрофилактика), для стимуляции роста и повышения продуктивности животных (фармакостимуляция), для регуляции и целенаправленного изменения физиологических и биохимических процессов в организме (фармакорегуляция). Ф. изучает также изменения, возникающие под воздействием
  8. Э
    задачу ветеринарной службы. Особое значение в защите от Э. б. имеет развитие международного сотрудничества ветеринарных служб. +++ эклампсия (Eclampsia), токсикоз беременности, характеризующийся припадками тонико клонических судорог. Наблюдается главным образом в предродовой, а также в послеродовой периоды. Болеют собаки, пушные звери, кошки, реже свиньи и др. животные. Характерно внезапное
  9. Нарушения проведения
    задача исследования у больных с нарушениями предсердно-желудочкового проведения — определение места блокады, выявление связи между аномалиями проведения и клиническими проявлениями, а также оценка вероятности прогрессирования АВ-блокады до высокой степени с определенной заболеваемостью и смертностью. При наличии такой информации может быть принято адекватное решение о применении пейсмекерного
  10. НАДЗОР ЗА БОЛЕЗНЯМИ ЖИВОТНЫХ
    задач, поставленных для обоснования принятия решений. Настоящие рекомендации применимы ко всем болезням, вызывающим их возбудителям и всем видам восприимчивых животных, включенным в Кодекс. Настоящие рекомендации призваны облегчить развитие методологии надзора. Кроме случаев, когда какой-либо особый метод надзора, описанный в Кодексе, пригоден для ограниченного списка болезней или инфекций,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011